Рекрутинг в Индонезии. Как собрать команду на самом быстрорастущем рынке?

Согласно отчету Goldman Sachs, Индонезия станет 4-й экономикой мира к 2050 году. Многие компании пытаются занять долю на этом перспективном рынке, а это невозможно без местной команды. Мы собрали гайд по рекрутингу топовых специалистов в Индонезии.

Полный отчет Goldman Sachs <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.gspublishing.com%2Fcontent%2Fresearch%2Fen%2Freports%2F2023%2F06%2F08%2F50ccfb98-b82c-4ba6-976d-d541f83239be.html&postId=1069124" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">тут</a>
Полный отчет Goldman Sachs тут

Привет! Меня зовут Тимур Турсунов.

В начале своего пути мы сделали кучу ошибок в найме и исследовании местного рынка, но собрали серьезную экспертизу. Так появился другой мой проект ID Hunter - HR & Market Research Агентство, которое специализируется на найме специалистов в Индонезии, Филлинах, Малайщии и других странах ЮВ Азии. В своих статьях я делюсь личным опытом, а также мнениями моих знакомых и друзей о ведении бизнеса в этой удивительной стране.

Содержание

Зачем вообще выходить в Индонезию?

Этому можно было бы посвятить отдельную статью, поэтому здесь очень кратко. Вот две основные причины:

  1. Здесь стремительно растет средний класс. Когда такое происходит это сопровождается притоком инвестиций, международных компаний, профессионалов и т.д. Сейчас в Индонезии как раз такой период.
  2. Индонезия долгое время была обделена вниманием международных брендов, поэтому во многих областях здесь есть незанятые ниши.

ВВП: $1,19T номинал (16 в мире)

Население: 275M человек (4-я в мире); 52М средний класс; Средний возраст 29,9 лет

Религия: В Индонезии около 87% населения исповедуют ислам, 10% — христианство (разделенные между протестантами и католиками), 1,7% — индуизм, менее 1% — буддизм, и небольшой процент придерживается конфуцианства и других религий.

Язык: Основной язык индонезийский. По английски говорят довольно много индонезийцев и абсолютно нормально ожидать хороший английский от белых воротничков (этот термин используется и дальше в статье, вот его определение).

Стоит добавить, что если ваше представление об Индонезии строится на острове Бали, то оно далеко от реальности. Население острова около 5 млн. человек и здесь основная религия Индуизм. Если вы сопоставите это с цифрами выше, то поймете, что Бали довольно уникальное место и оно сильно отличается от Индонезии в целом.

Бали не просто так называют райским островом, тут своя религия, культура и в году больше чем 200 праздников и церемоний.

Виталий Череменский. Основатель сети коворкингов Setter
Джакарта ночью. Credit: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.pexels.com%2Fphoto%2Filluminated-cityscape-of-jakarta-15748182%2F&postId=1069124" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Tom Fisk</a>
Джакарта ночью. Credit: Tom Fisk

Основная покупательская способность в Индонезии сосредоточена на острове Ява, здесь же находится и столица - Джакарта, а также крупнейшие города, такие как Бандунг, Джогджакарта и Сурабайя.

Каких специалистов стоит искать в Индонезии, а каких нет

Давайте рассмотрим наиболее частый кейс.

Вы - предприниматель, который хочет вывести свой, уже существующий продукт, на рынок Индонезии. В этом случае вам вероятно потребуются местные

  1. Юристы
  2. Отдел продаж
  3. Маркетинг
  4. Административный персонал
  5. Консультанты (для вас все еще много белых пятен и консультанты вам понадобятся)

Все эти специальности лучше нанимать на местном рынке.

Конечно, у каждого свой взгляд на формирование команды и каждый эту задачу решает по своему. Тот же вопрос я задал основателю местной fintech компании, вот его мнение:

Нанимать локально: Отдел продаж, call center, junior developers, junior / mid PMs, field people [все, кто встречается с клиентами]

Привозить: CTO, C Level, HR, CFO / Finance, PA, Underwriting, Credit analysts

Никита Семёнов, основатель GetMo

Может возникнуть идея, что маркетинг команда у вас уже есть, поэтому вы как-то сами разберетесь вместе с Google Translate. Но местный маркетинг довольно специфичен с точки зрения рекламных посылов, рекламных каналов (напишу об этом статью как нибудь). В итоге получится совсем иное распределение рекламного бюджета.

Посмотрите рекламный ролик одного из крупнейших маркетплейсов в Индонезии.

В этом ролике вы видите местную звезду King Nassar, который на мотив детской песенки "Head Shoulders Knees & Toes" рекламирует рассрочку от Shopee. Кстати, эта рекламная кампания была очень успешной, только на официальном Youtube канале подобный формат набрал более 500M просмотров. Создать такое без глубокого понимания местного рынка вряд ли возможно.

Но важно не только кого вы собираетесь нанимать, а также как и где.

На моем опыте c level специалистов легче найти в Джакарте. + в целом когда человек переезжает из-за работы, то и цель у него понятная.

Виталий Череменский. Основатель сети коворкингов Setter

Почему нанимать в Индонезии сложнее чем в РФ, Европе или США

  • Релокация. Это скорее правило. Поиск кандидатов происходит по территории всей страны, нельзя фокусироваться только на том месте где вы находитесь.
  • Вы и ваши соискатели действуете в разных системах координат. Название должности в вашем понимании скорее всего будет отличаться от ее значения в Индонезии.
  • Множество job-порталов. В Индонезии нет одного ресурса (вроде HH), где вы размещаете вакансию и можете быть уверены, что при наличии рекламы ее увидят ваши соискатели. Сайтов с вакансиями здесь около 10, эффективны далеко не все. Об этом подробнее в разделе "Сайты по поиску работы в Индонезии".
  • Работу ищут по рекомендации. Если вы нанимаете линейный персонал, то этих ребят не будет на Linked.in и job порталах. На такие позиции кандидатов находят в сообществах Facebook или Whatsapp (оба принадлежат компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории России).
  • Факт чекинг. Достижения кандидата на предыдущем месте работы необходимо будет подтверждать. Вам нужно самостоятельно установить контакт с предыдущим работодателем и задать вопросы о его опыте, порядочности и т.д. Это сложнее когда сотрудник еще работает, но уже проходит у вас собеседования. Например в США подтвержденный опыт в Google говорит о многом, дальше можно не копать. Здесь же строчка в резюме несет в себе мало информации.
  • Интервью на индонезийском. Бывают случаи, когда интервью проходит на индонезийском, соответственно нужен опытный местный HR специалист, который задаст правильные вопросы.
  • Культурные особенности. Помимо опыта работы и навыков есть еще мотивация - будет ли ваш новый сотрудник работать эффективно, или для него это место где можно особо не напрягаясь получать зарплату? Подойдет ли ему работа в международной команде, или он не сможет адаптироваться? Распознать это не просто, если вы еще не имеете опыта найма на местном рынке.

Какие зарплаты в Индонезии

Бытует мнение, что в Индонезии невысокие зарплаты и можно легко нанять недорогих, но профессиональных сотрудников. Это не совсем так.

Такую ситуацию можно встретить на низких должностях, например в сфере общепита или стройки. Но если говорить о квалифицированных специалистах в маркетинге или в продажах, т.е. о белых воротничках, то зарплаты далеко не низкие.

Разброс зарплат в Индонезии на одну и ту же позицию может быть очень большим. Например опытный биздев может получать как $700 так и $4000 в месяц. Финансовый аналитик с опытом работы 2 года от $500 до $3000. И как вы понимаете, вам больше понравится дорогой специалист.

Страна развивается, экономика растет, рабочие места появляются, а рынок труда не готов к таким вызовам. Местных квалифицированных специалистов катастрофически мало, поэтому на средние и высокие позиции у них зарплата точно выше, чем в России. Проектный менеджер со стажем 5+ лет может легко претендовать на зп 6-10к долларов, еще и водителя дадут.

Рустам Худододов, со-основатель PT Tara Annur, F&B Distributor

Резюме: команда, которая будет двигать ваш бизнес вперед будет не дешевой.

Сайты по поиску работы в Индонезии

Я разделю их на три группы и кратко опишу как с ними работать.

Linked.in (заблокирован в РФ)

  • Первое что надо сделать - понять есть ли тут ваши специалисты. Обычно всё очевидно, например, поваров там нет, а специалисты по Google Ads есть. Если сомневаетесь, то просто воспользуйтесь поиском, посмотрите сколько кандидатов есть в вашем гео.
  • Дальше можно разместить вакансию. В Linked.in обычно приходит много откликов, но в основном они невыского качества. Из нашего опыта, конверсия из откликов в найм в районе 0.05%. То есть один из 2000 подходит для найма. Обработать этот массив откликов не просто, у нас используются автоматизированные воронки. Вручную с этим не справиться.
  • Более действенный вариант - составить список компаний, где потенциально есть ваш специалист и писать кандидатам напрямую. Предварительно вам нужно "прокачать" ваш аккаунт, иначе вы не сможете отправлять сообщения всем кому хотите, либо это будет дорого стоить.

Job порталы

Все эти ресурсы работают хуже, чем Linked.in, однако многие специальности на linked.in отсутствуют, поэтому приходится пользоваться . Вот список:

К сожалению, сложно сказать какой из них принесет результат. Если бюджет ограничен, то можно сфокусироваться на первых трех. Если бюджет позволяет, то разместиться на всех.

Профессиональные сообщества

Индонезия очень социальная страна и здесь принято объединяться в сообщества. Например сообщество водителей Gojek (местный Uber) или сообщество операторов службы поддержки банков. Скорее всего они будут сегментированы по региону, например, операторы службы поддержки банков, Джакарта.

Эти сообщества работают как job порталы. Надо вступать, публиковать вакансии (обычно это платно), писать напрямую соискателям. Много мёртвых групп, но есть и рабочие.

Далее рассмотрим какие есть варианты, если вы решили собрать команду в Индонезии.

Самостоятельный хантинг

Этот вариант кажется наиболее дешевым и контролируемым. Все действительно так, если у вас уже есть:

  • Хотя бы 2 скаута, которые будут искать потенциальных кандидатов и связываться с ними
  • Местный талантливый (важно!) HR , который имеет большой опыт найма в Индонезии и который возьмет на себя 10-20 интервью в неделю на одну позицию
  • Прокаченный профиль Linked.in в Индонезии
  • Автоворонки для разбора откликов
  • У вас более 5 вакансий в месяц (иначе все вышеперечисленное вряд ли будет окупаться)

Самостоятельный хантинг работает на масштабе и если у вас в команде есть лидер, который возьмет на себя этот департамент. Если же у вас не так много вакансий, я бы не рекомендовал самостоятельно этим заниматься, у вас уйдет очень много времени на рекрутинг, а далее на увольнение и новый поиск.

<b>862 отклика</b> на позицию Junior Recruiter пришло за 3 дня
862 отклика на позицию Junior Recruiter пришло за 3 дня

В Индонезии очень сложный HR-рынок. Если в США, Европе или в России работа в корпорации, обучение в определенном вузе, рекомендации — это знак качества, то здесь не обязательно так.

Например, человек может работать в крупном маркетплейсе из-за родственных связей, а не благодаря своим компетенциям. Кроме того, много откровенного фрода на рынке — люди подделывают рекомендации, информацию в LinkedIn, опыт работы и дипломы. У меня, как иностранца, нет ресурса проверить это, потому что даже сам университет может не знать, кого он выпускал, а кого — нет. Но внимательно проверять кандидатов нужно, и тогда выход из этой ситуации — нанять HR-агентство, пробовать различные тестирования и многоступенчатые интервью.

В целом уровень кадров здесь ниже, чем на рынках, к которым мы привыкли. Поэтому снизьте ожидания от специалистов. Иногда проще взять джуниора, переучить и внедрить его в свою структуру «с чистого листа»

Влад Аюкаев, СЕО индонезийского финтех-билдера PVG

Рекрутинговые агентства в Индонезии

В Индонезии, как и в любой другой стране, большое количество рекрутинговых агентств. Я не буду приводить названия, т.к. мы попробовали всего около 10, но все же впечатление от сотрудничества и понимание принципов работы у нас сложилось. Считайте это предвзятым, субъективным, личным мнением.

Локальные HR агентства

Особенность работы с ними в том, что и основатели, и HR специалисты будут местные. Эти агентства неплохо подойдут, если у вас уже есть местная команда, которая нанимает местных же сотрудников. Либо, если вы нанимаете линейные позиции.

Стоимость: от 13% до 20% от годового дохода сотрудника

Большие международные агентства

Эти агентства ориентированы на корпоративных клиентов, которых они сопровождают в разных странах. Например, Citibank решает открыть офис в новой стране, а его старый партнер по рекрутингу уже там - удобно. Но корпоративный подход имеет и свои недостатки - долго, дорого, насчет третьего слова не уверен. Но тем не менее эти компании довольно успешны, то есть в корпоративном сегменте они свою функцию выполняют.

Стоимость: до 35% от годового дохода сотрудника

ID Hunter

Не получив результатов никаким другим способом, кроме организации собственного HR департамента со всеми вытекающими, появилось понимание, что услуга поиска специалистов для иностранных компаний выходящих на рынок Индонезии за адекватную стоимость будет востребована. Так собственно и получилось.

Сейчас ID Hunter работает с клиентами из разных индустрий, включая fintech, недвижимость, e-commerce, продукты питания, банкинг и т.д. В основном мы работаем с менеджерскими и C-Level позициями.

Стоимость: от 12.5% до 20% от годового дохода сотрудника.

Тут важно отметить, что в ID Hunter размер комиссии фиксируется заранее, и даже если у сотрудника будет бОльшая зарплата, наша комиссия не поменяется. Таким образом, у нас нет конфликта интересов, как и задачи продать более дорогого специалиста.

Варианты юридического оформления сотрудников в Индонезии

В Индонезии существует две формы оформления сотрудников - independent contractor (что-то вроде самозанятого) и in-house employee (обычной оформление сотрудника в штат). Давайте рассмотрим оба варианта.

Штатный сотрудник

Здесь все просто. Сотрудник нанимается в штат и должен пройти испытательный срок, во время которого договор можно расторгнуть в одностороннем порядке, если вы не довольны результатами работы. После испытательного срока расторжение договора сопровождается расчетом отпуска, премий и других отчислений.

Плюсы:

  • Долгосрочное сотрудничество
  • Юридически прозрачные отношения
  • Больше обязательств при расторжении контракта у сотрудника

Минусы:

  • Больше налогов
  • В некоторых регионах (например на Бали) обязательна 13-я зарплата
  • Больше обязательств при расторжении контракта у работодателя

Independent contractor

Эта форма сотрудничества обычно используется при проектной занятости, либо когда у контракта есть конечная дата. Например, вы заключаете контракт на год и прописываете какую работу за это время должен выполнить ваш независимый подрядчик. Такие контракты могут быть и долгосрочными.

Помимо очевидной ситуации, когда это действительно контракт с конечным сроком действия, такая форма сотрудничества используется еще в некоторых случаях. Например, когда работодатель не индонезийская компания (имеется ввиду, что нет индонезийского юр лица), или когда нанимается сотрудник за пределами Индонезии.

Плюсы

  • Меньше налогов для компании
  • Простота заключения и расторжения контракта
  • Можно нанимать по всему миру

Минусы:

  • Личные налоги специалиста (не все в курсе как их платить)
  • Многим кандидатам не нравится такая форма сотрудничества
  • Меньше ответственности для кандидата (однако, вы можете сделать контракт, который предусматривает все возможные варианты ответственности)

Налоги на зарплаты в Индонезии. Штатный сотрудник

В Индонезии прогрессивная шкала налогообложения, а также разные условия для уменьшения налогов в зависимости от семейного положения и количества иждивенцев.

Начнем с того, что есть три сущности: подоходный налог на годовой доход, средняя эффективная ставка и налоговый вычет.

Подоходный налог на годовой доход

Подоходный налог на годовой доход от 5% до 35%.

Прогрессивная шкала налогообложения в Индонезии.
Прогрессивная шкала налогообложения в Индонезии.

Все расчеты приведенные здесь и далее в IDR.

При доходе 100 миллионов будет действовать прогрессивная ставка:

  • 5% за первые 60 миллионов = 3 миллиона
  • 15% за оставшиеся 40 миллионов = 6 миллионов
  • Итого: 9 миллионов

Но не все так просто. Есть еще две сущности, которые участвуют в рассчете налогообложения, как вы помните.

Налоговый вычет

Он применяется в зависимости от количества иждивенцев и семейного положения.

Сумма дохода, не облагаемая налогом (IDR):

  • TK/0 (TK: Не женат/замужем / 0: без детей): 54.000.000 в год (4.500.000 ежемесячно).
  • TK/1 (Не женат/замужем / 1 ребенок): 58.500.000 в год (4.875.000 ежемесячно).
  • TK/2 (Не женат/замужем / 2 детей): 63.000.000 в год (5.250.000 ежемесячно).
  • TK/3 (Не женат/замужем / 3 детей): 67.500.000 в год (5.625.000 ежемесячно).
  • K/0: (Женат/замужем / без детей): 58.500.000 в год (4.875.000 ежемесячно).
  • K/1: (Женат/замужем / 1 ребенок): 63.000.000 в год (5.250.000 ежемесячно).
  • K/2: (Женат/замужем / 2 детей): 67.500.000 в год (5.625.000 ежемесячно).
  • K/3: (Женат/замужем / 3 детей): 72.000.000 в год (6.000.000 ежемесячно).

Средняя эффективная ставка:

Она рассчитывается также, в зависимости от семейного положения и количества иждивенцев.

Таблица расчета средней эффективной ставки, 2024. Применяется с января по ноябрь.
Таблица расчета средней эффективной ставки, 2024. Применяется с января по ноябрь.

Пример:

Дэниэл получает ежемесячный доход в размере 20 миллионов. Он имеет жену (не является налогоплательщиком) и двоих детей. Значит у него категория: K/3.

Доход для K/3, не облагаемый налогом: 72 миллиона в год (налоговый вычет)

Категория налоговой ставки: Golongan C (на картинке выше)

Расчет налога за месяц (с января по ноябрь): (Смотрим таблицу Golongan C, находим диапазон 20 миллионов): ставка налога 8%.

20 миллионов х 8% = 1.600.000. С января по ноябрь работодатель Дэниэла должен платить по 1,6 миллиона каждый месяц. Итого с января по ноябрь: 17.600.000.

Расчет годового налога (оплачивается в декабре):

Общая зарплата за год: 20 миллионов х 12 = 240 миллионов.

Occupation fee (налоговый вычет): 5% от 240 миллионов = 12 миллионов (максимум 6 миллионов).

Доход, не облагаемый налогом (налоговый вычет) K/3: 72 миллиона.

Чистый доход: 240-6-72 = 162 миллиона

Налогооблагаемый доход за год: 162 миллиона.

Налог, подлежащий уплате за год (прогрессивная шкала):

  • 5% от 60 миллионов = 3 миллиона.
  • 15% от 102 миллионов = 15,3 миллиона.
  • Итого: 18.3 миллиона (или 8,3% от дохода Дэниэла).

Но мы уже оплачивали в течение года по 1.6 миллиона ежемесячно.

Финальный расчет: 18,3 миллиона - (1,6 миллиона х 11) = 700.000.

Выглядит запутанно, но на самом деле все просто. Нужно учитывать три переменные в расчете налогообложения для штатных сотрудников (все описано выше).

Налоги на зарплаты в Индонезии. Independent contractor (самозанятый)

Налог для самозанятых в Индонезии рассчитывается также через прогрессивную шкалу (зеленая таблица выше). Но к нему не применяется средняя эффективная ставка.

Давайте рассчитаем доход Дэниэла, если бы он был самозанятым.

Пример:

Дэниэл получает ежемесячный доход в размере 20 миллионов. Он имеет жену (не является налогоплательщиком) и двоих детей. Значит у него категория: K/3.

Доход для K/3, не облагаемый налогом: 72 миллиона в год (налоговый вычет)

Формула рассчета налога для самозанятых: 240 миллионов (годовой доход) * 50% (за эту часть налогов отвечает работодатель) - 72 миллиона (налоговый вычет) = 48 миллионов

Налог, подлежащий уплате за год (прогрессивная шкала):

  • 48 миллионов * 5% = 2.4 миллиона

В случае с самозанятым, от работодателя больше ничего не требуется. Но у сотрудника в конце года останется вторая часть облагаемая налогом. Это его персональная ответственность, работодатель за это не отвечает.

У такого специалиста могут быть и другие налоговые вычеты на его персональный налог, но сюда мы уже вдаваться не будем.

Как видно из этих примеров, для работодателя меньше налогов во втором случае - 2.4 миллиона против 18.3 миллионов. При больших доходах эта разница будет еще более заметной.

Но и минусы вы также можете видеть - у сотрудника возникают обязательства самостоятельно доплачивать налоги на свой доход.

7 коротких советов

Отчасти банальных, но я бы хотел их получить в начале своего пути в Индонезии. Надеюсь и для вас они будут полезны.

  1. Дайте себе время. В Индонезии вам очень пригодится правило "долго запрягаем, но быстро едем".
  2. Локальный рынок нужно развивать локальной командой.
  3. Дёшево это сделать не получится. Поговорка "скупой платит дважды" тут более чем актуальна.
  4. Не соглашайтесь на компромиссы в найме. Помните, не смотря на стереотипы, в Индонезии прекрасные сотрудники, которые могут развивать ваш бизнес. Их не просто отобрать, но если уж нашли, эти ребята будут преданы и эффективны.
  5. Выбирайте подходящий вариант найма, в зависимости от ваших компетенций и масштаба бизнеса.
  6. Платите налоги честно. Есть масса способов оптимизации налоговой базы, пользуйтесь налоговыми консультантами, но не в коем случае не пытайтесь их избежать.
  7. Оставайтесь оптимистом. Тут всё не быстро и много сложностей, с которыми придется столкнуться. Чтобы со всем этим справиться, вам надо сохранять бодрость духа.

На этом мой гайд подходит к концу. По мере возможностей буду и дальше делиться опытом и знаниями о ведении бизнеса в Индонезии.

Если вы выходите на рынок Индонезии, буду рад пообщаться. Связаться со мной можно в Linked.in.

33
2 комментария

Очень детально, без воды, спасибо

1
Ответить

Понравился анализ особенностей рынка, и советы от опытных предпринимателей не плохие

1
Ответить