Войти в IT — Выгорание и work-life баланс
Продолжаю цикл статей про менеджера ИТ-проектов и его историю.
Хочу поговорить про актуальную тему — это морально-психологическое состояние сотрудников IT-компаний.
В этой статье мы рассмотрим:
1. Эмоциональное выгораение
2. Соблюдение work-life баланса
3. Как сохранить себя в IT?
Эмоциональное выгорание
В 2019 году ВОЗ включила эмоциональное выгорание в Международную классификацию болезней и описала его как «синдром, являющийся следствием хронического стресса на рабочем месте, с которым невозможно успешно справиться».
Впервые термин «эмоциональное выгорание» (англ. burnout) ввел американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году во время наблюдения за своими коллегами. Он стал замечать, что новые сотрудники клиники через определенное время становятся апатичными, подавленными, у них нарушается сон и снижается активность.
Придя в IT первое время я был воодушевлен и эмоционально раскрепощен, однако я обратил внимание на людей, которые работали достаточно давно и уже не были такими веселыми и счастливыми.
Часть сотрудников в ИТ-блоке корпорации, куда я попал, устали от бюрократии и рутины, от непонятных решений руководства, от интриг, сплетен, от ненужных совещаний. У них накопилась критическая масса невысказанных и непрожитых эмоций, которые они хранили в себе.
Несколько раз случались взрывы и выпады с их стороны, которые я ощутил на себе.
Однажды у нас в офисе сломался чайник и я вызвался купить новый. Мы дружно обсуждали модель, тогда как один сотрудник, назовем его Антон, сидел весь белый и недовольно смотрел на все происходящее. После, последовал взрыв в его углу и он стал в агрессивной манере требовать выдать ему чайник на починку, пыхтя и краснея как маленький ежик. Эта агрессия была направлена в мой адрес, чего я конечно не ожидал от такой простой ситуации.
Я спокойно спросил его о причине такой агрессии в моей адрес, на что не получил вразумительного ответа, а только одни эмоции. Конечно я попросил его спокойнее реагировать на такие простые жизненные ситуации и выдал ему чайник в ремонт.
Антон, как мини-механик начал разбирать его и тестировать, затем последовал хлопок и весь офис покрыла мгла. Мы оказались в кромешной темноте, так ка выбило пробки из-а короткого замыкания чайника в руках Антона. Это было эпично.
Ему было неудобно, стало заметно как его тело сжалось, он понял что натворил что-то не то. Ребята включили свет, а я спокойно поговорил с ним и сразу дал понять, что пришел с миром, без агрессии, не пытаюсь его задеть за выбитые пробки и отомстить за агрессию.
После моих слов он подобрел и мы договорились, что в следующий раз все можно проговаривать словами открыто и спокойно. Внутри я искренне ему сочуствовал, ведь он крутой аналитик, который просто немного устал и перегорел как этот чайник, который он пытался починить. Но иногда починить ни как не получается и поэтому проще купить новый, чем пытаться реанимировать.
Так и с работой, если уже ни как не получается реанимировать свое психо-эмоциональное состояние, ты чувствуешь, что заставляешь себя идти в офис, то нужно менять место работы. Делать это с уважением и благодарностью к компании в которой тебе удалось поработать.
Обратите внимание на первые признаки эмоционального выгорания о которых говорит исследователь Кристина Маслах:
- Эмоциональное истощение – чувство опустошенности, потерянности и усталости. Человек не ощущает в себе сил общаться с другими людьми, становится равнодушным и почти не испытывает эмоций. Этот симптом Маслах считает базовым в развитии синдрома.
- Деперсонализация – негативная, равнодушная и отстраненная реакция на общение с окружающими. Появляется как ответ на эмоциональное истощение.
- Редукция профессиональных достижений или, проще говоря, обесценивание – снижение чувства собственной значимости, преуменьшение своих достижений в работе. Человек ощущает бессилие, апатию, не может сконцентрироваться на работе и считает себя некомпетентным сотрудником.
Считается, что одним из главных факторов выгорания является постоянный стресс, связанный с работой или учебой. Другими причинами могут быть перегруженность и трудность совмещения профессиональной и личной жизни.
К отдельным факторам еще можно отнести: work-life дисбаланс, чрезмерный трудоголизм и низкая стрессоустойчивость.
60% опрошенных IT-специалистов уделяют работе больше половины своего времени и энергии. Из тех, кто имел опыт профессионального выгорания, 67% назвали причиной плохой work-life balance, 56% — гиперответственность. 47% специалистов берут на себя больше работы, чем реально могут выполнить, 65% чувствуют давление из-за сроков, многие не умеют абстрагироваться от задач и продуктивно отдыхать.
Соблюдение work-life баланса
Work-life balance означает баланс и гармонию между выполнением рабочих обязанностей и личной жизнью.
Концепция work-life balance появилась в 70-х годах XX века. Родоначальницей является Розабет Мосс Кантер — предпринимательница, написавшая книгу «Работа и семья в Соединенных Штатах».
Ее публикация дала толчок развитию программ для поддержки сотрудников.
Исследования автора показали, что переработки и стрессы негативно влияют на продуктивность компании, снижают ее прибыль. Речь шла не о незначительных потерях, а о миллиардах долларов.
Для использования этой концепции нужно в первую очередь замедлиться и задать себе несколько вопросов:
Важно ли что-то в жизни помимо работы?
Что это за сферы, направления?
В каких пропорциях нужно распределять между ними свое время, чтобы ощущать баланс?
Как только мы принимаем решение уделять время другим сферам жизни, расставляет приоритеты, появляется фокус на самом необходимом и мы:
- перестаем отвлекаться на рутину;
- ищем способы, инструменты и сервисы, которые возьмут эту рутину на себя;
- учимся делегировать;
- решает задачи прицельно.
- обозначаем личные границы
Мы можем сохранить work-life balance если будем:
- Следить за соблюдением физических и социальных границ. К примеру, можно после определенного часа, переключать средства связи на беззвучный или авиарежим, предупредив об этом коллег.
- Соблюдение временных границ. Важно отвести четкое время на выполнение той или иной задачи. Можно поставить цель: обязательно уделять минимум 30–40 минут в день спорту или физическим упражнениям.
- Фокусировка на самых важных задачах. Они должны быть обозначены не только в работе, но и в личной жизни. Например, вы обещали маме навестить ее на выходных. Эта задача не менее важная, чем подготовка к релизу нового функционала.
Работая в корпорации я хорошо ощущал на себе начавшиеся признаки выгорания. Однако вместе с этим я осознавал, что я нарабатываю ценный для меня опыт и мое время в айти идет, а с каждым готом я становлюсь все опытнее и востребованнее на рынке труда.
Корпорация давала стабильность, понимание что будет завтра и погружение в технологии.
Например, в Блоке цифровизации в Корпорации существует целая ИТ-лаборатория, которая тестирует и апробирует технологические решения прежде чем интегрировать их в реальную работу. Коллеги из лаборатории проводят полный цикл исследований и изучают экономическую целесообразность применения тех или иных ИТ-решений в бизнесе компании.
Есть целые кросфункциональные команды разработки, есть высококлассные специалисты в своем деле. Много талантливых и творческих ребят.
Я был благодарен корпорации за доверие и за тот опыт, который получаю.
Как сохранить себя в IT?
Нащупав у себя признаки надвигающегося выгорания я стал замечать, что на некоторые вещи, которые меня ранее вообще не беспокоили, я стал раздражаться. Мне стало труднее ехать в офис, энтузиазм и эйфория заметно снизились, задачи уже драйвили меня как обычно. Однако, я по прежнему поддерживал позитивный настрой, работал над своим ментальным и физическим здоровьем.
Мне стало стыдно в первую очередь перед самим собой, ведь я считал себя эмоционально устойчивым, прошедшим психологическую практику и проработавшим свои страхи, паттерны, комплексы и детские травмы. Только я, понял одно, что я такой же живой человек, который тоже может уставать и раздражаться, а все это в пределах нормы.
Чтобы поддерживать себя в хорошем психологическом и физическом состоянии я выработал некоторые правила, которыми хочу поделиться на страницах этой статьи:
1. Проявляй доброту, будь вежлив с коллегами. Если ты только попал в айти и еще не знаешь, что тут и как, то прошу не стесняйся задавать вопросы более опытным коллегам. Они также как ты начинали свой путь и обращались за помощью. Можешь сразу предупредить ребят из своей команды, что по началу будешь задавать много вопросов и некоторые из них могут показаться глупыми. Это нормально, поверь. Так ты легче пройдешь процедуру «онбординка» — знакомства нового сотрудника с организацией. Не стесняйся просить о помощи, советоваться, слушать опытных коллег и руководителей.
2. Старайся лучше понять потребности своей команды, понять руководителей, будь открыт для предложений. Если ты будешь открыто общаться с коллегами и руководителями, четко доносить свои потребности и задавать внятные вопросы, то избежишь множества недопониманий и проблемных ситуаций.
4. Будь самим собой — не вовлекайся во всеобщую панику и интриги, если таковые имеются. Остановись, вспомни кто-ты и ради чего проделал этот путь? Если ты четко понял, что находишься в не том месте, то по моему мнению есть два варианта.
Первый — это развить свои hard skills и soft skills, затем начать искать новое место. Поиски начинать лучше вместе с карьерным консультантом, у которого есть опыт в айти. Также на выбор есть сервисы карьерной поддержки, которые берут работу под ключ, например Эйч или Careerspace, Они подготовят твое резюме, будут искать работу по твоему запросу, готовят тебя к прохождению интервью в случае если рекрутер заинтересовался твоим резюме.
Второй — развитие своих талантов и их монетизация. Об этом я рассказываю в своей книге «На пути к своим звездам», которая сейчас находиться в «редактуре».
5. Умей переключаться. Вышел с работы, закрыл дверь, переключись на настоящее. Уделяй время себе и своим активностям. Найди спорт, который тебе нравится, найди увлечения, которые тебе по душе. Помни — зарплата — это наркотик, который позволяет тебе забыть о своей мечте. Мечта, это то, о чем ты боишься думать, то что кажется тебе несбыточным. Машины, яхты, это желания. Сегодня они есть, завтра их нет. Мечта это нечто большее.
6. Продолжай следить за своим физическим здоровьем. Доказано, что регулярные физические тренировки продлевают жизнь, улучшают работу мозга и других систем организма. Поэтому выбери свой зал и занимайся минимум раз в неделю.
Найди мотивацию к спорту. Напиши на бумаге плюсы и минусы спорта. Также найди друга, с которым будешь ходить на спорт и который будет тебя мотивировать не пропускать занятия. Замечай, что тебе больше всего нравиться в зале, какие упражнения и лови кайф от них. Если не знаешь, как заниматься, возьми несколько тренировок с трениром. Ты в IT и сможешь себе это позволить. Ходи на массаж, найди своего мастера. Снять зажимы в теле и стать гибче тебе поможет йога. Я регулярно делаю упражнения из йоги в завершении тренировки, или по вечерам после работы, они прекрасно позволяют снять напряжение.
7. Следи за своим ментальным и психическим здоровьем. Если есть то, что тебя волнует, решай эти вопросы со специалистом. Заглушать их алкоголем и таблетками не выход, поверь. Не так давно стал отмечать для себя, что специалисты психоаналитики-психиатры и неврологи активно назначают антидепрессанты на долгий срок. По моему мнению это пагубная практика. Тело разбалансировано, мозг уже на властен над телом, и чтобы хоть как-то его регулировать нужно сильное химическое воздействие извне. Антидепрессанты притупляют боль и прячут ее внутри, однако они не решают корневых проблем боли. Решать проблему все равно придется, рано или поздно.
8. Расставайся по-хорошему. Как бы тяжело тебе не было на текущем месте работы, старайся отзываться нейтрально об этой компании. Будь благодарен им за тот опыт, который ты получил. При уходе заранее уведоми работодателя о своем желании. Если знаешь, что будешь уходить, но еще не уведомлял руководство, заверши по максимуму все дела или сделай так, чтобы какое-то время рабочие процессы могли автоматически идти без твоего присутствия. Подготовь мини-инструкцию для твоего будущего сменщика, чтобы он смог быстрее войти в курс дела. Если решил уходить, а текущая компания удерживает тебя и предлагает лучшие условия, на первый раз можно согласиться, но, если появилось желание уволиться второй раз, это уже четкий знак, что нужно уходить.
Я знаю истории, когда люди пять раз пытались уйти и их все время удерживали повышением зарплаты. Они соглашались остаться, жертвовали собой, своими звездами, ради денег. С каждым разом они все сильнее выгорали, и в итоге уходили. Многие уходили в никуда, давали себе время просто выдохнуть, уезжали в горы и думали, что им делать дальше. Пожалуйста не доводите до такого. Будьте честными перед собой и перед своим работодателем. Один шанс нужно давать, но не более.
На этом я хочу закончить третью часть моего повествования об истории Project manager. Считаю если мы будем проявлять больше доброты, понимания к самому себе и к окружающим, то мы будем меньше подвержены синдрому выгорания и станем чуточку счастливее. Как говорил персонаж советского мультфильма — кот Леопольд: "Ребята, давайте жить дружно!".
В следующей части хочу поделиться информацией о тех инструментах, которые позволяют мне лучше выполнять свои обязанности менеджера, а также затрону тему других IT-компаний России.
До встречи коллеги!