{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Разделение успеха и рисков: справедливость в модели Спиральной динамики

Справедливость — одна из основных потребностей человека. Несправедливое назначение зарплаты или прибыли, несправедливая похвала и наказание убивают всякое желание работать в компании, в которой это происходит.

И даже люди не уходят в силу каких-то обстоятельств, результаты их труда будут низкими, если несправедливость является системой. Однако у разных людей разное понимание справедливости.

О том, какой смысл вкладывается в справедливое разделение успехов и вознаграждение на разных уровнях Спиральной динамики и пойдет речь в этой, 35-й статье серии «Менеджмент цифрового мира» (оглавление http://mtsepkov.org/NewMngSeries). Я продолжаю разговор о переосмыслении понятий в разных культурах компаний, начатый в предыдущих статьях про ответственность https://vc.ru/hr/108623, гибкость, целеустремленность и эффективность https://vc.ru/hr/109930.

Для начала напомним схему, которую я разбирал в статье «Культуры компаний в модели Спиральной динамики» https://vc.ru/hr/107915, чтобы она была перед глазами при чтении.

Культуры компаний в модели спиральной динамики. Из моих презентаций​

Культура принадлежности

Фиолетовая культура принадлежности свойственна небольшим компаниям или подразделениям, ощущающим себя островком относительной безопасности в непонятном и потенциально враждебном окружении. Успех делится на всех, но не поровну, а по старшинству и авторитету, хотя при этом можно учесть конкретную ситуацию.

Делят его признанные старейшины, выделяя надлежащую долю, например, руководитель отдела, выписывая премию и советуясь с другими авторитетными сотрудниками, если считает нужным. Отметим, что даже если культура живет в большой компании, сотрудник ощущает принадлежность именно к отделу, а остальная компания при этом является не слишком дружелюбным окружением.

Что касается рисков, то фиолетовой культуре всегда свойственно ощущение непрочности существования, и в случае форс-мажоров, которые могут случиться в любой момент надо вместе защищаться и спасаться.

Культура силы

В красной культуре силы все следуют за лидером, который ведет компанию к успеху и победе. И, естественно, лидер получает все плоды этого успеха и волен делиться ими, как полагает нужным. Такой порядок все принимают как должное, хотя и могут посетовать, что получили меньше, чем рассчитывали.

Риски в красной культуре силы связаны со встречей на пути с сильными врагами или неодолимыми препятствиями. Это – часть пути героя и она принимается естественно. Одни – бьются, выполняя свой долг, а другие – бегут с поля боя. Исход битвы – не гарантирован, компанию могут победить силой или хитростью и коварством.

А вот рисков, связанных с неопределенностью и неверными решениями лидера в культуре силы не существует, лидер всегда прав, он не может вести в неверном направлении и ошибаться.

Культура правил

Компании с синей культурой правил устроены по регламентам и правилам. И в них, в том числе, каждому определена справедливая доля вознаграждения в случае успеха. А сам успех – гарантирован хорошим планированием, в котором учтены все риски, и потому результат обязательно будет достигнут.

Синий уровень – коллективный, и сотрудники такой культуры с подозрением относятся и к сильным лидерам, которые претендуют на участие в успехе, потому что именно они были во главе, и к предпринимателям, которые увидели и реализовали какие-то возможности и тоже хотят свою долю успеха. Они полагают, что и те и другие – просто выполняли свои служебные обязанности, так за что им какое-то особое большое вознаграждение?

И это – источник конфликтов, если компания имеет смешанную структуру. И бесчисленных холиваров в соцсетях. Вопрос о том, надо ли хвалить сотрудников за хорошую работу, ведь он и так получает за это зарплату – типичный пример.

Культура успеха

Оранжевая культура успеха основана на удачном предпринимательстве. Успех в ней основан на знании истинного устройства мира, умении найти в нем точки приложения сил и получить большой эффект от небольшого воздействия. Люди в таких компаниях делятся на две категории: предприниматели – те, кто понимают устройство мира и способны эти точки воздействия найти, и все остальные, кто способен только исполнять знакомые задачи.

Исполнительная машина организована и работает в культуре правил: предприниматели нанимают их, те работают за зарплату, и делают свое дело, но не несут никаких рисков. И, естественно, не должны претендовать на разделение успеха. А предприниматели несут риски, принимая решения в условиях неопределенности и неполноты информации, делая предпринимательские ставки. И это – неотъемлемая часть игры предпринимателя с миром и конкурентами, жестокой и беспощадной.

Успех делится предпринимателями, и не поровну, а как договорились, или как кто кого перехитрил. И риски – так же. Потому что предприниматель никогда не выкладывает полную картину мира, он показывает то, что нужно для деятельности. Это не значит, что он действует вообще без правил – но он понимает правила общества, в котором действует, как часть устройства мира, включая не только правила, но и дырки в них. И считает вправе самостоятельно решать, какие правила он будет соблюдать, а где пойдет на риск нарушения.

Конфликт стартапов

Здесь следует остановиться и подробнее рассмотреть конфликт, который часто возникает в инновационных бизнесах. Он происходит между ученым, инженером, изобретателем или программистом, который придумал и разрабатывает идею продукта, и предпринимателем, который этот продукт продвигает и продает, а часто и организует производство как менеджер. Очень часто это конфликт между синим и оранжевым mindset, и стороны принципиально не понимают друг друга.

Ученый полагает, что предприниматель просто выполняет свою работу – продает, заключает контракты, организует работу. И в этом нет ничего сложного, обычная профессиональная деятельность. Он бы и сам смог, если бы выучился, но у него – другая профессия. Главное – предприниматель-менеджер не делает же ничего принципиально нового, все описано в учебниках, надо их исполнять, какие такие риски и идеи? Вот он сам – другое дело, он придумал принципиально новую идею, аналогов – нет или они сильно уступают, и делает на ее основе замечательный продукт, который, естественно, завоюет мир – как и положено всем замечательным продуктам.

В свою очередь, предприниматель тут знает, что придумать идею – не главное, главное — ее продать, и организовать уверенное производство. Что по процедурам это успешно не делается, это очень во многом вопрос личных умений, способностей рассчитать риски и вести переговоры. И видит полную неспособность ученого это все сделать, видит, что тот не соблюдает сроки и нарушает обещания, что новый инновационный продукт оказывается вовсе не столь работоспособным, как обещано и не готов к сроку.

И потому, когда речь идет о разделении успеха, то каждый из участников претендует на главную долю, потому что он оценивает свой вклад как главный, а за партнером знает длинный список нарушенных ожиданий. И то же срабатывает при неудачах, каждый полагает, что в неудаче большая часть вины – на другом, и каждый прав, если смотреть с его уровня ценностей. А стартап, новое дело – это ведь смесь успехов и локальных неудач и трудностей завершения очередного этапа. И на этом пути разваливаются многие успешные тандемы, потому что каждый еще и склонен переоценивать свою способность довести дело до результата без другого.

Этот конфликт я наблюдал несколько раз в реальной жизни, и он – тяжелый. Кстати, в свое время про компанию CUSTIS, где я до сих пор работаю, один человек с удивлением отозвался: «Очень интересная компания. У вас столько физтехов, и вы до сих пор вместе. Обычно при успехе такие компании разваливаются на выяснении, кто из участников круче». Для решения очень важно признать за другим его вклад, и понять его логику решений, мыслить на его уровень.

А это, если рассматривать с точки зрения Спиральной динамики, требует от участников подняться даже не на зеленый, а на желтый уровень. Не обязательно осознано – достаточно в своей интуитивной картине мира. Но подняться. О желтом уровне я поговорю позже, а пока — про зеленый.

Культура согласия

Зеленая культура согласия отрицает риски. Он постулирует, что если хорошие люди вместе возьмутся за дело, то у них – обязательно получится. Плохих людей – просто не надо звать, но вообще плохие – редкость, гораздо чаще встречаются просто не понимающие, им надо объяснить – и они присоединятся.

Успех – можно делить поровну, можно – по потребностям, и это не слишком важно, потому что успеха обязательно будет много, так устроен мир, еще раз: если хорошие люди вместе возьмутся за дело, то у них – обязательно получится. Рано или поздно, так или иначе.

И с последней оговоркой это не выглядит так уж утопично, особенно в современном мире. И основной вопрос в том, как быть, если на пути к успеху все-таки встречается слишком много трудностей, и он оказывается дальше, чем ожидался. Если при этом у людей продолжает звучать зеленая струна, говорящая о том, что это – бывает, и что всяк может устать или не рассчитать силы и остановиться, но тогда уж и доли общего успеха потом не получить – то все хорошо, путь продолжается.

Но часто начинают звучать струны предыдущих уровней, Спиральная динамика говорит о том, что они просыпаются в период трудностей. И в этом случае возникает диссонанс. Потому что люди требуют выделения справедливой доли за пройденную часть пути в соответствии с синей культурой правил, или даже признания вклада в виде идей и действий, которые позволили дойти до текущего момента в оранжевой культуре успеха. Происходит это, когда конечного, ожидаемого феерического успеха еще нет, есть только текущий, гораздо более скромный. А люди хотят получить свою долю здесь и сейчас, не вкладываясь в дальнейшее продвижение по пути. А те, кто хотят продолжать движение, видят что, достижение результата оказалось не гарантированным. Но не потому, что были какие-то риски в его достижении, нет, просто люди, с которыми начал движение оказались предателями, которые бросили их на середине пути. И тогда возникает очень серьезный конфликт.

Культура творчества

Желтая культура творчества признает, что люди — разные, у каждого свои способности и свои потребности в вознаграждении. Команда людей, дополняющих друг друга и объединенных общей целью, идет к успеху. Принимая и разделяя риски, которые мы минимизируем через непрерывную проверку гипотез. И заранее понимая, зачем успех нужен каждому из членов команды. И как его делить, но не в том смысле, что резать на кусочки, как на предыдущих уровнях, а в смысле разделять и переживать совместно. И то же относится к рискам.

И на этом пути еще и уважается свобода воли и изменчивость самих людей. Признается право не только устать, но и измениться и решить пойти другим путем. Однако, при этом надо выполнить текущие обещания и изменить контракт. Поэтому все контракты и обещания — срочные, и для них есть процедуры, позволяющие их изменить или расторгнуть, которые тоже были известны заранее, и которые были приняты.

Такая форма называется на юридическом языке неоклассическим реляционным контрактом (по-русски можно почитать эту статью. Она предназначена для контрактов в условиях неопределенности, когда признается, что мы не можем оговорить в контракте все условия заранее, зато можем заложить в контракты процедуры, позволяющие с этим неопределенностями работать, изменяя контракт по необходимости.

Желтая культура признает, что область действия таких контрактов — вся жизнь, потому что она полна неожиданностей и сюрпризов, а сами люди — меняются и преподносят сюрпризы друг другу, и это — рабочая ситуация. И в этом мире можно и нужно пускаться в совместные предприятия для достижения цели, и достигать их.

Это — достаточно сильная смена восприятия и рисков и успеха. В этом ничего удивительного, потому что на этом уровне меняется и бизнес в целом: ведь прибыль и экономика превращается из целевой функции в ограничение деятельности. А это означает, что граница между коммерческими и некоммерческими организациями, между бизнесом, хобби и другой деятельностью размывается или вообще исчезает.

Для меня эта концепция достаточно очевидна, поэтому я не знаю, насколько ее получилось понятно описать. И тут я готов отвечать на вопросы. И я подчеркну, что для меня это — не утопичная концепция неопределенного будущего, что она достаточно активно реализуется в мире, и чем дальше — тем больше таких компаний и организаций. За ней не просто будущее, за ней — ближайшее и обозримое будущее, и уже сейчас почти любой может при желании найти себе такую компанию. В IT — точно может, но не только в IT.

Культура развития

И, наконец, бирюзовая культура развития. О нем писать сложно. Про устройство организаций желтого уровня есть исследование Фредерика Лалу, книга которого «Открывая организации будущего». А бирюзовый уровень никто не исследовал, хотя прототипы, на мой взгляд, уже формируются — можно смотреть на некоторые крупные open source проекты в IT, поддерживаемые сообществами, на такие массовые движения, как Живые города, на сообщество соавторов википедии, и на многое другое. Если обобщать, то внутри действует множество инициатив, каждая из которых оформляется желтой командой, самостоятельно работает со своими рисками и успехом, но при этом, ощущая себя частью более широкого сообщества, делится успехом и с другими участниками, и помогает им в случае рисков и сложностей. Пока это сильно неформально, потому что существующие механизмы фиксации договоренностей не могут эффективно поддерживаться при высокой динамике изменений, особенно в случае сильно отложенного успеха, и вклада большого числа участников, и потому жизнь идет неформальна. Но тут нам должны помочь технологии блокчейн и смарт-контрактов, которые, думаю, сильно повлияют на устройство мира в этой части.

Итоги – сводная таблица

В заключении – кратко объединим все изложенное на один слайд.

Справедливое разделение рисков и успеха в модели спиральной динамики. Из моих презентаций​

Вы можете сравнить их с другими системами, описывающими правильное распределение вознаграждение, например, с системой мотивации по Герчикову, который выделал пять типов: инструментальную (деньги за результат), профессиональный (за уровень в профессии), хозяйский (справедливо из позиции хозяина компании), патриотический (соучастие в деле компании), и избегательный (страх наказания). В этой системе интересно, что она тоже получена экспериментально, из наблюдений за сотрудниками, а не выведена умозрительно из представлений о должном. Эти типы, на мой взгляд, в целом соответствуют пяти уровням спиральной динамики.

Но сила модели спиральной динамики в том, что она не ограничивается этими вопросами, а дает целостные картины мировоззрения, где представления о смысле одних понятий сопряжены с другими. В заключении приведу таблицу из предыдущей статьи, дополненную колонками про разделение вознаграждения и риски.

Смысл бизнес-понятий в разных культурах по спиральной динамике. Из моих презентаций​

На этом я завершаю статью. В следующей статье мы поговорим про вовлеченность – какой смысл вкладывается в разных культурах компаний в понятие вовлеченной работы сотрудников, и про принципиальные изменения, которые тут произошли в приходом цифрового мира, заявившего устами поколения соцсетей: «работа должна давать фан и драйв, а не только деньги». Продолжение следует, полное оглавление серии доступно на моем сайте http://mtsepkov.org/NewMngSeries

0
4 комментария
Кирилл Казаков

Пожалуйста, не выводите в ленту график: на нем очень много текста.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Цепков
Автор

Хорошо. Я, обычно, стараюсь не восстанавливать, если вы убрали, уже понял. Но тут конец статьи правил, наверное, случайно получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Dorian

О, опять лженаучная инфоцыганщина :)) 

Ответить
Развернуть ветку
Максим Цепков
Автор

Спиральная динамика родилась из признанных в сообществе научных исследований Грейвза. Признание означает, что статьи были опубликованы в профессиональных журналах, а выступления были приняты на профессиональные конференции. Историю исследований я описывал в первой статье блока Спиральной динамики https://vc.ru/hr/104638 и там есть ссылки, в частности на эту статью http://www.clarewgraves.com/source_content/WSP_cc_edit.html Если тема вас интересует, то вот в этом изложении теории тоже есть много ссылок на источники http://www.cruxcatalyst.com/2013/09/26/spiral-dynamics-a-way-of-understanding-human-nature/

На сайте Грейвза есть список его публикаций и выступлений http://www.clarewgraves.com/source_content/chron.html В том числе - в реферируемых журналах. а также конференциях, принятые выступления на которых имеют статус научных публикаций, например, конференций IEEE. Принципиальная работа, на которую много ссылок опубликована в 1970 в реферируемом журнале "The Journal of Humanistic Psychology" https://en.wikipedia.org/wiki/Journal_of_Humanistic_Psychology - реферируемый академический журнал. Помимо работ Грейвза есть работы и исследования других ученых, и их список также приведен на сайте http://www.clarewgraves.com/research_content/academic.html

Собственно, мы с вами обсуждали научные основания Спиральной динамики и ее признание научным сообществом в комментариях к https://vc.ru/hr/106925 Но, поскольку у вас есть только свое мнение и неправильное, то вы, естественно, об этом забыли. И не упускаете случай указать на то, что полагаете неверным. Ну а я привожу ссылки для тех, кто, в отличие от вас интересуется основаниями для теории. а не пользуются статьями как поводом высказать свое мнение как истину в последней инстанции.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда