Карьера
Selectel
561

Бизнес по рекомендации: как выпускник ВШЭ построил сервис для предпринимателей со всей страны

38-летний Илья Мутовин в жизни часто полагается на рекомендательные решения. Так, выпускником красноярской школы он поступил в лучший ВУЗ страны, доверившись иерархии поисковой системы. А спустя несколько лет придумал рекомендательный сервис, помогающий сотням тысяч людей в России доверять не привычному “авось”, а рейтингам, отзывам и прочим digital новациям. Сегодня поделимся с вами историей предпринимателя, биохакера и основателя сервиса Zoon.

В закладки
Выпуск N3 (2020)​

Стартап по совету

Илья Мутовин родился и вырос в Красноярске. Окончил местную школу и на рубеже веков поступил по итогам олимпиады в Красноярский государственный университет. Но в последний момент передумал учиться в региональном институте, а стал искать в интернете “что-нибудь поинтереснее”. По запросу “лучшие ВУЗы России” на первом месте оказалась Высшая школа экономики.

Мутовин сдал экзамены в Вышку на факультет менеджмента и его зачислили. После первого курса поступил по программе двойного диплома еще и в британский университет — Leeds University Business School, расположенный в английском городе Лидс. В 2006 году после окончания учебных заведений и получения двух дипломов, Илья ушел в консалтинговое агентство “Strategy Partners”. Среди его окружения были будущие звезды: основатель Wikimart — Камиль Курмакаев, человек создавший Groupon Russia и сооснователь “Рокетбанка” — Виктор Лысенко, исполнительный директор “Ситимобил” — Виталий Бедарев. Но через два года насыщенной, интенсивной и очень динамичной деятельности в консалтинге Илья перешел в ПрофМедиа. “Консультанты быстро растут в цене на рынке труда, и ПрофМедиа попросту меня «перекупила»,” — признается предприниматель. Ритм его жизни на новом месте изменился и стал более стабильным, предсказуемым. “У ПрофМедиа есть несколько телеканалов. Я реализовывал для них различные проекты, связанные, например, с мотивацией персонала и дистрибуцией”, — вспоминает Илья. По сути, там был тот же консалтинг, только внутренний. Илья не чувствовал влияние своего вклада на деятельность и развитие компании, хотя ему как специалисту хотелось “отвечать за что-то реальное, видеть результаты своего труда”.

Первый проект, основанный на структурировании и детализации данных, Илья придумал еще в Лидсе в Англии: “[...] я детально описал то, что впоследствии сделал Avito.ru”. Но во время учебы у талантливого юноши не было ни опыта, ни нужных связей с инвесторами, чтобы идею продать. Его мозг постоянно искал нишу, в которой можно было бы реализовать амбиции. Тогда он обратил внимание на американский рекомендательный сервис Yelp.com, не имевший аналога в России. Мутовин решил сделать нечто подобное.

Так появился Zoon. Илья объясняет, что существует две и обе официальные версии происхождения названия компании Zoon. Первая гласит, что в транслитерации ЗУН — это аббревиатура знания, умения, навыки. Вторая более мудреная из биологии, где zoon (с греч.) — развитая особь животного, полностью сформировавшийся организм.

В транслитерации ЗУН — это аббревиатура знания, умения, навыки. В биологии zoon (с греч.) — развитая особь животного, полностью сформировавшийся организм.

Реанимация под ключ

На запуск проекта Мутовин последовательно тратил свои сбережения и накопления, продал Audi Q7, занял у друзей и взял небольшие потребительские кредиты. Датой основания компании предприниматель называет 29 февраля 2012 года. Тогда он и его 3 друга Ильи, с которыми он познакомился в коллективном блоге Лепра: Шаповалов, Лисин, Наринский, — запустили сайт, аккумулирующий информацию в виде цен, отзывов и фотографий о различных услугах. Предприниматели добавили на сайт данные из открытого доступа. С самого начала основным источником трафика для Zoon.ru являлись поисковики.

Программист из Mamba Илья Шаповалов стал главным разработчиком проекта. Лисин пришел из Mail.ru и занял пост директора по интернет-маркетингу. За дизайн отвечал арт-директор Наринский, имевший аналогичный опыт в Mamba и Lamoda.

Для работающего проекта найти инвестора было проще, им стал Дмитрий Гранов — бывший начальник Ильи, возглавлявший «ПрофМедиа Бизнес Солюшнс». Для Zoon открыли дотационный транш на развитие проекта с ограничением в 15 млн. долларов, но потрачено в итоге было значительно меньше.

За полтора года существования Zoon дошел до 600 тыс. уникальных посетителей в месяц. Уже по итогам 2013 года стартап заработал первые деньги — выручка проекта составила 8,5 млн. рублей. Несмотря на видимый успех, бизнес развивался благодаря инвестиционной линии и сильно от нее зависел.

“Переехали работать на лавочки в парк буквально. В парке, в отличие от кафе, все бесплатно — можно сидеть на травке и работать”.

И.Мутовин
Основатель Zoon

В 2014 году в компании случился кризис на фоне разногласий с инвестором, прекратившим дотации, несмотря на договоренности. Лето того года Мутовин с командой вместо лофтового офиса на Арме провел частично в парке Горького. Они обустроили импровизированный удаленный офис, — остальные пришлось закрыть, а ⅔ сотрудников распустить: “Переехали работать на лавочки в парк буквально. В парке, в отличие от кафе, все бесплатно — можно сидеть на травке и работать”. Осенью у стартапа появилась финансовая возможность снять новый офис, но уже не такой шикарный — это была половина квартиры на Мясницкой, стартап занимал 3 комнаты.

Сооснователи Zoon, слева на право: И.Наринский, И.Лисин, И.Мутовин​ (2016 г.) Photo сredit: FB

Следующий год постепенно привел компанию в чувство и увеличил выручку в 4 раза, а оборот за 2015 год дошел до 110 млн. рублей.

Новый виток

В середине 2017 года Мутовин заметил, что Zoon работает одновременно на двух заказчиков: пользователей и владельцев бизнеса. Из-за этого дуализма и отсутствия фокуса, бизнес решили переориентировать. И детальнее изучить целевую аудиторию.

Во-первых, собрались испытать боли своих пользователей — клиентов. Мутовин с командой открыли свой салон красоты и прошли через все сложности. Им удалось привлечь много посетителей, но сделать салон классным не получилось: “У нас была плохая очень возвращаемость, много жалоб. Нам было больно и грустно смотреть, как на нашем собственном Zoon про наш собственный салон красоты куча людей пишет ужасные отзывы. Кстати, все они были там все это время, потому что одна из ценностей нашей компании — честность…” — вспоминает предприниматель. 30 декабря 2018 года салон продали. “[...] и это было феноменально хорошо,” — комментирует Илья.

Параллельно с изучением опыта ведения бизнеса в сфере услуг салона красоты Zoon развивали маркетинговую экспертизу для владельцев компаний. В их личные кабинеты в каталоге добавили новые опции. Теперь стал виден анализ звонков: какой клиент, когда и на какую услугу записался, дошёл ли он, как отработал администратор. Вместе с этим завели статистику обратной связи и оценки качества услуг.

Дополнительно в корпоративном блоге начали просвещать и популяризировать маркетинг, рассказывать о стратегиях привлечения клиентов.

Сегодня Zoon — рекомендательный портал, помогающий бизнесу из различных сфер развиваться и увеличивать доходы. С точки зрения техники сервис — это каталог компаний. Владельцам бизнеса дают различные инструменты для продвижения и помогают в анализе, увеличении конверсии, наращивании клиентской базы.

Рейтинг компаний в каталоге Zoon составляется исходя из отзывов и оценок пользователей. Сервис ежедневно проверяет 20 тыс. отзывов и 3 тыс. оценок, сотрудники находят и удаляют фейки. Проверка идет в два этапа. На первом — верифицировать помогает специально разработанный алгоритм, помечающий все комментарии определенным способом. На втором — подключаются живые сотрудники, которые руками проверяют отзывы по внутреннему регламенту. Всю несоответствующую правилам обратную связь отклоняют или удаляют.

Зум на Zoon

Ежемесячная аудитория Zoon составляет 13 млн. человек. В каталог компании занесено около 4 млн. организаций. Из общего числа участников 300 тыс. компаний имеют доступ к личному кабинету, а треть владельцев бизнесов пользуется сервисом относительно регулярно.

В команде Zoon большее 600 специалистов, включая B2C и B2B маркетинг — 50 человек, менеджеры по продажам и аккаунт-менеджеры — 160 человек. Треть сотрудников работает удаленно. Офисы Zoon.ru расположены в четырех городах России — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Красноярске. В столице компания занимает два офиса в районе Ходынского поля.

Команда Zoon​ Photo credit: rb.ru

Оборот компании в 2014 году составил 27 млн. руб., в 2015 — 110 млн. руб., в 2017 — 380 млн. руб., в 2018 — 636 млн. руб., в 2019 — 934 млн. рублей.

Должность генерального директора в Zoon по-прежнему занимает Илья Мутовин, в его ведении стратегическое и тактическое развитие компании. Илья Лисин остался на должности директора по интернет-маркетингу, а Илья Наринский продолжает быть арт-директором Zoon. Илья Шаповалов перешел на позицию директора по продукту.

В 2019 году перед компанией встала задача разработки и внедрения интранет-портала, который объединит многие аспекты корпоративной жизни: структуру, регламенты и документацию, медиа-материалы, — и будет интегрирован со сторонними ресурсами, например, с продуктами 1С.

Выбирая IT-инфраструктуру, учитывали несколько моментов. “Во-первых, возможность быстрого развертывания и масштабирования ресурсов без капитальных затрат. Во-вторых, желание сфокусироваться на реализации функционала ПО, а не на решении вопросов с поставкой и поддержкой “железа”. В-третьих, была важна простота и прозрачность процесса взаимодействия с поставщиком,” — отмечает Александр Курапов, руководитель технической поддержки Zoon.

Для развития проектов и хранения данных Zoon.ru использует выделенные серверы Selectel произвольной и готовой конфигурации. Серверы объединены локальной сетью и установлены в дата-центре «Берзарина» в Москве.

Будущее Zoon основатель видит в наращивании базы внутри страны, в десятикратном росте оборота и в качественном улучшении услуг: “Отдельная история — это скорость роста. Круто, когда оборот удваивается каждый год, но хочется вырасти в 10 раз за год, например. Многое делаем для этого, но хочется еще ускориться”.

Zoon в цифрах

1 клиническая смерть проекта

3 млн. руб. первоначальные инвестиции в компанию

~4 млн. компаний зарегистрировано в каталоге Zoon

27 млн.руб. годовой оборот Zoon в 2014 году

30% сотрудников работают удаленно

38 лет основателю сервиса Zoon

>600 человек трудится в команде сервиса

934 млн.руб. годовой оборот Zoon в 2019 году

Dedicated Servers

В Selectel широкая линейка серверов под любые задачи. У нас действует автоматизированная система заказа и подготовки оборудования: готовые конфигурации доступны к работе в течение 5 минут. Также, вы можете собрать сервер произвольной конфигурации под конкретные цели. У нас своя сборка и собственные складские запасы комплектующих. Выбирайте надежное решение для бизнеса, а мы обеспечим бесперебойное электропитание, микроклимат и сервисное обслуживание в дата-центрах уровня Tier III.

Подпишись на полезные материалы и бизнес-истории из мира IT, стартапов и бизнеса!
{ "author_name": "Selectel", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 115294, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 03 Apr 2020 13:28:55 +0300", "is_special": false }
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир