Профессии будущего: кто останется за бортом
Тема, которая с появлением нейросетей нещадно щекочет нервы даже тем, кто не склонен к приступам тревожности и паники. И хотя по сути своей бизнес-футурология лежит где-то между стратегическим планированием и раскладом на картах таро, большинство специалистов единогласно сходятся во мнении, что высшее образование необходимо обновлять раз в 10-15 лет.
Goldman Sachs провели исследование возможностей искусственного интеллекта, согласно которому более 300 млн рабочих мест в Европе и США (то есть каждый пятый трудоустроенный сотрудник) могут быть автоматизированы. Последствия технического прогресса никак не затронут только 30% рабочих мест.
Стабильность перестала быть характеристикой современности. Это уже очевидный факт. Как только его удаётся в достаточной мере переварить, начинают открываться многие возможности. Можно считать, что таков путь к свободе: через выход за рамки привычных представлений.
Коллеги из РБК подготовили отличную подборку из 150 профессий для уверенного движения в будущее уже сегодня. Вот несколько любопытных:
- Экология: Экопроповедник — просветитель и наставник в области защиты окружающей среды и осознанного потребления
- Экономика образования: Утилизатор цифрового мусора — занимается сортировкой, систематизацией и уничтожением лишних данных
- Биотехнологии: Создатель органов — ученый, который создает органы и части тела из стволовых клеток и других материалов
- Сельское хозяйство: Цифровой пасечник — эксперт в области здоровья пчел, процессов опыления, конструкции ульев и подбора роев
- Энергетика: Метеоэнергетик — оптимизирует выработку электричества за счет метеопрогнозов
- Социальная сфера: Помощник по принятию решений — выслушивает потребности клиентов, собирает дополнительные данные и помогает принять решение
- Безопасность: Кибер-следователь — специалист по IT-безопасности, уполномоченный выявлять и пресекать киберпреступления
- Образование: Оптимизатор памяти поможет увеличить объем рабочей памяти за счет цифровых имплантантов и удаления ненужных знаний
- Детские товары и сервисы: Эксперт по образу будущего помогает школьникам сформировать персональные траектории развития, подбирает курсы, кружки и секции соразмерно их интересам и способностям
- Маркетинг: Менеджер магазина смешанной реальности создает физические версии виртуальных объектов и виртуальные версии предметов, одежды и мебели, которыми люди владеют в физической (реальной) жизни
- Масс-медиа: Медиаполицейский — сотрудник правоохранительных органов на просторах сети. Борется с противоправным контентом, киберпреступниками, в том числе теми, кто совершает преступления
- Культура и искусство: Тренер творческих состояний — приводит людей творческих профессий в состояние потока и другие состояния с повышенной креативностью, помогает найти вдохновение
- Туризм: Ностальгист помогает людям, страдающим деменцией, чувствовать себя более безопасно и счастливо, воссоздавая обстановку и лучшие моменты жизни.
Конечно, тема горяча, как свежеиспечённый пирожок. В своей эскалации она уже прошла стадии разговоров на кухне, массовых обсуждений в медиа, внимания законотворцев и в какой-то момент вылилась во вполне ощутимые социальные протесты (как забастовки сценаристов, например). Тем не менее, прогресс не впервые врывается в бытовую и экономическую реальность человека.
У Сергея Минаева есть любопытный исторический ликбез о шагах технологической революции. Последовательно и чётко изложено, посмотрите:
Основной вывод выпуска сводится к тому, что технологии не лишат нас работы. Они лишат нас работы, к которой мы привыкли. Бизнес всегда двигается в сторону оптимизации расходов и повышению эффективности, а машина действует точнее и быстрее, чем человек, но по заранее заданным алгоритмам. Лень - двигатель прогресса, избавить человека от рутины у ИИ получалось и раньше. Так что, вероятнее всего, получится и сейчас.
Тем не менее, любопытно замечание, что весь процесс внедрения искусственного интеллекта в жизнь человека опосредованно ведёт к социальному расслоению, когда "бедные становятся беднее, а богатые - богаче".
Подведём итог. По мнению аналитиков, под лезвием автоматизации на гильотине карьерного пути уже расположились: кадровики, юристы, документоведы, бухгалтера, административный персонал, переводчики, дикторы, корректоры и копирайтеры, сотрудники медиа, блогеры, дизайнеры, иллюстраторы, сценаристы и представители креативных профессий, младшие разработчики из сферы IT, диспетчеры, операторы колл-центров и банков, водители, продавцы и даже учителя. Это авангард специалистов, которым в первую очередь рекомендовано задуматься о расширении своих профессиональных компетенций.
Однако на самом деле не так уж и важно, заменят ли нейросети человека. Если делать выбор в пользу того, что на самом деле хочется, то он априори верный. Поэтому не переставайте смотреть в свои собственные глаза, в них кроется истина. Кто знает, может быть, вы прирождённый ностальгист, но просто пока не попробовали)
Что думаете о подборке новых профессий? Нашли для себя подходящий путь для профессиональной переподготовки?
Останется ли в будущем место UX-тестированию сайтов?)
Так оно и сейчас только на словах ))
А как это вообще устроено? Расскажите, это очень любопытная тема. Где черта, отделяющая оцифровываемое от гуманистического?
Если посмотреть результаты запуска игры Cuberpunk или приложения банков и ОПСОСов "которые становятся все лучше" - явно видно, что над удобством конечных пользователей особо не заморачиваются - "и так пойдет".
Ощущение, что как в том анекдоте про автоматического парикмахера - допиливают юзера под технологии.
То есть крупный бизнес экономит на адаптации юзабилити? Или это как раз те случаи, когда тестированием занимается ИИ?
Я вижу, что юзабилити пускается под нож.
Вместо нормального интерфейса реализуется некое представление разрабов, к которому приучают пользователей.
При чем тут ИИ?
Я меня ощущение, что над удобством пользователей вообще не задумываются.
Посмотрите Ваше банковское приложение, зайдите на сайт ОПСОСа, загляните в игры или чем Вы там пользуетесь - все ли удобно?
///
Яркий пример - интерфейс офисных пакетов Мелкомягких.
Последний нормальный был в 2003, потом юзеров заставляют работать с тем, что им дали со словами "мы считаем так лучше".
///
Разговор не про то, что тут ИИ заменяет людей.
Разговор про то, что над юзабилити заморачиваются в лучшем случае на словах и между делом.
100% куда чаще совсем неудобно, порой даже настолько, что мне как пользователю проще отказаться от использования сервиса/приложения/сайта, чем тратить время и ресурсы на адаптацию. Далеко даже ходить не надо: я уже третий месяц ищу какое-нибудь приложение для ведения заметок, чтобы было простым, лаконичным, с разбивкой по папкам, и без какого-то супернавороченного функционала. И не могу найти, кажется, счёт уже пошёл на десятки.
Но тут рождается вроде бы закономерный вопрос: что первично, пользователь или софт? У индустрии явно есть определённый горизонт прогнозирования. То есть внутри отрасли существует понимание, как она будет развиваться в дальнейшем. Тогда вся разработка ведётся условно в ключе, соответствующем этому образу будущего. Не под пользователя, а под ту картинку, которая так или иначе будет приносить деньги. И если это так, то пользователя действительно лучше загодя ставить в определённые рамки, чтобы потом не было мучительно больно) Или это неверный ход мысли?
Для меня тонкости тестирования и адаптации юзабилити - это вообще особый вид магии) но если я правильно улавливаю специфику этого поля задач, то кажется, что обработка аналитических данных может с временем отойти ИИ, а вот настройка и оптимизация всё равно останется за человеком. Модели мышления пользователей ведь постоянно видоизменяются, и не всегда их можно быстро формализировать - верно?