Быть продактом. Выпуск #1. "Приготовьтесь к тому, что вам придется очень много учиться"— Надежда Назарова, SEMrush
Всем привет! Это блог aim digital. Мы создаем цифровые продукты и сервисы. Сегодня мы запускаем серию статей о профессиях Product Manager и Product Owner, которые помогут сделать первые шаги в карьере. У нас в гостях Надежда Назарова, Product Owner из SEMrush. Надя поделится своей историей входа в профессию.
Надя, расскажи, с чего начала свой путь в профессии продакта? Как обучалась? Какие сложности испытывала?
Я пришла работать в SEMrush на должность продуктового маркетолога в 2016 году. Тогда у нас не было большой команды для этого направления, все только зарождалось и никто до конца не понимал, чем именно мне нужно заниматься.
Так вышло, что помимо обязанностей, которые были связаны с моей официальной должностью, я углубилась в продукт, в инструменты. Начала проводить интервью с пользователями, анализировать рынок и конкурентов. Смотрела, что в наших инструментах можно улучшить, какие фичи можно внедрить.
В общем, плавно я стала заниматься работой, которую делает Product Owner. Отчасти этот мой интерес к продукту был еще связан с тем, что я устала от маркетинга. До SEMrush я работала в маркетинге почти десять лет, в разных ролях. Я и писала тексты, и проводила кампании и SEO занималась. Была и руководителем отдела маркетинга в fashion-ритейле, и менеджером по маркетингу в банке, у меня даже было свое рекламное агентство.
Мне стало скучно заниматься только маркетинговой деятельностью, хотелось чего-то большего. Я считаю, что мне тогда повезло. Руководители продуктового направления в нашей компании видели, что моя работа приносит результат и дали полную свободу действий.
Я пробовала, иногда ошибалась, много училась и постоянно экспериментировала. В конечном итоге так увлеклась, что мне предложили официально перейти на должность Product Owner и дали две небольшие команды, которые делали два разных продукта (аналитика конкурентов в социальных сетях и управление контентом в социальных сетях). Через год мне предложили взять одно из ключевых направлений для компании — продукты для аналитики трафика конкурентов. Сложный продукт, кратный рост, большие команды, ML, AI, big data. Стало еще интереснее.
Когда ты начинаешь что-то новое, то еще не понимаешь, что важно а что нет. Поэтому я читала все подряд, что так или иначе связано с темой. Изучала материалы о том, кто такой Рroduct Оwner, чем он занимается, залезла в аналитику, изучала стратегический менеджмент, ездила по конференциям, в том числе зарубежным. Накапливала “критическую массу знаний” и стала понимать, что действительно информативно и полезно, а что нет.
Недавно я нашла себе наставника. Просто подошла к одному крутому руководителю продукта и сказала: “Будь моим наставником пожалуйста-пожалуйста-пожалуйста”. Кстати, это женщина. Она супер-профессионал и я у нее многому учусь. Обсуждаю с ней в основном менеджерские решения и сложные вопросы.
Можешь вспомнить самые критичные ошибки в работе PO?
За свою работу в должности PO я совершила две критических (как мне кажется) ошибки. Когда я только стала РО, я зачем-то залезла в процессы одной из своих команд, то есть стала совмещать две должности (РО и Scrum-мастер). Этого делать нельзя, потому что это две абсолютно разных роли. Ничего кроме высокой рабочей нагрузки и постоянной головной боли вам это не принесет.
В другой своей команде в первое время, помимо роли РО, я внезапно выступала еще и в роли Technical Owner. Мне не сразу удалось разобраться, где мои задачи, а где нет. Какое-то время я пыталась отвечать на вопросы разработчиков: какой запрос взять и какую технологию использовать. Так делать не нужно. Вы занимаетесь либо продуктом, либо техническим менеджментом.
В итоге, окончательно запутавшись и перестав спать, я поняла, что это нужно прекращать. Купила в магазине “магический” шар, который мог отвечать на вопросы за меня. Принесла его команде и сказала: “Если вы хотите узнать у меня, как вам лучше поступить в технической части, спросите лучше у этого шара”. Команда повеселилась, но, магическим образом, вдруг самостоятельно стала решать технические вопросы. А я занялась своей работой — продуктом.
Какие компетенции наиболее важны для старта?
Никто не рождается продакт-менеджером и для старта люди обычно используют тот набор компетенций, которые у них уже есть. И это нормально. Чаще всего в продакт-менеджмент переходят программисты, дизайнеры и маркетологи-аналитики. Я считаю, что не важно из какой профессии вы переходите, но для работы над продуктом важно понимать основы маркетинга, иначе вы не сможете понять на какой рынок, для какой аудитории и какой продукт вы создаете. И еще важно учиться работать с людьми. Этот навык пригодится и в постановке задач команде, и в общении со стейкхолдерами, и в проведении интервью с пользователями.
Какие книги, курсы, источники для обучения можете порекомендовать новичкам?
Сейчас все кинулись обучать продакт-менеджеров. Очень классный бесплатный курс для новичков запустили Product Sense. Скоро запускается вторая часть курса (для продвинутых). Gopractice Олега Якубенко. Интересны и курс, и блог. Курс уже стал, как мне кажется, стандартом индустрии. А в блоге много подробной информации на разные темы. А дальше я бы посоветовала смотреть американские ресурсы, так как все “передовые” практики российского рынка, к сожалению, являются переводами с английского. Например, Mind the Product.
Что посоветуешь новичкам. Как стать успешным, что нужно делать?
- Приготовьтесь к тому, что вам придется очень много учиться. Product Owner работает в сфере, где нельзя останавливаться. Ты только освоил новый прием, а все уже делают по-другому. Ты только научился чему-то, а это уже не модно. Например, вот все кричат о том, как важно выстраивать портрет пользователей — buyer persona, а вот это уже никому и не нужно. Все заняты техникой Jobs to be done.
- Учите английский, ведь первоисточники в нашей сфере чаще всего находятся за рубежом. Большинство материалов для PO - это перевод иностранных статей, причем перевод частичный. Меня всегда это удивляло. Хотите узнавать новости первыми — занимайтесь иностранными языками.
- Общайтесь с коллегами (и из других компаний в том числе). Как правило, сложности возникают одинаковые и кто-то уже наверняка решал проблему, похожую на вашу.
- Найдите наставника. Неважно, внутри своей компании или во вне. Более опытный товарищ всегда поможет и подскажет. На начальном этапе вашего пути в роли РО это очень важно.
Всем, кто решил стать Product Owner, я желаю терпения и успехов. Развивайтесь, ставьте цели и достигайте их. Все получится!