Из Руководителя в Лидера: стратегии влияния, качества лидерства и преодоление мифов управления
Сегодня в подкасте «Зачем я это делаю?» Артур Кулешов – опытный коммерческий руководитель и эксперт в области управления. У Артура за плечами обширная практика в проектных продажах, а еще он является членом Ассоциации спикеров Санкт-Петербурга.
В этом эпизоде мы погружаемся в тему трансформации из обычного руководителя в истинного лидера. Что на самом деле означает быть руководителем? Какие мифы есть о лидерстве? Мы поговорим о реальных вызовах и возможностях, стоящих перед современными руководителями.
Важные черты для лидера и руководителя
1. Понимание своей цели.
Ради чего ты идешь в руководство? Возможно, это вызвано какими-то финансовыми желаниями. Но важно осознавать, что новый статус и оклад нужно подкреплять навыками и прокачивать уже наработанные скиллы.
2. Отношение к своей работе руководителя как к профессии.
Руководитель – это одна из профессий, точно такая же, как врач, плотник, космонавт. Почему мы думаем, что токарю нужно 2 года в ПТУ учиться, чтобы управлять станком, а руководителю, чтобы управлять людьми, учиться не нужно?
«Лучший в своем деле становится боссом» – ошибка. Кажется, что если человек стал, например, лучшим менеджером по продажам, то сможет стать и лучшим руководителем. Но если мы выпишем по 5 основных функций менеджера по продажам и руководителя отдела продаж, то не увидим в этих списках ни одного пересечения. Получается, что менеджер по продажам должен переформатироваться и стать совершенно другим специалистом – руководителем.
Из-за этого люди на новом начальственном посту часто делают работу за сотрудников: потому что они знают, как договориться с клиентом и как продавать услуги, но не знают, как делегировать задачи, организовывать подчиненных, налаживать процессы на долгосрочную перспективу.
Мозг сопротивляется неизвестному, зато подкидывает порцию дофамина за работу в «своей» стезе, где ты уже все умеешь и делаешь это классно. Так работает дофаминовое подтверждение. Договориться со своим разумом о познании чего-то нового бывает трудно. Для мозга это означает затраты энергии, которых он избегает, а действия на пути к ним обесценивает. Но как только у тебя все получится, мозг скажет: «Прекрасно! Берем этот опыт и теперь используем!»
Хорошая новость: когда вы понимаете этот принцип, то можете на него влиять и все равно идти в новое, становиться не только классным «менеджером по продажам», но и крутым руководителем.
3. Готовность быть одному, искать опору в себе.
Для достижения целей, которые стоят перед руководителем, у него часто нет союзников.
Союзники нужны тогда, когда ты не готов брать 100% ответственности на себя, когда тебе нужно, чтобы кто-то подтвердил правильность твоего выбора. А это идет от неуверенности и отсутствия компетенции.
Человека определяют 3 вещи:
- Первая – это генетическая предрасположенность. То, что нам передали родители, предки.
- Вторая – это воспитание. Например, если из ребенка воспитывали типичного «хорошего человека», который должен делиться со всеми игрушками и уважать старших, пусть даже они не всегда этого заслуживают, то выросший взрослый может бояться обидеть подчиненных, ему будет трудно делать замечания и проявлять строгость, напор.
- Третья – это контроль. Мы часто воспринимаем контроль, как что-то негативное. Сразу рисуется образ босса, который выглядывает из-за угла и выписывает штрафы за малейшую оплошность. Конечно, для этого есть причины: некоторые руководители так и пользуются контролем. А точнее, не умеют им пользоваться, потому что у этого понятия есть много позитивных граней, которые не будут вызывать у вас ощущения работы с «надсмотрщиком».
Подробнее про позитивный контроль это рассказываем полной версии подкаста.
Доброта и руководство. Изменение установок
Но если на нас влияет воспитание, усвоенные нормы общества, может ли добрый человек стать руководителем? И можно ли менять свои установки?
Артур метко поясняет:
Есть разница между добрым человеком и тем, который боится сделать кому-то неудобно, даже если с этим “кем-то” были рабочие договоренности.
И в тоже время работать над собой и вырасти в компетентного руководителя и лидера точно возможно. Выбор быть руководителем заслуживает уважения, поддержки, и в первую очередь от себя самого, как бы тяжело ни было в работе, в жизни.
Какие бы события ни происходили, рядом всегда один человек – мы сами, и отказываться от этого ресурса – очень большая роскошь.
Как справляться с сопротивлением в команде
Каким бы хорошим руководителем ты ни был, рано или поздно придется столкнуться с сопротивлением в команде. Как к этому относиться и как разбираться с ситуацией, я расспросил у Артура.
В любой команде обязательно будет сопротивление. Как преодолевать сопротивление – в этом и заключается искусство управления.
Встречается редкая категория людей, которая будет сопротивляться до конца из принципа. Что с ними делать? Расставаться. Если речь о сотруднике, который здорово справляется с задачами, то вердикт тот же – расставаться.
При рабочей системе не бывает так, что «свято место осталось пусто» и никто не подхватывает выпавший шанс. Да, на введение в курс дела нового человека нужно время. Или нужно было время на подготовку кадра, пока предыдущий сотрудник на месте.
Этим и ценен регулярный менеджмент – подобные ситуации не вызывают паники или острой нехватки кадров, не возникает зависимости человека от человека или каких-то его качеств. Ты распределил нагрузку и ценность на весь коллектив, а не на одного ярко выраженного лидера.
Подробнее про регулярный менеджмент и его практическое применение рассказываем в полной версии подкаста.
«Расставаться» – почему так строго? Дело в том, что если человек яро сопротивляется, то конфликт произойдет, чуть раньше или чуть позже, но произойдет. Кроме того, уступки покажут остальной команде, что для кого-то «закон не писан», а кому-то приходится соблюдать правила. Или, что можно «выжимать» из начальства компромиссы. Поэтому иногда увольнение – лучший вариант.
Правильный подход к увольнениям
Руководителям тяжело увольнять. Зачастую, они терпят, пока сотрудники сами не уйдут.
Если ты управляешь человеком, то наберись смелости, уволь его.
Каждый сотрудник заслуживает профессионального управления.
Почему руководители боятся увольнять
Основная причина в ассоциации «хороший человек – хороший руководитель». Ведь хороший человек не уволит, потому что это будет противоречить его психологическим принципам: кажется, что поступок нанесет увольняемому вред.
Но на самом деле, такая реакция неадекватная, она мешает посмотреть на ситуацию по-другому: сейчас сотрудник наносит вред руководителю. Задумайся, сколько времени ты тратишь на управление сотрудником и сопоставь это с результатом, который он дает. И когда ты понимаешь, что у тебя уходит чересчур много времени на управление отдельным кадром, то становится очевидно, что инвестиция в него уже неэффективна.
Увольнять можно и с добрыми намерениями: бывает, оставаясь здесь, специалист лишается возможности проявиться в другом месте. И тогда увольнение – хороший стимул для роста человека. Руководителю такие моменты нужно видеть. Встретьтесь с сотрудником, обсудите все, поблагодарите его за работу, а потом заплатите и расстанетесь.
Профессия руководителя – сложная и многогранная. Она требует понимания людей, твердого стержня, наработанных компетенций. Но профессия эта и интересная, закаляющая и развивающая, какой бы сферы ни касалась.
Сегодня у меня в гостях был Артур Кулешов – коммерческий руководитель с многолетним опытом и эксперт в области управления. Он рассказал нам, что руководство и лидерство – это про эмоции, про людей и знания. И про постоянную работу над собой.
Цитат из выпуска можно выписать на целый сборник, но вы лучше просто смотрите полную версию и наслаждайтесь практическими советами и обаятельным гостем.
Мы обсудили с Артуром полезные темы:
- Почему люди стремятся к руководящим должностям.
- Желание влиять – ключ к руководству.
- Когда лидерство не для вас.
- Основы регулярного менеджмента.
- Выбор подходящего стиля управления.
- Эмоциональная готовность к руководству.
- Разбор токсичности в управлении.
- Тайм Менеджмент для руководителя.
- Важность признания ошибок перед командой.
- Советы для начинающих руководителей.
Инсайты по этим темам – в полной версии выпуска.
Подкаст «Зачем я это делаю?» – это разговор с лидерами индустрии о том, как они принимают решения в своей жизни и какие мотивы ими движут.
Подкаст доступен на всех аудиоплатформах.
Соцсети подкаста с анонсами, бекстейджем и личными историями: https://t.me/nistratovlife
Обратная связь и сотрудничество: ivannistratovpodcast@gmail.com.
Подписывайтесь и делитесь вашим мнением, что было полезно?