Из Руководителя в Лидера: стратегии влияния, качества лидерства и преодоление мифов управления

Артур Кулешов – коммерческий руководитель с многолетним опытом и эксперт в области управления.
Артур Кулешов – коммерческий руководитель с многолетним опытом и эксперт в области управления.

Сегодня в подкасте «Зачем я это делаю?» Артур Кулешов – опытный коммерческий руководитель и эксперт в области управления. У Артура за плечами обширная практика в проектных продажах, а еще он является членом Ассоциации спикеров Санкт-Петербурга.

В этом эпизоде мы погружаемся в тему трансформации из обычного руководителя в истинного лидера. Что на самом деле означает быть руководителем? Какие мифы есть о лидерстве? Мы поговорим о реальных вызовах и возможностях, стоящих перед современными руководителями.

Важные черты для лидера и руководителя

1. Понимание своей цели.

Ради чего ты идешь в руководство? Возможно, это вызвано какими-то финансовыми желаниями. Но важно осознавать, что новый статус и оклад нужно подкреплять навыками и прокачивать уже наработанные скиллы.

2. Отношение к своей работе руководителя как к профессии.

Руководитель – это одна из профессий, точно такая же, как врач, плотник, космонавт. Почему мы думаем, что токарю нужно 2 года в ПТУ учиться, чтобы управлять станком, а руководителю, чтобы управлять людьми, учиться не нужно?

Артур Кулешов – коммерческий руководитель и эксперт в области управления.

«Лучший в своем деле становится боссом» – ошибка. Кажется, что если человек стал, например, лучшим менеджером по продажам, то сможет стать и лучшим руководителем. Но если мы выпишем по 5 основных функций менеджера по продажам и руководителя отдела продаж, то не увидим в этих списках ни одного пересечения. Получается, что менеджер по продажам должен переформатироваться и стать совершенно другим специалистом – руководителем.

Из-за этого люди на новом начальственном посту часто делают работу за сотрудников: потому что они знают, как договориться с клиентом и как продавать услуги, но не знают, как делегировать задачи, организовывать подчиненных, налаживать процессы на долгосрочную перспективу.

Мозг сопротивляется неизвестному, зато подкидывает порцию дофамина за работу в «своей» стезе, где ты уже все умеешь и делаешь это классно. Так работает дофаминовое подтверждение. Договориться со своим разумом о познании чего-то нового бывает трудно. Для мозга это означает затраты энергии, которых он избегает, а действия на пути к ним обесценивает. Но как только у тебя все получится, мозг скажет: «Прекрасно! Берем этот опыт и теперь используем!»

Хорошая новость: когда вы понимаете этот принцип, то можете на него влиять и все равно идти в новое, становиться не только классным «менеджером по продажам», но и крутым руководителем.

3. Готовность быть одному, искать опору в себе.

Для достижения целей, которые стоят перед руководителем, у него часто нет союзников.

Союзники нужны тогда, когда ты не готов брать 100% ответственности на себя, когда тебе нужно, чтобы кто-то подтвердил правильность твоего выбора. А это идет от неуверенности и отсутствия компетенции.

Артур Кулешов – коммерческий руководитель и эксперт в области управления.

Человека определяют 3 вещи:

  • Первая – это генетическая предрасположенность. То, что нам передали родители, предки.
  • Вторая – это воспитание. Например, если из ребенка воспитывали типичного «хорошего человека», который должен делиться со всеми игрушками и уважать старших, пусть даже они не всегда этого заслуживают, то выросший взрослый может бояться обидеть подчиненных, ему будет трудно делать замечания и проявлять строгость, напор.
  • Третья – это контроль. Мы часто воспринимаем контроль, как что-то негативное. Сразу рисуется образ босса, который выглядывает из-за угла и выписывает штрафы за малейшую оплошность. Конечно, для этого есть причины: некоторые руководители так и пользуются контролем. А точнее, не умеют им пользоваться, потому что у этого понятия есть много позитивных граней, которые не будут вызывать у вас ощущения работы с «надсмотрщиком».

Подробнее про позитивный контроль это рассказываем полной версии подкаста.

Доброта и руководство. Изменение установок

Но если на нас влияет воспитание, усвоенные нормы общества, может ли добрый человек стать руководителем? И можно ли менять свои установки?

Артур метко поясняет:

Есть разница между добрым человеком и тем, который боится сделать кому-то неудобно, даже если с этим “кем-то” были рабочие договоренности.

И в тоже время работать над собой и вырасти в компетентного руководителя и лидера точно возможно. Выбор быть руководителем заслуживает уважения, поддержки, и в первую очередь от себя самого, как бы тяжело ни было в работе, в жизни.

Какие бы события ни происходили, рядом всегда один человек – мы сами, и отказываться от этого ресурса – очень большая роскошь.

Артур Кулешов – коммерческий руководитель и эксперт в области управления.

Как справляться с сопротивлением в команде

Каким бы хорошим руководителем ты ни был, рано или поздно придется столкнуться с сопротивлением в команде. Как к этому относиться и как разбираться с ситуацией, я расспросил у Артура.

В любой команде обязательно будет сопротивление. Как преодолевать сопротивление – в этом и заключается искусство управления.

Артур Кулешов – коммерческий руководитель и эксперт в области управления.

Встречается редкая категория людей, которая будет сопротивляться до конца из принципа. Что с ними делать? Расставаться. Если речь о сотруднике, который здорово справляется с задачами, то вердикт тот же – расставаться.

При рабочей системе не бывает так, что «свято место осталось пусто» и никто не подхватывает выпавший шанс. Да, на введение в курс дела нового человека нужно время. Или нужно было время на подготовку кадра, пока предыдущий сотрудник на месте.

Этим и ценен регулярный менеджмент – подобные ситуации не вызывают паники или острой нехватки кадров, не возникает зависимости человека от человека или каких-то его качеств. Ты распределил нагрузку и ценность на весь коллектив, а не на одного ярко выраженного лидера.

Подробнее про регулярный менеджмент и его практическое применение рассказываем в полной версии подкаста.

«Расставаться» – почему так строго? Дело в том, что если человек яро сопротивляется, то конфликт произойдет, чуть раньше или чуть позже, но произойдет. Кроме того, уступки покажут остальной команде, что для кого-то «закон не писан», а кому-то приходится соблюдать правила. Или, что можно «выжимать» из начальства компромиссы. Поэтому иногда увольнение – лучший вариант.

Правильный подход к увольнениям

Руководителям тяжело увольнять. Зачастую, они терпят, пока сотрудники сами не уйдут.

Если ты управляешь человеком, то наберись смелости, уволь его.

Иван Нистратов – эксперт по трансформации продаж, команд и процессов.

Каждый сотрудник заслуживает профессионального управления.

Александр Фридман – эксперт, автор и методолог по регулярному менеджменту.

Почему руководители боятся увольнять

Основная причина в ассоциации «хороший человек – хороший руководитель». Ведь хороший человек не уволит, потому что это будет противоречить его психологическим принципам: кажется, что поступок нанесет увольняемому вред.

Но на самом деле, такая реакция неадекватная, она мешает посмотреть на ситуацию по-другому: сейчас сотрудник наносит вред руководителю. Задумайся, сколько времени ты тратишь на управление сотрудником и сопоставь это с результатом, который он дает. И когда ты понимаешь, что у тебя уходит чересчур много времени на управление отдельным кадром, то становится очевидно, что инвестиция в него уже неэффективна.

Увольнять можно и с добрыми намерениями: бывает, оставаясь здесь, специалист лишается возможности проявиться в другом месте. И тогда увольнение – хороший стимул для роста человека. Руководителю такие моменты нужно видеть. Встретьтесь с сотрудником, обсудите все, поблагодарите его за работу, а потом заплатите и расстанетесь.

Профессия руководителя – сложная и многогранная. Она требует понимания людей, твердого стержня, наработанных компетенций. Но профессия эта и интересная, закаляющая и развивающая, какой бы сферы ни касалась.

Сегодня у меня в гостях был Артур Кулешов – коммерческий руководитель с многолетним опытом и эксперт в области управления. Он рассказал нам, что руководство и лидерство – это про эмоции, про людей и знания. И про постоянную работу над собой.

Цитат из выпуска можно выписать на целый сборник, но вы лучше просто смотрите полную версию и наслаждайтесь практическими советами и обаятельным гостем.

Мы обсудили с Артуром полезные темы:

  • Почему люди стремятся к руководящим должностям.
  • Желание влиять – ключ к руководству.
  • Когда лидерство не для вас.
  • Основы регулярного менеджмента.
  • Выбор подходящего стиля управления.
  • Эмоциональная готовность к руководству.
  • Разбор токсичности в управлении.
  • Тайм Менеджмент для руководителя.
  • Важность признания ошибок перед командой.
  • Советы для начинающих руководителей.

Инсайты по этим темам – в полной версии выпуска.

Подкаст «Зачем я это делаю?» – это разговор с лидерами индустрии о том, как они принимают решения в своей жизни и какие мотивы ими движут.

Подкаст доступен на всех аудиоплатформах.

Соцсети подкаста с анонсами, бекстейджем и личными историями: https://t.me/nistratovlife

Обратная связь и сотрудничество: ivannistratovpodcast@gmail.com.

Подписывайтесь и делитесь вашим мнением, что было полезно?

Начать дискуссию