5 методов генерации бизнес-идей

Как эффективно генерировать бизнес-идеи? Собрали 5 самых распространенных способов.

5 методов генерации бизнес-идей

Бизнес-идеи помогают предпринимателям развивать свое дело. Но ресурсы одного человека ограничены, и не каждый сможет регулярно предлагать новые варианты роста.

Если вам знакома эта проблема, то вот 5 методов коллективного обсуждения, генерации идей и решения задач.

5 методов генерации бизнес-идей

Мозговой штурм

Мозговой штурм или брейншторм — один из методов коллективного поиска решений. Он заключается в обсуждении вопроса внутри команды и генерации наибольшего количества идей. Смотрели «‎Что? Где? Когда?»? Обсуждения знатоков — яркий пример мозгового штурма.

Этапы применения

  • Задача. Сначала команду знакомят с основной задачей и посвящают в детали: цель, условия, конечный результат. Эти уточнения помогут мыслить в одном направлении;
  • Штурм. Основной этап мозгового штурма — предложение идей. На этом этапе все участники начинают «‎накидывать» варианты выполнения задачи. Важно следить за порядком и не превращать мозговой штурм в балаган;
  • Обсуждение. После штурма начинается обсуждение предложенных вариантов. Важно, чтобы коллектив старался развивать, а не «‎топить» идеи. Объединяя и дополняя друг друга, команда сможет получить нестандартные варианты решения задачи.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Возможность высказаться. В условиях равенства каждый участник может предлагать свои идеи и быть уверенным, что он будет услышан;
  • Поднятие командного духа. Нет гонки за авторство удачной идеи. Во время мозгового штурма зачастую предложенные идеи дополняют друг друга, объединяются и дают итоговое решение.

Минусы

  • Сложность контроля. Мозговой штурм — это хаотичный процесс, где каждый высказывает все, что ему приходит в голову. Если его не контролировать, собрание не даст желаемый итог;
  • Непредсказуемость. Результат мозгового штурма тяжело предсказать, так как он зависит от настроя и вдохновения каждого участника.
5 методов генерации бизнес-идей

Скампер

Скампер — метод, построенный на вопросах, которые помогают найти слабые стороны. В основном его используют для улучшения уже существующих продуктов, услуг и работающих процессов.

Само слово “SCAMPER” — аббревиатура, собранная из первых букв действий, на которых основан метод. Каждое действие подразумевает вопросы, которыми должен задаться предприниматель.

Этапы применения

Substitute — заменять. Можно ли заменить материалы или процессы? Что можно предложить, чтобы изменить результат?

Combine — комбинировать. Какие процессы можно объединить, чтобы сократить расходы?

Adapt — адаптировать. Кто еще сталкивался с похожей ситуацией? Чьи методы я могу применить?

Magnify — масштабировать. Чего недостаточно? Что нужно делать больше, чтобы улучшить бизнес?

Modify — модифицировать. Что в моем бизнесе устарело? Какие процессы стоит переосмыслить, чтобы бизнес стал эффективнее?

Put to other uses — применить в других целях. Где еще это можно использовать? Как это можно применить в моем бизнесе?

Eliminate — сокращать, убирать лишнее. Какие процессы в моем бизнесе лишние? Без чего станет лучше?

Rearrange — заменять на противоположное. Что в моем бизнесе нуждается в преображении? Что работает не так, как нужно?

Reverse — менять порядок. Как я должен решать вопросы? Какой порядок мало эффективен?

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Точный алгоритм. Главным плюсом является точность алгоритма. Вы и ваша команда задаете конкретные вопросы, ответы на которые помогут решить задачу;
  • Универсальность. Скампер применим как для работы в команде, так и для самостоятельного анализа.

Минусы

  • Ограничения действий. Порядок ограничивает свободу. Алгоритм не дает возможность сделать шаг в сторону и посмотреть на задачу иначе;
  • Долгий результат. Скампер подразумевает глубокий анализ на каждом этапе, поэтому метод скорее подходит для стратегического планирования, средне- и долгосрочных задач.
5 методов генерации бизнес-идей

Обратный мозговой штурм

Обратный мозговой штурм по своему процессу очень схож с обычным мозговым штурмом. Главное отличие двух методов — в конечной цели: если мозговой штурм строится вокруг генерации идей, то обратный мозговой штурм стремится разрушить привычные процессы и создать негативный сценарий.

Этапы применения

  • Задача. Поставьте перед командой задачу и обсудите все важные детали и цели, которые нужно достигнуть. Наметьте приблизительный план, по которому вы будете следовать;
  • Взгляд с обратной стороны. Предложите команде посмотреть на задачу с противоположной стороны и задаться вопросом: «‎Что нам помешает добиться поставленной цели?»;
  • Штурм. Во время обратного мозгового штурма предлагайте идеи, которые помешают решению задачи. Команда должна сконцентрироваться на трудностях, которые могут возникнуть;
  • Взгляд с изначальной стороны. После штурма вернитесь в начальной задаче. Предложенные варианты укажут на слабые места вашего плана;
  • Обсуждение. Вместе с командой оцените недочеты и варианты их исправления. Решая проблемы, вы сможете достигнуть поставленной цели.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Многогранность метода. Участники акцентируют свое внимание не только на достижении цели, но и на возможных проблемах;
  • Командное взаимодействие. Метод может укрепить командный дух коллектива, так как все настроены преодолевать трудности;
  • Критическое мышление. Метод подразумевает решение «от противного» — устраняя проблемы, команда продвигается к назначенной цели.

Минусы

  • Времязатратность. Обратный мозговой штурм включает в себя большое количество этапов. Решение может как прийти сразу или не возникнуть вовсе;
  • Фокус на негативе. Поскольку участники сконцентрированы на поиске проблем, это может повлиять на их решимость и настрой.
5 методов генерации бизнес-идей

6 шляп мышления

6 шляп мышления — теория, цель которой заключается в подробном изучении ситуации для поиска лучшего решения.

Принцип заключается в «‎надевании» разных шляп, каждая из которых отвечает за свой тип мышления. Человек должен отсеять лишнее и сконцентрировать все внимание на определенном виде информации:

  • Синяя шляпа — стратегическое мышление;
  • Белая шляпа — аналитическое мышление;
  • Зеленая шляпа — творческое мышление;
  • Красная шляпа — эмоционально-интуитивное мышление;
  • Черная шляпа— критическое мышление;
  • Желтая шляпа— оптимистическое мышление.

Этапы применения

Синяя шляпа — стратегическое мышление

Стратегическое мышление выстраивает логику решения задачи. Также оно помогает подвести итоги собрания и наметить дальнейший план действия.

Белая шляпа — аналитическое мышление

Аналитическое мышление нужно для оценки начального положения и всего необходимого для достижения цели.

Зеленая шляпа — творческое мышление

Творческое мышление предлагает более смелые и креативные идеи и решения.

Красная шляпа — эмоционально-интуитивное мышление

Эмоционально-интуитивное мышление — «‎чутье» предпринимателя, которое основано на его знаниях и опыте.

Черная шляпа — критическое мышление

Критическое мышление помогает найти недостатки и слабые места предложенных вариантов.

Желтая шляпа — оптимистическое мышление

Оптимистичное мышление подмечает все позитивные стороны проведенного собрания.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Концентрация на каждом этапе. Участники должны поочередно направлять внимание на разные аспекты мышления. Это делает метод 6 шляп более углубленным;
  • Структурированность. Каждая «‎шляпа» отвечает за определенный стиль мышления, что помогает упорядочить обсуждение и избежать хаоса.

Минусы

  • Сложность в освоении. Метод 6 шляп отнимает большое количество времени и сил;
  • Необходимость контроля. Для продуктивной встречи необходим фасилитатор, который будет принимать главные решения и проанализирует итоги собрания.
5 методов генерации бизнес-идей

Брейнрайтинг

Брейнрайтинг — это метод, в котором все идеи записываются на бумаге. Принцип заключается в том, чтобы участники сконцентрировались на своих мыслях и в тишине одновременно вносили свои идеи.

Этапы применения

Участники должны сесть рядом друг с другом и взять по листу бумаги, где будет обозначена проблема или задача. Фасилитатор встречи называет количество необходимых ответов и время, которое отводится на их написание. По сигналу участники записывают свои идей и передают соседу. Когда листки с идеями совершат круг, их собирает фасилитатор, и начинается обсуждение идей.

Плюсы и минусы

Плюсы

  • Эффективность времени. При помощи брейнрайтинга можно добиться быстрого результата, так как все участники ограничены по времени;
  • Удобство документирования. Записанные идеи легче собирать и анализировать.

Минусы

  • Стресс. Метод заключается в работе в жестких временных рамках, что может выводить некоторых участников из зоны комфорта;
  • Списывание. Участники могут повторять или дополнять уже написанные идей, а не создавать новые.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.

7777 показов
88 открытий
Начать дискуссию