AI меняет рынок труда: как сотрудники и компании используют нейросети в работе

Данные говорят сами за себя: 2024 год станет переломным моментом использования ИИ в рабочих процессах. Применение нейросетей удвоилось за последние шесть месяцев, и 75% работников уже задействуют технологии ИИ в своей работе. Люди, перегруженные задачами, начали сами использовать алгоритмы AI. Руководители понимают, что прогресс важен для бизнеса, но многим не хватает плана и видения для его внедрения. Требования показать мгновенную отдачу на инвестиции (ROI) тормозят действия руководителей, даже несмотря на неизбежность внедрения ИИ.

AI меняет рынок труда: как сотрудники и компании используют нейросети в работе

Рынок труда тоже изменится с ИИ. Несмотря на страхи по поводу потери рабочих мест, руководители говорят о нехватке талантов для ключевых позиций. По мере того как всё больше людей думает о смене карьеры, навыки работы с ИИ могут оказаться важнее опыта. Для многих работников ИИ откроет новые возможности и снимет все ограничения на карьерном пути.

Чтобы помочь лидерам и компаниям преодолеть инерцию в отношении ИИ, Microsoft и LinkedIn исследовали, как ИИ изменит работу и рынок труда. Они опросили 31 000 человек в 31 стране, проанализировали трудовые и кадровые тренды на LinkedIn, а данные от клиентов из Fortune 500.

ИИ уже активно внедряется в рабочие процессы. Сегодня 75% работников используют ИИ, причём 46% начали это делать менее шести месяцев назад.

Результаты очевидны: пользователи говорят, что

  • ИИ помогает экономить время (90%),
  • сосредотачиваться на важных задачах (85%),
  • быть более креативными (84%)
  • получать больше удовольствия от работы (83%).

Несмотря на понимание необходимости ИИ, давление из-за немедленной окупаемости заставляет руководителей действовать медленно. 79% из них согласны, что компаниям нужно внедрять ИИ, чтобы оставаться конкурентоспособными, но 59% обеспокоены тем, как измерить его производительность. Эта неопределённость задерживает реализацию планов: 60% лидеров беспокоятся, что у их организации нет чёткого плана и видения по внедрению ИИ.

Три из четырех человек используют AI на работе

Как мы уже писали, использование AI удвоилось за последние шесть месяцев. Сотрудники сами начали применять решения на базе AI в тайне: 78% пользователей AI приносят свои собственные инструменты на работу (Bring Your Own Artificial Intelligence - BYOAI), особенно это распространено в малых и средних компаниях (80%). Причём это не только поколение Z — BYOAI охватывает все возрастные группы.

52% пользователей AI на работе неохотно признаются, что используют его для своих самых важных задач.

53% беспокоятся, что использование AI для важных задач делает их заменяемыми. Такой подход лишает компании преимуществ от стратегического использования AI и ставит под угрозу данные компании, особенно когда кибербезопасность и защита данных являются главными приоритетами на ближайший год.

Сотрудники всех возрастов приносят свои собственные AI-инструменты на работу. Другая причина популярности BYOAI — ускорение рабочего темпа, с которым сотрудники не справляются. 68% людей говорят, что испытывают трудности с темпом и объемом работы, а 46% чувствуют выгорание.

По мере того как использование AI продолжает расти, лидеры, хорошо знакомые с технологиями искусственного интеллекта, видят его потенциал как ключевой инструмент, как когда-то переход от пишущей машинки к компьютеру. В следующие пять лет 41% таких руководителей ожидают полного пересмотра бизнес-процессов с AI. Они предсказывают, что будут координировать (38%) и обучать команды AI-ботов (42%), а также обеспечивать этическое использование нейросетей (47%).

AI поднимает планку и открывает новые карьерные возможности

Хотя сотрудники боятся потери работы из-за нейросетей, большинство руководителей обеспокоены невозможностью заполнить ключевые позиции. Руководители уже активно ищут технических специалистов в области AI, количество которых увеличилось на 323% за последние восемь лет. Теперь они обращают внимание и на нетехнических специалистов с навыками работы с генеративными инструментами AI, такими как ChatGPT и Copilot:

  • 66% руководителей не нанимают сотрудников без навыков работы с AI.
  • 71% предпочитают нанимать менее опытных кандидатов с навыками AI, чем более опытных без них.
  • 77% руководителей считают, что с AI молодые специалисты будут получать больше ответственности.

Новый приоритет в найме

Руководители признают ценность новых сотрудников с навыками AI, но недооценивают важность развития своих текущих работников:

  • 45% американских руководителей не инвестируют в инструменты или продукты AI для сотрудников.
  • Только 39% людей во всём мире, использующих AI на работе, прошли обучение от своей компании.
  • Лишь 25% компаний планируют предложить обучение по генеративному AI в этом году, что усугубляет дефицит обучения.

Профессионалы сами осваивают AI

Специалисты не ждут указаний или обучения — они сами осваивают AI:

  • 76% считают, что навыки AI необходимы для сохранения конкурентоспособности на рынке труда.
  • 69% считают, что AI поможет им быстрее продвинуться по службе, и ещё больше (79%) уверены, что навыки AI расширят их карьерные возможности.

За последние шесть месяцев использование курсов LinkedIn Learning по навыкам AI увеличилось на 160% среди нетехнических специалистов, таких как менеджеры проектов, архитекторы и административные помощники. Также заметно увеличение в 142 раза числа пользователей LinkedIn, добавляющих навыки AI, такие как ChatGPT, в свои профили, среди которых лидируют писатели, дизайнеры и маркетологи.

AI меняет рынок труда: как сотрудники и компании используют нейросети в работе

AI как фактор карьерного роста

Для большинства людей AI не заменяет их работу, а меняет её, и их следующая должность может ещё не существовать:

  • В глобальном масштабе навыки изменятся на 50% к 2030 году (по сравнению с 2016 годом), а генеративный AI ускорит это до 68%.
  • Более двух третей (68%) профессий, вошедших в список самых быстрорастущих ролей LinkedIn в этом году, не существовали 20 лет назад.
  • 12% рекрутеров уже создают новые позиции, связанные с использованием генеративного AI.
  • Роль руководителя по AI становится новой важной позицией, число таких вакансий утроилось за последние пять лет и увеличилось более чем на 28% в 2023 году.

Навыки AI важны для всех ролей и отраслей

AI становится мейнстримом, и творческие специалисты быстро осваивают новые навыки. Как мы видели с гибкими вариантами работы, предоставление доступа к AI может помочь компаниям привлечь лучших специалистов:

  • Объявления о работе на LinkedIn, упоминающие искусственный интеллект или генеративный AI, получили на 17% больше откликов за последние два года по сравнению с теми, где они не упоминались.
  • В другом исследовании 54% сотрудников начального уровня и индивидуальных сотрудников заявили, что доступ к AI повлияет на их выбор работодателя.
  • 22% рекрутеров уже обновляют описания вакансий, чтобы отразить использование генеративного AI в ролях.

Многие ведущие компании, такие как JPMorgan Chase, Procter & Gamble и AT&T, уже предлагают своим командам возможности обучения AI. О чем это говорит? Начинающие работники будут заниматься более стратегическими проектами, в то время как уникальные человеческие навыки, такие как управление, построение отношений, переговоры и критическое мышление, выйдут на первый план для сотрудников всех уровней. Организации, которые это поймут, смогут удерживать и привлекать лучших специалистов, а те, кто осваивает новые навыки, получат преимущество.

Рост продвинутых пользователей AI и их взгляды на будущее

В исследовании от Microsoft также выделены четыре типа пользователей AI: скептики, новички, исследователи и продвинутые пользователи. При сравнении скептиков и продвинутых пользователей выявились значительные различия не только в том, как они работают, но и как относятся к своей работе.

Преимущества использования AI на работе

Продвинутые пользователи AI меняют свой рабочий день и получают значительные выгоды. Скептики знакомы с AI, но используют его лишь несколько раз в месяц, экономя менее 10 минут в день. Новички немного знакомы с AI и используют его редко, экономя до 30 минут в день. Исследователи используют AI несколько раз в месяц или раз в неделю, экономя от 5 до 30 минут в день. Продвинутые пользователи хорошо знакомы с AI и используют его несколько раз в неделю, экономя более 30 минут в день.

Продвинутые пользователи говорят, что AI помогает им справляться с огромной нагрузкой (92%), повышает их креативность (92%), позволяет сосредоточиться на самых важных задачах (93%), а также делает их более мотивированными (91%) и удовлетворенными работой (91%).

Продвинутые пользователи перестроили свои рабочие привычки. Они на 56% чаще используют AI для восполнения пропущенных встреч, анализа информации (+51%), создания визуального контента (+49%), взаимодействия с клиентами (+49%) и мозгового штурма или решения проблем (+37%). Они уже переходят от отдельных задач к переосмыслению бизнес-процессов и рабочих потоков с помощью AI, что делает их на 66% более вероятными кандидатами на такие изменения.

Продвинутые пользователи AI предоставляют новый взгляд на будущее, показывая, что возможно, когда сотрудники принимают новые методы работы, а лидеры поддерживают их.

Исследование Copilot: Как AI может изменить рабочий день

Исследователи Microsoft провели шестимесячное рандомизированное контрольное испытание с участием 60 клиентов Copilot из разных отраслей. Это первое масштабное наблюдение за 3000 людьми, использующими AI в естественной рабочей среде без вмешательства исследователей. Первоначальные результаты показывают, как AI может изменить рабочий день — сократить время на работу с электронной почтой, сделать встречи более ценными и увеличить время на важные задачи.

  • Электронная почта: пользователи Copilot читают на 11% меньше писем и тратят на 4% меньше времени на их обработку. Клиенты, увидевшие наибольшее влияние, тратят на 25%-45% меньше времени на чтение писем.
  • Встречи: время, проводимое на встречах, в некоторых компаниях увеличилось, а в других уменьшилось. Одной из гипотез является то, что AI делает встречи более ценными — как хранилища информации и способ создания контента, например, мозговой штурм, легко превращающийся в первый черновик.
  • Документы: пользователи Copilot редактировали на 10% больше документов в Word, Excel и PowerPoint, а компании, где влияние было наибольшим, заметили 20%-ный рост. Это может свидетельствовать о том, что люди используют сэкономленное время для более важной работы, такой как создание и потребление информации.

Мы находимся на пороге революции в использовании AI на рабочих местах. Как мы вспоминаем время до ПК, так однажды будем удивляться, как работа выполнялась без AI.

Уже сейчас AI помогает людям быть более креативными и продуктивными, а соискателям предоставляет конкурентное преимущество. AI меняет правила игры, снижая нагрузку на сотрудников и открывая новые возможности для карьерного роста.

Если вы хотите глубже понять и освоить AI, команда агентства flexitech.ai готова помочь сотрудникам любого уровня обучиться и эффективно использовать эти технологии в своей работе.

4646
15 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

их то внедряют да только в многих отраслях пользы от них пока чуть

Ответить

Только без него вся работа останавливается.

Ответить

Не все люди пользуются нейросетями, некоторые доверяют общению, полагаясь на свой опыт и интуицию- проверено временем, практичностью.

Ответить

Такие в меньшинстве.

Ответить