Много зарабатывают, но не знают, как расти. Три проблемы, с которыми сталкиваются комьюнити-менеджеры в России

В 2023 году количество комьюнити-менеджеров с доходом выше 100 000 рублей перевалило за 50%. При этом специалисты не знают, что индустрия шире и богаче, чем их рабочие проекты, у них нет четкого представления о своих обязанностях, а работодатели не знают, как оценить сотрудников, и не стремятся повышать зарплаты. Рассказываю, как зарабатывают специалисты и какие проблемы есть на рынке.

Много зарабатывают, но не знают, как расти. Три проблемы, с которыми сталкиваются комьюнити-менеджеры в России

Привет! Меня зовут Женя Вольнов, я отвечаю за контент в Сетке — новой социальной сети для нетворкинга от hh.ru, где можно обсуждать всё, что связано с работой, заводить полезные связи и вдохновляться на перемены в своем деле. В Сетке мы хотим объединить специалистов разных направлений и сформировать единое профессиональное комьюнити.

Создавать и развивать сообщества помогают специалисты — комьюнити-менеджеры. Они формируют горизонтальные связи между участниками, модерируют и масштабируют комьюнити. Это могут быть сотрудники агентств и крупных компаний, фрилансеры.

Ассоциация русскоязычных комьюнити-менеджеров совместно с hh.ru провела исследование рынка спецов по работе с сообществами. По результатам исследования, портрет среднестатистического комьюнити-менеджера в 2023 году выглядел так:

Много зарабатывают, но не знают, как расти. Три проблемы, с которыми сталкиваются комьюнити-менеджеры в России

Чаще всего специалисты развивают профессиональные комьюнити (отметили 32,7% респондентов) и сообщества вокруг брендов (29,6%).

Специалисты по развитию сообществ зарабатывают неплохо: в 2023 году на 21% выросло количество комьюнити-менеджеров с доходом выше 100 000 рублей. Но у этого рынка еще много проблем.

Команда Ассоциации РКМ выяснила, как меняется сфера и с какими трудностями сталкиваются фрилансеры и наемные работники.

Непонятно, как расти в профессии

10,3% респондентов в 2023 году не смогли оценить свой грейд самостоятельно. Причина: непрозрачная система грейдов в компаниях или полное ее отсутствие.

Изначально система грейдов для комьюнити-менеджеров была скопирована из IT-сферы и адаптировалась лишь при необходимости.

Во многих компаниях специалисты по работе с сообществами были единственными в своем роде, поэтому необходимости сравнивать его с другими или собирать целую матрицу компетенций не было. Бонус: некоторые бренды в целом не используют общие системы грейдов: в коллективе они либо отсутствуют, либо отличаются от команды к команде.

Сегодня еще не все компании и сами специалисты знакомы с понятием комьюнити-менеджмента. Заказчики и клиенты, работодатели и потенциальные сотрудники по-разному видят задачи и зоны ответственности спецов по работе с сообществами.

В результате сотрудники не понимают, чем они занимаются, какой у них грейд, а главное — как и куда расти дальше. Получается так, что наиболее эффективным инструментом для роста и повышения размера заработной платы становится смена компании, а потом цикл повторяется снова.

Ассоциация русскоязычных комьюнити-менеджеров занимается созданием матрицы компетенций, которая помогла бы очертить обязанности и уровни навыков спецов.

Матрица находится на ранней стадии разработки, и текст может измениться со временем
Матрица находится на ранней стадии разработки, и текст может измениться со временем

Сложно разобраться в обязанностях

Из-за отсутствия системы грейдов бизнес не понимает, кого нанимать и как оценивать комьюнити-менеджера. На рынке появляются вакансии, в которых ему вменяют в обязанности задачи других специалистов.

По результатам исследования, вне зависимости от отдела, в котором работают респонденты, большая часть из них занимается не только задачами развития сообщества, но и HR-брендом, работой с лидерами мнений, созданием контента и технической поддержкой.

При этом есть две ключевые задачи-навыка, за которые ценятся комьюнити-менеджеры:

  • Проведение активностей. Российский рынок развития сообществ начал развиваться с игровой индустрии, где впервые появились люди, которые стали связующим звеном между разработчиками и клиентами. Им нужно было драйвить аудиторию, поэтому появились активности: конкурсы, розыгрыши, специальные акции и другие форматы, которые привлекают аудиторию.

    На сегодняшний день умение проводить активности ценится как на российском, так и на иностранном рынке: западные бренды приятно удивляются, когда разработать и реализовать стратегию активностей на месяц может один специалист вместе с разработчиком, а не целая команда агентства.
  • Работа с негативом. Рунет сформировался в достаточно токсичную среду, в которой важно уметь найти общий язык с разными типами участников. У российских комьюнити-менеджеров, начавших свой путь несколько лет назад, этот скил точно достиг высшего уровня: они могут предложить решения для всевозможных конфликтов и умеют мириться с ситуациями, когда их невежливо игнорируют. В этом аспекте наши специалисты также ценятся в европейских компаниях, где некоторые сотрудники каждый раз как впервые сталкиваются с хейтерами и агрессией.
Много зарабатывают, но не знают, как расти. Три проблемы, с которыми сталкиваются комьюнити-менеджеры в России

Глобально с этой проблемой поможет справиться карта компетенций: очертит, где начинаются и заканчиваются общие обязанности специалистов по развитию сообществ.

Формировать единое понимание профессии и задач сотрудника на уровне компаний и рынка — более обширная и сложная задача, для выполнения которой нужно время.

Учиться приходится на чужом опыте и своих ошибках

Комьюнити-менеджмент — не регламентированная система. Большинство процессов либо взяты с иностранного рынка и адаптированы, либо созданы конкретными специалистами.

Единого алгоритма работы или академической базы знаний нет. Высшего или профессионального образования по этой или схожей тематике тоже нет. Студенты в направлениях маркетинга и PR недостаточно изучают специфику работы с сообществами, а выпускники наиболее близкого к комьюнити-менеджменту направления — социологии — часто не получают информации о том, как применять свои знания на практике. Поэтому специалисту, который хочет учиться, приходится гуглить буквально всё вручную и совершать «детские» ошибки.

Реальная ситуация: человек переходит в новую компанию с понижением грейда и не может выполнить стандартное тестовое, потому что не понимает, что там написано. Так бывает, когда специалист растет прямо в компании и действует на интуитивном уровне без применения академических знаний. При смене работы на новом месте выясняется, что теоретическая база всё-таки нужна для понимания и выполнения рабочих задач.

Сейчас ситуация меняется: эксперты делятся опытом на образовательных мероприятиях, пишут книги и готовят курсы о комьюнити-менеджменте.

Кроме того, помогает сообщество: участники ассоциации задают вопросы и обсуждают решения нетривиальных проблем. Постепенно формируется образовательная среда, в которой комьюнити-менеджеры могут получить и систематизировать знания.

Приглашаем объединиться и развивать сообщества вместе

Ассоциация русскоязычных комьюнити-менеджеров объединяет специалистов, помогает делиться опытом и находить решения. Переходите в чат ребят, знакомьтесь и развивайтесь!

Мы в Сетке тоже стремимся объединять специалистов и создавать среду для обмена мнениями. Сейчас соцсеть находится на этапе бета-тестирования: зайти в Сетку можно, получив инвайт, следить за новостями в телеграм-канале, а узнать больше о платформе и правилах работы с комьюнити — в нашем Хабе.

Выпуск Сетки в открытый доступ уже скоро, а пока получайте инвайт и начинайте формировать свое сообщество раньше всех!

2929
11
30 комментариев

Не очень понимаю, зачем нужен отдельный специалист по формированию комьюнити, если профессиональные комьюнити обычно формируются сами. Ощущение, что и должность надуманная и ценность работы околонулевая. Зато зп 100к. Рука-лицо

3
Ответить

Отдельный специалист нужен, когда у компании есть конкретные запросы на получение пользы от сообщества: монетизация, brand awareness, конкурентное преимущество, поддержка и тд.

Правильно строить связи и менять поведение участников в глобальном плане — нужно уметь. Ну и тактические навыки типа ивент-менеджмента, контент-менеджмента и других направлений тоже нужны.

Км нужен не всем компаниям и организациям, да. Порой его легче и выгоднее заменить смм-щиком или пиарщиком, да.
Но это не делает работу км-а надуманной и нулевой при правильном применении. Для каждой болезни свое лекарство, скажем так)

И не каждому профессиональному сообществу нужен км, да. Обычно функции км-а выполняют либо основатели, либо сами активисты, но их так не называют.

6
Ответить

Это миф, комьюнити сами не формируются. Всегда есть человек/люди, которые это делают, если их работа вам невидима, это не значит, что на это не тратится чьё-то время. Попробуйте проанализировать какое-то проф комьюнити, известное вам, и понять, кто там всё организует, следит за порядком, делает ивенты, модерирует, пилит контент и так далее.

4
Ответить

Я думаю бывает по-разному. Но наверняка далеко не все коммьюнити формируются сами. И часто это большая работа "за кадром".

3
Ответить

Есть такие сферы, где нужен прям отдельный человек. Например, в сфере компьютерных игр. Там нужно оперативно работать с аудиторией, выруливать в нужное русло умы людей и управлять мнением об игре.

3
Ответить

Не очень понимаю, зачем нужен отдельный специалист по написанию статей и публикаций, если полезная информация обычно передается сама из рук в руки. Ощущение, что и должность надуманная и ценность околонулевая. Зато зп 100к. Рука-лицо

Ответить

Судя по тому что Леста закрыла свой форум КМ особо-то и не нужны. Да и вобще из-за факапов КМ частенько разводилась токсичность. Для проблем пользователей придумана поддержка. А постить кортиночки с новостями можно и с закрытыми для комментариев постами.

Ответить