Когда бизнес идет учиться в онлайн

Меня зовут Надя, я работаю в проекте Теории и практики. Вместе с экспертами онлайн-education мы разобрались какие критерии взять за основу руководителям и HR-специалистам при выборе программы обучения для своих команд.

С переводом сотрудников на удаленную работу изменились привычные бизнес-процессы. Живые встречи трансформировались в звонки в Zoom и по телефону, бизнес-вопросы почти полностью перекочевали в электронную почту, границы между рабочим временем и отдыхом незаметно стерлись. В новых реалиях казалось, что корпоративное обучение отложено до лучших времен. Прошло немного времени и стало понятно: корпоративному обучению быть, и в этом ему поможет онлайн-формат.

Ввиду огромного количества бесплатного архивного контента, выложенного в сеть, очень важно не заниматься подменой понятий. Архивный видео контент не может являться инструментом обучения команды и не может быть бесплатной заменой кастомизированного обучения в live формате. Исключая эту статью из бюджета (заменив подборкой бесплатных видеолекций) вы лишаете команду очень важных особенно в период высокой турбулентности аспектов: ощущения поддержки, смещение фокуса внимания с негативного контента, создание общности интересов для командообразования. При выборе курса необходимо обратить пристальное внимание на его актуальность, методическую проработку контента, опыт преподавателя и возможность кастомизации под задачи конкретно вашей команды, под конкретно вашу культуру и интересы именно ваших сотрудников.

Надя Макова, CEO проекта «Теории и практики»:

«Онлайн-обучение, как и обучение в любом другом формате, требует серьезной методической проработки, понятных траекторий движения к желаемому учебному результату, преподавателя, который умеет работать в онлайн-формате и удерживает внимание аудитории, что крайне сложно сделать, а также мотивировать людей проходить курс до конца, давать самые актуальные знания и инструменты, которые обязательно должны быть отработаны на практике через домашние задания, групповое обсуждения и аттестацию».

Очень важно при выборе онлайн-курса также сфокусировать внимание на профиле преподавателя. Кто он как эксперт и какими знаниями может поделиться с вашей командой? Насколько хорошо разбирается в предмете курса и как долго способен удерживать внимание слушателей?

Михаил Сумбатян, директор Международного колледжа информационных технологий IThub:

«Онлайн-преподавание — это отдельное мастерство. Здесь не могут работать классические педагогические методы, которые до этого работали в оффлайн. Преподаватель не может смотреть в глаза учащимся, видеть в них понимание, довольно ограничен в жестах и других вербальных инструментах. В онлайн как нигде более необходимо проявить смекалку, применить нестандартные решения привычных задач. Так возникает креативность педагога, и чем он талантливее, тем больше это у него получается».

Ключевым критерием при выборе того или иного онлайн-курса является также качество провайдера. Это должна быть универсальная платформа, которая сможет обеспечить возможность свободно общаться с преподавателем и взаимодействовать с другими участниками процесса. Для этого в арсенале провайдера должны быть различные каналы связи и коммуникаций, мультимедийные платформы и качественный видеоконтент. Для корпораций важным критерием при выборе программы является возможность ее кастомизации. Учебный план должен быть составлен с учетом целей конкретного бизнеса, его культуры и интересов сотрудников. Только так обучение станет эффективной инвестицией, а участники с высокой долей вероятности будут применять знания в работе.

Соня Смыслова, академический директор Universal University и куратор School of Education:

«Внедрение разных механизмов, способов, инструментов поддержки или людей, которые помогают человеку в процессе обучения, это довольной мощный тренд, видный на всех уровнях образования. Еще одна тенденция касается персонализации и здесь она решается на многих уровнях».

Структура курса, если она методически выстроена правильно, имеет начало, логическое продолжение и финальную часть, поможет быстро определить ценность предстоящего обучения для ваших сотрудников. Глядя на такую структуру легко понять, какие ценные навыки оберет ваша команда в конце обучения и какие инсайты сможет использовать для наращивания конкурентного преимущества. Важно, чтобы все составляющие структуры были согласованы с темой курса и неизменно ей следовали.

Василий Лебедев, основатель и генеральный директор Школы инноваций и креативного мышления ИКРА:

«Главным критерием качественного и эффективного онлайн-курса, на мой взгляд, является наличие собственной уникальной содержательной методологии. Если вы видите, что в онлайн-курсе по верхам описываются блоки, при этом его вам пытаются преподнести, используя множество красивых слов: дизайн-мышление, SCRUM, Lean Canvas, — то, скорее всего, все эти теги собраны воедино для попытки насытить программу и никакой пользы не подразумевается. Не нужно вестись на красивые и умные слова, нужно спрашивать у разработчиков этой программы, какую конкретно методическую ценность привнесли они; что конкретно эти люди, которые пытаются продать программу, сделали сами?»

В онлайн-обучении, как и в живом формате занятий с преподавателем, важно обращать внимание на то, насколько комфортно в данной образовательной среде. Открытость и мастерство лектора, готовность других участников курса свободно задавать вопросы, делиться внутренним прогрессом и поддерживать своих сокурсников – важные элементы правильного обучения в атмосфере доверия и доброжелательности.

Тимур Жаббаров, генеральный директор Smart Course:

«Хороший онлайн-курс подразумевает некое внутреннее взаимодействие и классно было бы, чтобы он был про практическую деятельность, чтобы внутри курса не только слушать, но и применять».

При выборе онлайн-обучения для своей команды руководителям и HR-специалистам важно быть максимально критичными и четко понимать, какие цели и задачи преследуются, ответственно относиться к результату обучения. Это поможет сохранить деньги, время, энергию и, самое главное, убережет от разочарования в обучении, которое, как мы знаем, должно не только вдохновлять, но и открывать новые возможности как для сотрудника, так и для компании.

11
Начать дискуссию