Быстрый (2 мин!) мониторинг команды: как спасти коллектив в период удаленки и пост-удаленки
Или два простых вопроса на каждый день, как профилактика срыва сотрудников
Приветствую! Меня зовут Дарья Масленникова и я нейропсихолог, методолог развивающих сред школы MASS CODE, работаю с управленческими командами, помогаю коллективам выйти из дисфункциональных состояний; результат — ясность в смыслах, в приоритетах, консенсус, восхваляемая эффективность.
Сегодня делюсь своей авторской методикой «Манометр» — действенным и простым инструментом психогигиены, заодно по-человечески разъясняю, что это такое.
Досадно, если это ваша первая попытка разобраться с психогигиеной — всё-таки с людьми работаете; с другой стороны, я вас понимаю — большинство из таких текстов читать невозможно. К тому же лучше поздно, чем никогда.
О психогигиене
Цель практической психогигиены – разработка и проведение комплексных мероприятий, направленных на сохранение психического здоровья.
Ключевая задача – снижение психологической напряженности.
В чём проблема? При перегрузке психики возникают дисфункциональные состояния – невозможность в данный конкретный момент успешно решать свои профессиональные задачи. Если своевременно не восстанавливать ресурс, можно оказаться в ситуации срыва.
Здоровье – это привычка.
Быть в ресурсе – это привычка.
Минимальные меры психогигиены в коллективе
Снижение тревоги:
· Своевременное информирование команды
· Интерпретация (план а, план б).)
Повышение эффективности коммуникации (как онлайн-, так и оффлайн):
o Разработка и соблюдение регламента качественной коммуникации – важно задаться этим вопросом, если вы этого не сделали раньше
o Выбор оптимальных технических решений (дискуссии, мозговые штурмы, доски, экраны, флип-чарты и пр.)
o Продолжительность совещаний 20-50 минут
o Подготовка совещаний (вопросы и варианты ответов)
o Наглядность (назначить ответственного за наглядность – нужно было сделать еще года 2 назад)
o Привычка подбирать точные формулировки
Восстановление:
o Ввести часы тишины
o Проводить общие занятия (йога, разминки, особое внимание шее, пояснице и глазам)
o Обмен опытом, кто и как поддерживает ресурсное состояние (или хотя бы восстанавливается)
·… продолжите список исходя из специфики своей команды.
Методика «манометр»
«манометр» (прибор для измерения давления) – инструмент мониторинга коллетива. Эта методика поможет выявить неочевидные риски, связанные с состоянием сотрудников.
Время выполнения – 2 минуты.
Помните! Профилактика срывов занимает минуты, лечение занимает в лучшем случае месяцы. Очень важно, чтобы у людей была возможность сообщить о своём дисфункциональном состоянии.
Когда прекращать методику?
Период отсроченных реакций после стресса – 2-3 месяца. Однако было бы неплохо сохранить такую привычку мониторинга, это важный аспект развивающей среды – люди в ресурсе. Перенапряжение – главный убийца смысла и эффективности. Именно перенапряжение запускает явные и скрытые деструктивные сценарии. Чем быстрее вы его заметите, тем оперативнее сможете отреагировать.
Откровенно говоря, большинство приемов, описанных в тексте, интуитивно понятны, и вы бы сами их сформулировали, если бы задались целью вернуть ресурсное состояние коллектива. Но что-то заставляет нас быть деструктивными и даже токсичными.
Если сама мысль о том, чтобы интересоваться состоянием людей в команде вас напрягает, значит, вы нарушаете правило, вписанное в подкорку заботливыми стюардессами «Наденьте маску на себя, потом на ребёнка». Займитесь собой.
Пусть все будут здоровы, пусть психика восстанавливается.
С уважением,
нейропсихолог, методолог развивающих сред
Дарья Масленникова
P.S. Подробнее есть еще и видео (моё):