4 ошибки, которые похоронят карьеру маркетолога
Привет, меня зовут Валентин и я бывший наемный сотрудник. Решил сесть и проанализировать свои карьерные решения за 7 лет и понять, где, когда и что я сделал не так. Для меня рефлексия, для новичков – польза. Что ж, погнали.
Интро обо мне
Отучился на рекламе и пошел сразу в бой. Первая работа – шаражкина контора по производству комментариев и отзывов для компаний. Вторая – серьезное рекламное агентство. Считаю себя неплохим экспертом в b2b маркетинге в IT, ибо провел в этой сфере, без малого, лет 5, а в маркетинге – 7. Сейчас сменил сферу и занимаюсь UX/UI-дизайном.
Ниже – краткая выжимка моих выводов за всю карьеру маркетолога. Подойдет тем, кто ступил на эту кривую дорожку.
Ошибка №1: устраиваться в компанию, где ты один маркетолог
Нет худшего решения в начале пути. На мой взгляд, молодой специалист подрастает до уровня самостоятельного сотрудника-мидла в среднем за 2 года в найме при наличии более опытных коллег. За это время он набивает шишки, смотрит, как выполнять типичные задачи, вникает в процессы, учится оценивать результат и осознавать свою зону ответственности. Более опытные коллеги его натаскивают, обучают и показывают, как надо и не надо.
Логично предположить, что без выполнения этих условий только вышедший из универа или с курсов специалист будет развиваться гораздо медленнее, получать больше негативного фидбэка от руководства и, как следствие, выгорать. Выгорание сотрудника стоит бизнесу очень много денег, а самому спецу – психического здоровья.
Устраиваться нужно в команду, а не в компанию.
Ошибка №2: устраиваться в ноунейм-компанию
Это касается лишь тех компаний, которые ищут специалиста по маркетингу себе в штат. Я называю их «сторона клиента». Как правило, бизнес, который внезапно решил нанять за дешево, но при этом понятия не имеет о задачах и зонах ответственности маркетинга, вешает на бедолагу все: от ведения соцсетей до продюсирования видеороликов на телек. При это выделяя бюджет в виде ноль целых хрен десятых.
Такой подход приводит к быстрому выгоранию, потому что:
- нет опытного коллеги, который сказал бы, как правильно,
- нет четкого понимания инструментов и каналов маркетинга и как их связать в систему,
- нет результата.
В итоге, начинающий специалист, которому дали на откуп целое направление, получает осознанную и неосознанную некомпетентность.
Ноунейм-компании для джуна-маркетолога подобны болоту: чем больше барахтаешься, тем глубже вязнешь. Опасность здесь не только в выгорании и даже не в маленькой ЗП. Вместо качественного буста карьеры в компаниях, которые из себя что-то представляют, вы теряете в среднем 2 года, которые никто не вернет. К слову, у себя в канале я писал, как определить такую компанию.
Ноунейм-компания – болото для джуна-маркетолога.
Ошибка №3: игнорировать профильные мероприятия и знакомства
Свою первую работу в серьезном рекламном агентстве я получил по рекомендации знакомой. Если бы не она – я бы еще долго обивал пороги ноунейм-компаний в попытках устроиться. Тогда меня был ничтожный опыт на бот-ферме по производству положительных комментариев на отзовиках да парочка пабликов в ВК на ведении, но поручительство знакомой и базовые знания о маркетинге сыграли немалую роль на собеседовании.
Отсюда вывод: знакомства – наше все. Пока вы студент в универе или колледже, ходите на конференции, митапы и мероприятия, узнавайте больше людей из сферы и обменивайтесь контактами, старайтесь помочь.
Ходите на конфы и заводите профессиональные знакомства.
Ошибка №4: увольняться из хорошей компании с классной командой
Новички часто ловят звезду, когда работают полгода-год в компании, и думают, что всему научились. Вторая причина – кажется, что карьерного роста внутри не будет. И если второе можно понять, то первое – ловушка джокера. Как правило, сотрудник адаптируется в течение полугода, и только тогда начинает показывать приемлемые результаты, а команда – воспринимать его как полноценного игрока.
Короче, не увольняйтесь раньше времени, а если уж посетили такие мысли, то рекомендую обсудить задачи и рост с тимлидом/руководителем/эйчаром. Эти чуваки вообще не заинтересованы в том, чтобы искать сотрудника заново на ту же позицию.
Если спустя полгода работы чувствуете, что всему научились – вы не научились.
Статья родилась спонтанно, когда я начал вести свой канал про карьеру в маркетинге и дизайне, и стала неплохим подспорьем для рефлексии. Джуны-маркетологи всея России, велком! Там еще и гайд есть, какие вопросы задавать на собесе, чтобы попасть в крутую компанию.