Как бизнесу из России выйти на международный рынок? Что учесть и как начать

Многие предприниматели интересуются выходом на международные рынки для продажи товаров и услуг по всему миру. Такой шаг может стать возможностью расширить свой бизнес, сформировать новые связи с иностранными партнерами, увеличить аудиторию и прибыль. Выход российской компании на международный рынок — это многоэтапный процесс, который требует подготовки и анализа условий в различных юрисдикциях.

Как бизнесу из России выйти на международный рынок? Что учесть и как начать

Всем привет! На связи команда Easy Payments.

В статье рассказываем, как продавать за рубеж свои товары и услуги, с какими трудностями можно столкнуться, с чего следует начинать вывод бизнеса на мировую арену и как решить основные вопросы, связанные с организацией этого процесса.

Работа с иностранной аудиторией: основные плюсы

Торговля товарами на международном рынке привлекательна для российских владельцев бизнеса по ряду причин, среди них:

  • Привлечение новой платежеспособной аудитории. Расширение географии компании — это возможность получить новых клиентов, которые оценят товары, возможно, не пользовавшиеся популярностью в России.
  • Создание новых бизнес-связей. Компания, зарегистрированная в престижной юрисдикции, склонна вызывать доверие у потенциальных партнеров, контрагентов и инвесторов. Налаженная логистика с другими странами также упростит работу.
  • Доступ к новым технологиям и инновациям. Международное сотрудничество способствует обмену опытом и технологиями, что ускоряет развитие компании и улучшает качество продуктов и услуг.
  • Улучшение кадрового потенциала. Работа на международном рынке открывает доступ к высококвалифицированным кадрам из разных стран, что способствует улучшению управленческих и технических навыков внутри компании.
  • Распределение рисков. Работа на разных рынках снижает зависимость от одного региона и позволяет минимизировать риски, связанные с экономическими и политическими изменениями в отдельных странах.
  • Конкурентные преимущества. Выход на международный рынок может усилить позиции компании по сравнению с конкурентами, которые работают только на внутреннем рынке.
Как бизнесу из России выйти на международный рынок? Что учесть и как начать

Вывод бизнеса за рубеж: сложности

И все-таки не стоит забывать, что выход на международный рынок — процесс со множеством сложностей и подводных камней:

  • Поиск собственной ниши. Даже если бизнес уже имеет аудиторию в РФ, переход на уже сформированные мировые и международные рынки товаров подразумевает борьбу с конкуренцией, привлечение клиентов и поиск незанятой ниши.
  • Трудности, связанные с культурным кодом. Традиции, обычаи и другие культурные особенности зарубежной аудитории — все это может повлиять на успех рекламной кампании и объемы продаж.
  • Логистика. Часть процесса продажи российских товаров на международном рынке — это поиск новых поставщиков, изучение популярных в данной стране способов доставки, заключение договоров с транспортными компаниями.
  • Создание компании и получение обязательных лицензий/сертификатов. Особенности регистрации бизнеса отличаются в различных юрисдикциях. Необходимо изучить местные требования к конкретной сфере и узнать, какие разрешения потребуются для работы.
  • Налоговая и финансовая отчетность. Это неотъемлемая часть бизнеса, так что предпринимателям придется изучить множество тонкостей, в том числе понимать уникальные особенности разных налоговых систем, преодолевать языковые барьеры при работе с контролирующим органом другой страны, учитывать разные бухгалтерские стандарты (например, GAAP в США или IFRS в Европе). Есть также риск столкнуться с двойным налогообложением.

Что учесть перед выходом на мировую арену?

Перед тем, как вывести товар на международный рынок, потребуется:

  1. Проанализировать рынок. Следует рассмотреть запросы аудитории, изучить предложение конкурентов, выявить свободные ниши. При этом важно учитывать культурные особенности клиентов и покупателей.
  2. Изучить юридические и регуляторные требования. Потребуется разобраться в налоговой системе выбранной юрисдикции, изучить процесс регистрации компании (включая требования к учредительным документам и лицензиям).

    Важно также проверить, как будет происходить защита интеллектуальной собственности и убедиться, что ваши торговые марки и патенты защищены на международном уровне.
  3. Адаптировать свой продукт под местные особенности. Предприниматель может столкнуться с необходимостью модифицировать товар из-за нюансов законодательства.

    Кроме того, может потребоваться изменить сам товар, его упаковку, название или рекламные слоганы из-за особенностей культуры — например, из-за созвучности с местным сленгом или ассоциаций с плохими приметами.

  4. Рассчитать бюджет. Продвижение товара на международные рынки включает ряд дополнительных расходов по сравнению с местным бизнесом: локализация, налоги, таможенные пошлины, маркетинг, транспортировка, затраты на регистрацию и получение сертификатов, страхование и т. д.

    Обязательно следует заняться финансовым планированием и учесть колебания валютных курсов и их влияние на выручку.

  5. Продумать логистику. Как ваш товар «доберется» до покупателя? Разработайте план по транспортировке и дистрибуции продукции, учитывая возможные задержки и расходы. Найдите надежных местных партнеров и поставщиков для упрощения логистических процессов.

  6. Прописать маркетинговую стратегию. Адаптируйте маркетинговые сообщения, упаковку и рекламные материалы к местным культурным и языковым особенностям. Используйте локальные цифровые платформы и социальные сети для продвижения вашего продукта.

  7. Продумать работу с командой. Нанимайте сотрудников, знакомых с местным рынком, культурой и языком. Обеспечьте обучение и адаптацию команды к работе на международном рынке.

  8. Изучить правовые и этические вопросы. Убедитесь, что ваша деятельность соответствует местному законодательству, включая трудовые права и экологические нормы.

  9. Оценить риски и стратегию выхода. Проанализируйте возможные риски, такие как политическая нестабильность, экономические изменения и конкурентные угрозы. Разработайте план на случай необходимости выхода из рынка, чтобы минимизировать потери и защитить инвестиции.

  10. Протестировать продукт на российской аудитории. Это может быть полезным шагом, если для зарубежного рынка планируется выпуск нового товара или услуги.

  11. Зарегистрировать компанию за границей для старта работы на зарубежном рынке. Получение официальных документов о том, что вы действительно владеете фирмой за рубежом и можете абсолютно законно вести бизнес и получать прибыль — крайне важный шаг. Он позволяет установить связь с регулирующими органами государства, а еще подключить международный прием платежей и открыть доступ к зарубежным онлайн-сервисам в условиях санкций.

Как бизнесу из России выйти на международный рынок? Что учесть и как начать

Способы продажи товаров за границу из России

Существует большое количество вариантов продавать товары за рубеж. Рассмотрим часть из них.

  1. Зарегистрироваться на маркетплейсе. Крупные маркетплейсы (Etsy, Amazon и другие площадки) — это хорошая возможность поиска иностранных покупателей, особенно для начинающих предпринимателей. Подобные площадки уже имеют большую аудиторию, предлагают собственные инструменты продвижения, предоставляют услуги фулфилмента и обработки платежей. Все это упрощает начало работы.
  2. Создать собственный интернет-магазин. Более эффективный способ работы для формирования своего бренда и лояльной аудитории. Хотя запуск своего сайта и организация бизнес-процессов сложнее и дороже, чем регистрация на маркетплейсе, владелец интернет-магазина не зависит от условий площадки и может самостоятельно выстраивать работу с клиентами.

    Большинство предпринимателей сочетают оба способа продажи товаров за границу. Такая мультиканальность дает возможность задействовать больше каналов для продвижения и привлечь внимание клиентов.

  3. Заключить валютный договор. Иногда продажи услуг на международном рынке вполне реальны и без онлайн-площадки. Например, вы можете заключить договор с иностранной компаний и выставить инвойсы на оплату в международном сервисе для оплаты, например, в Payoneer.

    Предположим, у вас есть компания в ОАЭ, а принимать оплату вы планируете из Штатов. В таком случае заключаются два договора на оказание услуг с иностранными контрагентами: один между США и ОАЭ, второй между ОАЭ и РФ (по местным законодательствам). Тогда перевод за сделку будет реализован из США в РФ через посредника ОАЭ в местных валютах.

    Валютный контроль РФ установил ограничение на сумму контрактов в рублях. Импортные не должны превышать 6 млн рублей, экспортные — 3 млн рублей.

  4. Работа через посредника. Иногда юридические лица из России заключают контракты с партнерами за рубежом и ведут продажи за пределами РФ с их помощью. В данном случае средства будут поступать на бизнес-счет иностранной компании, после чего российский предприниматель сможет их выводить при необходимости.

  5. Сотрудничество с большой корпорацией. Иногда российский бизнес может подключиться к работе уже существующей крупной компании. В этом случае предприниматель будет выполнять роль поставщика. Например, вы можете отправлять эксклюзивные детские игрушки ручной работы крупному зарубежному магазину для детей. Выручку от продажи компания будет отправлять вам.

  6. Социальные сети. Иногда площадкой для продажи могут выступать онлайн-ресурсы — привычные многим соцсети. Например, можно завести бизнес-аккаунт в Instagram* (Meta запрещена в РФ) или зарегистрировать аккаунт в платной версии LinkedIn, чтобы связаться напрямую с теми компаниями, которые интересуют вас для ведения продаж. Вы можете оформить свой профиль, разместить товары, указать цены и условия доставки.

Создание нового юрлица или покупка готового?

Чтобы выйти на международный рынок, необходимо зарубежное юридическое лицо. Получить его можно двумя способами: открыть с нуля или купить готовую компанию.

Оба варианта имеют свои преимущества. Регистрация новой компании — надежный вариант с точки зрения защиты от мошенничества. При самостоятельном открытии компании предприниматель может не беспокоиться о наличии у юрлица незакрытых обязательств или долгов. Следует учесть, что это достаточно долгий и сложный процесс. Рекомендуется открывать компанию с надежными специалистами, так пройти процедуру получится быстрее и проще.

Покупка готового бизнеса — более затратный вариант: как правило, стоимость процесса в два или более раза выше, чем при регистрации. Кроме того, следует помнить о риске столкнуться с мошенничеством. Тем не менее при сотрудничестве с проверенными и надежными партнерами приобретение юрлица — это способ быстро получить доступ к зарубежному рынку и не беспокоиться о регистрации.

Кроме того, при покупке пользователь может выбрать компанию, которая была зарегистрирована несколько лет назад. Стаж способствует повышению доверия потенциальных клиентов и инвесторов.

В основном предприниматели выбирают для покупки компании Кипр и Гонконг (Китай). Покупка юрлица в этих странах занимает не более двух дней. Юрисдикции не являются офшорами, но имеют весомый список лояльных условий для нерезидентов-бизнесменов.

Регистрация компании за границей перед стартом бизнеса: выгоды

Открытие зарубежной фирмы дает российскому предпринимателю множество преимуществ. Одно из них — возможность использовать зарубежные сервисы и платежные системы, которые прекратили работу с пользователями из РФ после начала санкций. Подобные сервисы предлагают бизнесу несколько полезных функций: от продвижения бренда до приема платежей. Создание зарубежного юридического лица — это возможность зарегистрироваться в нужной системе и работать с ней без ограничений.

  • Упрощенные требования к ведению бизнеса. Некоторые страны предлагают несложные процедуры регистрации и управления бизнесом, а также меньшее количество бюрократических препятствий и проверок.
  • Защита активов. Регистрация компании в юрисдикции с надежной правовой системой может обеспечить лучшую защиту активов и возможность более эффективного управления рисками.
  • Стабильная политическая и экономическая среда. Выбор наиболее надежной страны может снизить риски, связанные с ведением бизнеса.
  • Отсутствие валютного контроля. Некоторые страны, например, Англия, Кипр, США, Китай не контролируют валюту и позволят бизнесу свободно принимать международные платежи.
  • Гибкость ведения бизнеса. Выбрать юрисдикцию можно с учетом специфики бизнеса и стратегических целей. Главное — адаптировать бизнес-модель к международным стандартам и требованиям.

Пошаговый план регистрации компании за рубежом

Чтобы правильно и без ошибок открыть юридическое лицо в другой стране, важна последовательность действий. Во многом вы всегда можете справиться самостоятельно, но мы все же рекомендуем проходить процедуру со специалистами, например, из компании Easy Payments. Это позволит избежать отказов со стороны регистрирующих органов и сделать все правильно с первого раза.

Итак, что же нужно сделать для открытия компании за границей и начала ведения зарубежной торговли:

  1. Выбрать страну. Каждая юрисдикция имеет свои преимущества: так, США или Великобритания являются престижными юрисдикциями с высоким развитием технологий, ОАЭ или Гонконг имеют выгодную налоговую политику, Кипр удобен для торговли со странами ЕС.
  2. Выбрать организационно-правовую форму. Она влияет на ряд нюансов управления компанией: от доступных сфер работы до сдачи налоговой отчетности.
  3. Выбрать название. Оно должно соответствовать правилам, в том числе не быть слишком похожим на уже зарегистрированные. Специалисты проверяют название в реестре и резервируют его для вашей компании.
  4. Собрать документы. Важно подготовить пакет документов в соответствии с требованиями, без ошибок.
  5. Подать заявку. На этом этапе требуется заполнить анкету на основе имеющихся документов и отправить в регистрирующий орган для обработки.
  6. Зарегистрировать бизнес-счет. Он необходим для получения оплаты от иностранных клиентов, оформления финансовой отчетности, уплаты налогов и др. Многие банки за рубежом не позволяют открывать счет удаленно. Чтобы не пришлось лететь за границу ради посещения банка, зарегистрировать корпоративный счет можно удаленно при помощи международного онлайн-банка.
  7. Подключить платежную систему. Это позволит оптимизировать рабочий процесс и сделать прием оплаты еще удобнее, быстрее и безопаснее.

Подробнее о требованиях к открытию компании за рубежом мы рассказывали в статье.

Прием международных платежей

Один из важных элементов организации выхода на международный рынок — подключение систем для обработки платежей. При работе на маркетплейсе этим вопросом занимается площадка, но при работе через свой интернет-магазин потребуется подключить платежную систему самостоятельно.

Многие предприниматели, управляющие бизнесом удаленно, обращаются для создания бизнес-счета к необанкам — например, Payoneer или Wise. Такие организации предлагают полный функционал обычного банка, но работают онлайн, что упрощает открытие и использование счета.

Чтобы не принимать в онлайн-банке каждый платеж вручную, можно подключить автоматический прием оплаты. Существует множество сервисов, предоставляющих подобные услуги. В числе популярных вариантов — Stripe, PayPal и ряд других систем. Для регистрации потребуется выполнить несколько условий — в частности, предъявить документы для верификации, обеспечить соответствие сайта требованиям безопасности. Одно из важнейших условий — регистрация компании в стране, с которой работает выбранный сервис.

Как бизнесу из России выйти на международный рынок? Что учесть и как начать

Существуют и другие способы принимать платежи из-за рубежа. Например, кому-то достаточно получать перевод на банковскую карту. Однако в таком случае важно будет отчитываться об открытии / изменении / закрытии счета перед ФНС. К тому же, сейчас российские карты сильны ограничены в функционале. Иногда выручают карты UnionPay, но список стран для переводов по таким счетам крайне ограничен. Кто-то обращается за выпуском банковской карты в СНГ (Казахстан, Киргизия), но и здесь не получится вести полноценный бизнес-процесс.

Кто-то принимает платежи через сервисы-посредники. Однако такие платформы требуют с клиентов высокие комиссии за свои услуги и не всегда работают надежно — есть риск наткнуться на мошенников и потерять все деньги.

Есть и те, кто получает оплату за товары и услуги в криптовалюте. Для удобства можно использовать не только криптокошелек, но и криптопроцессинг. Но стоит понимать, что эквайринг криптовалют не следует использовать как единственный способ приема платежей, поскольку для многих клиентов такой формат может быть неподходящим.

Другие предприниматели используют международные сервисы денежных переводов. Правда стоит учитывать, что на таких платформах список стран, откуда и куда можно отправить средства, постоянно меняется, поэтому вы рискуете потерять стабильный способ принимать платежи от клиентов или контрагентов из конкретной страны.

Создание международного бизнеса

Масштабирование компании и вывод своей деятельности на международную арену — шаг, на который решаются предприниматели, желающие увеличить свою прибыль и расширить аудиторию. Этот процесс включает ряд этапов, и один из наиболее важных — регистрация зарубежного юридического лица.

Открыть компанию за границей можно самостоятельно, но рекомендуется обратиться к специалистам, которые помогут создать фирму с гарантией успеха и в минимальный срок.

Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Easy Payments напоминает, что мы всегда готовы помочь вам:

— открыть компанию за рубежом,

— зарегистрировать бизнес-счет в онлайн-банке,

— получить аккаунт в международных платежных системах Stripe и PayPal,

— оформить именную дебетовую карту в банках СНГ.

Если наша статья оказалась для вас полезной…

Пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить следующую статью.

Подписывайтесь на наш Telegram! Вы найдете там еще больше новостей о выходе на зарубежный рынок.
2121
22
20 комментариев

ну налоги конечно в этих странах высоковаты)

В некоторых случаях можно снизить расходы. Например, при форме LLP в Англии налог на прибыль вы не платите, так же как и на распределение дивидендов

Спасибо, мне очень актуально

Рады помочь)

да кому ваш бизнес сдался за границей

У многих российских предпринимателей и компаний получается завоевать ведущие позиции среди конкурентов за границей, так что смысл попробовать свои силы есть, и большой

с оффшорами лучше не связываться