Диагностика команды — как найти точки дисконнекта и запустить синергетический эффект

• От чего зависит эффективность команды?
• Как выстраиваются связи внутри и с внешним миром?
• Какие убеждения членов команды влияют на результат?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться в методике диагностики команды

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — ровно 30 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) Подпишитесь на тг-канал «Вдумчиво о продажах» и закажите книгу «8 граней личности», которая помогает продавать, нанимать и управлять сотрудниками.

Дивертисмент

Четверо малолетних оболтусов заперли себя в машине — заблокировали двери. Мы с женой как раз выходили из супермаркета.

Одна мать звонит кому-то утираясь слезами, вторая орет через закрытое окно и тычет пальцем в направлении кнопки. На улице жарко. В машине — дружный детский вой.

Подошел мужик, заглянул в окно и побежал в магазин. Через минуту вернулся. Распаковал лазерную указку и начал светить ею на кнопку.

Один из мальчиков, заметив луч, продолжил реветь, но уже не так уверенно. Потом девочка, видимо старшая, обратила внимание на светящееся пятнышко. Перелезла на водительское сидение и разблокировала двери.

Я спросил у мужика как он так быстро догадался. Тот ответил, что на самом деле люди умеют понимать друг друга без слов, просто не задумываются об этом.

Питер Хокинс

Каждый год профессор Питер Хокинс выпускает 13 односложных высказываний. Это топ инсайтов его студентов. Вот несколько:

  • Нужно тренировать связи, а не человека
  • Найдите еще одного члена команды по имени синергия
  • Чем ярче свет лидера, тем гуще тень на тех, кто его поддерживает
Профессор Питер Хокинс
Профессор Питер Хокинс

Хокинс входит в сотню лучших специалистов по работе с командами руководителей и развитию советов директоров. Он создал модель командных компетенций, которая помогает диагностировать команду, находить точки дисконнекта, а так же того самого члена команды по имени синергия.

Модель командных компетенций

Базовые компетенции в модели Хокинса делятся на пять сфер:

  1. Отношения и коммуникации
  2. Обучение и развитие
  3. Мотивация
  4. Внутренние процессы
  5. Внешнее взаимодействие

Для диагностики команды нужно оценить каждую сферу по двум параметрам: теория и практика.

Теория — что команда знает о каждой сфере, как это понимает, в чем убеждена, а к чему относится скептически.

Практика — как знания и убеждения отражаются в реальных действиях.

Отношения и коммуникации

  • Доверие
    Доверие — это общность целей и способов их достижения. Если, посылая ребенка за хлебом, я знаю, что он купит буханку, а не Чупа-чупс, значит у нас есть общность целей. Если при этом он перейдет дорогу строго на зеленый свет, значит есть и общность способов ее достижения.
    Уровень доверия определяет количество энергии, которое команда тратит внутри себя на защиту и контроль. Доверие существенно упрощает систему взаимоотношений, а при упрощении системы всегда высвобождается энергия.
  • Конструктивность
    Ицхак Адизис говорил, что если в команде двое думают одинаково, значит один из них лишний. Команда строится по принципу (лат.) «In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas» (Единство в главном, свобода во второстепенном и во всем любовь). Единство непохожих неизбежно рождает конфликты. Навык конструктивно в них входить и с пользой для дела разрешать — определяет насколько разные элементы системы будут полезны друг другу и общей цели.
  • Взаимоуважение

    Уважение (от польского «увага» — внимание) всегда связано с конкуренцией и может быть реализовано через страх или зависть, а может быть через востребованность. В эффективной команде можно наблюдать т.н. распределенное лидерство. Там тоже есть конкуренция, но не за ресурсы или власть, а за востребованность. Позиция в социальной иерархии определяется тем, насколько человек нужен остальным. Причем, зависимость от этой позиции настолько высокая, что никакие другие меры воздействия не требуются. Руководитель в этом случае — это роль, а не должность. Его легитимность определяется уровнем востребованности в этой роли.

  • Требовательность
    Взаимоподотчетность и уровень требовательности определяет зрелость команды. Люди самостоятельно и инициативно разделяют ответственность. Такие отношения можно наблюдать в дворовом футболе, когда игроки кричат «пас!» или «бей!».
    Требовательность распределяется от себя к остальным и выражается в самоконтроле. Когда член команды понимает, что он недостаточно требователен к остальным, он спрашивает с себя и за это.

Обучение и развитие

  • Внутренний опыт
    Эффективная команда понимает, что опыт — это не то, что с ней было, а то, что члены команды из этого поняли. Они умеют целенаправлено работать с опытом, сохраняют кейсы, повлиявшие на те или иные решения, способны отказаться от устаревших правил и постоянно пробовать новые. Способность отказаться от прежнего опыта, прошлых результатов и подходов – одна их самых эффективных из влияющих на результаты работы команды.
  • Внешний опыт
    В модели командных ролей Мередита Белбина, о которой я писал в статье «Командные роли по Белбину — как распределить задачи, чтобы людям нравилось то чем они занимаются», есть роль исследователя ресурсов (Resource Investigator). Он много читает, активно общается и приносит новые идеи из внешнего мира. Для их реализации активно привлекает любые другие ресурсы: деньги, связи и т.д.
    Другие участники команды поддерживают его в этой деятельности, демонстрируют открытую позицию и готовность к изменениям.
  • Личный опыт
    Каждый участник в эффективной команде понимает свою ответственность за свой собственный личностный и профессиональный рост. Для этого он формирует запрос на непрерывное развитие, поддерживает свою мотивацию и обучаемость.

Мотивация

  • Миссия
    Миссия — это то, что команда или отдельный участник хочет дать. Потребность реализовать миссию определяет способность команды запустить синергетический эффект.
  • Цель
    Цель, в отличие от миссии, — это то, что команда хочет получить (достичь). Участники объединяются не столько вокруг цели (хотя она, конечно, должна быть привлекательна для каждого) сколько вокруг эффективности команды в достижении этой цели.
  • Смысл
    Смысл — это недостающий пазл в движении команды к цели.

    Лидер команды регулярно работает над актуализацией смысла. Он превращает вопрос в утверждение, благодаря чему открывается смысл вопроса, что, в свою очередь, дает новые возможности.

  • Вовлеченность
    То, чем наполнен внутренний диалог каждого члена команды определяет его вовлеченность в общее дело.

Внутренние процессы

  • Управление процессами
    Чтобы достичь результатов, необходимо повторять определенные процессы. Команда должна понимать их суть.
  • Взаимодействие
    Важно делать работу дополняя друг друга, подключая потенциал друг друга для совместного достижения результата.
  • Роли и зоны ответственности
    Важная командная компетенция – умение видеть зоны безответственности, а затем распределять роли и зоны ответственности. Она нужна для слаженной работы и для гибкой смены ролей.
  • Выявление и устранение недостатков
    Эффективная команда поддерживает требовательность, само- и взаимный контроль, качественную и конструктивная обратную связь, о которой я писал в статье «7 секретов эффективной обратной связи в коммуникации с подчиненными — как завоевывать сердца».

Внешнее взаимодействие

  • Управление ожиданиями заинтересованных сторон
    Эта компетенция позволяет команде быть частью более крупной экосистемы. Результат работы команды зависит не только от качества внутренней организации, но и от взаимодействия с внешней средой.
  • Выстраивание взаимоотношений с другими командами
    Другие команды могут дополнять так же как члены одной команды дополняют друг друга. Кроме того, способность взаимодействовать со зрелыми командами дает доступ к ресурсам, которые недоступны другим.
  • Поддержка командной идентичности
    Важная компетенция, которая отвечает за понимание, чем команда отличается от других, в чем особенности ее правил работы по отношению к внешней среде. Это, своего рода, бренд, который позволяет упростить взаимодействие с внешним миром.

Давайте общаться

  • Подпишитесь на тг-канал Вдумчиво о продажах, где я публикую анонсы всех своих материалов.
  • Пообщайтесь с нашим шеринговым руководителем, который может вести ваш отдел продаж или маркетинга. Это можно сделать в формате бесплатного экспресс-аудита.
  • И конечно познакомьтесь с моей книгой «8 граней личности», чтобы гениально продавать, гениально управлять и гениально подбирать сотрудников.
28
6
1
89 комментариев