Инструкция: как фрилансеру узаконить доход в 2024 году

В 2024 году интерес к работе на фрилансе не угасает. Напротив, профессионалы либо идут работать удаленно сразу и нарабатывают экспертизу, либо совмещают офисные задачи с задачами на выходных.

Инструкция: как фрилансеру узаконить доход в 2024 году

Как сделать так, чтобы доход на фрилансе не вызвал подозрений и превратился в официальный источник? Вот инструкция от EasyStart, как фрилансеру легализовать доход в 2024 году.

В этом тексте под фрилансерами будем понимать в первую очередь тех профессионалов, которые оказывают услуги онлайн, а не производят что-то руками. Такие специалисты могут работать из дома с любыми заказчиками: из своего города, из своей страны или и вовсе из-за рубежа.

Инструкция: как фрилансеру узаконить доход в 2024 году

Как фрилансеру легализовать доход, если он выполняет заказы для заказчиков из СНГ

На какой статус фрилансер может претендовать

Сегодня в России физлица могут получать деньги от других физических и юридических лиц за свои услуги в качестве:

  • Плательщика налога на профессиональный доход, или НПД. Самозанятый может работать с заказчиком, получать от него оплату и самостоятельно платить налог, который составляет 4% для оплаты от физлиц и 6% для оплаты от юрлиц.
  • Индивидуального предпринимателя, или ИП. ИП — это физлицо, которому государство разрешило заниматься бизнесом. Есть несколько систем налогообложения – например, УСН 6%. Как ИП фрилансер получает оплату и самостоятельно платит налог.

Как понять, что подходит именно вам

Выбор юридического статуса налагает некоторые ограничения на деятельность фрилансера. Правильный выбор юридического статуса обеспечивает наиболее адекватную налоговую ставку.

По уровню дохода

Чтобы сохранять выбранный статус, необходимо зарабатывать не более верхнего порога, предусмотренного законом. Для самозанятых максимально возможный размер заработка составляет 2,4 миллиона рублей в год; для ИП – 200 миллионов рублей. При этом налоговая ставка повышается, если ИП зарабатывает более 150 миллионов рублей.

По возможности найма сотрудников в команду

Плательщики НПД могут заключить договор ГПХ с другими людьми для оказания услуг. Например, фрилансер-программист может нанять дизайнера, чтобы отрисовать сайт. Однако трудовой договор с другим человеком заключить не получится. А ИП могут нанимать сотрудников по трудовому договору.

По юридическому статусу клиентов

Если ваши клиенты – компании, т.е. юрлица, им удобнее работать с ИП. Дело в том, что ИП – это независимая сторона, за которую заказчику не надо платить налоги и делать страховые взносы. Ваш юридический статус будет сильным аргументом в вашу пользу, если вы работаете напрямую с клиентом. Если же вы находите клиентов на биржах фриланса, то вопрос с переводом вам денег не стоит для компании столь остро. И тогда можно быть только самозанятым, чтобы декларировать доход.

Инструкция: как фрилансеру узаконить доход в 2024 году

Как получить статус самозанятого?

Стать плательщиком НПД сегодня совсем не сложно. Все делается онлайн без походов в ФНС. Разберем самый быстрый и простой вариант:

  • Скачиваем приложение «Мой налог» на телефон. Принимаем условия обработки персональных данных.
  • Регистрируемся через личный кабинет «Госуслуг» по паспорту или через личный кабинет физлица на сайте ФНС. При этом пароль и логин от личного кабинета на сайте ФНС выдается именно в налоговой.
  • Указываем и подтверждаем номер телефона. В дальнейшем его можно будет использовать для быстрого входа в приложение.
  • Выбираем регион. Если вы планируете работать как самозанятый в нескольких регионах, то можно выбрать тот, в котором живете, или откуда приходит больше всего заказов. Несколько регионов выбрать нельзя.
  • Делаем фото паспорта и лица. Этот шаг потребуется, если регистрируетесь по паспорту, а не через «Госуслуги».
  • Получаем уведомления от налоговой о постановке на учет. После отправки заявления в приложении «Мой налог» вам придет СМС о регистрации и сообщение от ФНС. Обычно приходит мгновенно, но, возможно, придется подождать.
  • Создаем пин-код для входа в приложение и указываем виды деятельности. При этом, в отличие от ИП, тут речь идет не об ОКВЭДах, а о простом выборе из предложенных категорий. Их может быть несколько.

Как получить статус ИП?

Индивидуальным предпринимателям надо сделать чуть больше действий.

Путь наименьшего сопротивления — открытие ИП через банк.

Банк сделает все за вас и предоставит вам расчетный счет, тогда не придется идти в ФНС для открытия статуса. В банках дополнительно предлагают еще и услуги бухгалтера, который будет вести учет доходов и расходов и подавать отчетность для расчета налога в ФНС.

Путь самурая — пройти процесс открытия ИП самому

Это сложнее, но тоже не занимает много времени. Разберем процесс пошагово.

  • Выбираем коды ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, где код соответствует определенному виду работ. Можно выбрать любое количество кодов ОКВЭД, но основной ОКВЭД – только один. После открытия ИП можно корректировать свой выбор.
  • Выбираем систему налогообложения. По умолчанию любой ИП переходит на режим ОСНО, где выплачивать придется 3-5 разных налогов. Можно перейти на спецрежим – упрощённую систему (УСН), автоматизированную упрощённую систему (АУСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или патентную систему (ПСН). В спецрежимах количество налогов к уплате сокращается до 1-2.
  • Заполняем заявление по форме Р21001. Бланк скачивается с официального сайта ФНС России. Если заполнять электронно, то потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП). Если заполнять бумажную версию, то подпись следует поставить в ФНС при подаче в присутствии инспектора налоговой службы.
  • Оплачиваем госпошлину. При подаче заявления онлайн через МФЦ, «Госуслуги» или сайт ФНС госпошлину оплачивать не надо. При подаче оффлайн госпошлина составит 800 рублей.
  • Собираем документы и подаем в ФНС. Если подаем онлайн, то потребуется усиленная КЭП. Если подаем оффлайн, то можно прийти в МФЦ (но не в любой офис — уточните заранее, оказывают ли они услугу регистрации ИП) или в ФНС. Пакет документов включает оригинал паспорта, копии всех страниц паспорта, заявление по форме Р21001 и квитанция об оплате пошлины.
  • Ожидаем результатов из ФНС. Заявление рассматривается в течение 3 рабочих дней. Узнать, открыто ли ИП, можно на сайте ФНС. Бумажные документы не выдаются, и получить их можно по дополнительному запросу.
Инструкция: как фрилансеру узаконить доход в 2024 году

Как фрилансеру легализовать доход, если он выполняет заказы для зарубежных заказчиков

Иностранным заказчикам, как и отечественным, нужно отчитываться за каждую трату. Поэтому юрлицо не может просто взять и перевести деньги исполнителю.

Во-первых, необходимы закрывающие документы. Во-вторых, если местные налоговые органы узнают о переводе денег физлицу, который не сопровождается страховыми взносами за работника, то у компании могут быть серьезные проблемы.

Для работы с иностранными заказчиками есть несколько путей: мы рассмотрим работу через биржу фрилансеров или работу через сервис EasyStart.

Работа с иностранцами через биржу

Известные биржи вроде Upwork, Toptal и Freelancer предлагают ключевые инструменты работы с фрилансером: безопасная сделка и холдирование средств. По безопасной сделке деньги переходят от заказчика сначала платформе, а потом – фрилансеру.

Холдирование означает, что после получения денег на счет исполнитель не может их снять сразу. Это делается на случай диспутов – заказчики могут вернуться к платформе и попытаться отменить свое решение о «выполненной» работе.

Удобно ли будет компании работать с вами через платформу? И да, и нет. Если им нужны закрывающие документы, а взаимодействовать с вами в виде проекта на платформе неудобно, то скорее всего, платформа не подойдет. Если взаимодействие разовое, и вас уже нашли на бирже, то выходит, что заказчик нашел способ платить через платформу.

Работа напрямую через сервис EasyStart

Благодаря сервису EasyStart вы не просто передаете номер карты заказчику, а выставляете ему полноценный счет, по которому оплачиваются ваши услуги.

В счете указаны детали платежа: имена заказчика и исполнителя, сумма и назначение платежа. При этом получателем в счете числитесь не вы, а EasyStart, то есть европейское юрлицо.

Для компании-заказчика это значит, что не возникнет НДС и необходимость платить налог за наемного работника.

Кроме непосредственно инструмента выставления счетов заказчикам, EasyStart также помогает выводить деньги со стоков и бирж. Фрилансеры могут использовать реквизиты сервиса для вывода средств с бирж, а затем получать эти деньги на свой счет в EasyStart (откуда их легко можно вывести уже на карту или банковский счет).

Какой юридический статус мне нужен для работы с EasyStart?

Для работы с EasyStart потребуется статус самозанятого или ИП. Деньги можно вывести на карту российского банка.

  • Если вы – ИП, то закрывающие документы потребуются для декларирования дохода в ФНС. Вы можете указать банковский счет, чтобы деньги приходили туда. Обратите внимание на комиссию: 2,5% + 0,5 EUR/USD, а лимит составляет 2 000 000 рублей в месяц.
  • Если вы — самозанятый, то закрывающие документы могут не понадобиться. При декларировании в приложении «Мой налог» укажите, что деньги получены от зарубежного юрлица. Комиссия для вывода денег на банковскую карту составит 2,5% + 0,5 EUR/USD, при выводе по СБП – 2,5% + 0,5 EUR/USD (не более 200 000 рублей в месяц).

Фрилансеры сами отвечают за уплату налогов и сами выбирают наиболее удобный для себя способ получения денег. Наиболее безопасно работать на спецрежиме – как плательщик НПД или как ИП на УСН 6%. Это простые способы декларирования доходов с минимальной бухгалтерской работой.

Редакция PRslon
Редакция PRslon
55
4 комментария

а надо ли? особенно если работаешь с иностранцами

Весьма познавательно, но далеко не все работает

а как быть с переводами из=за границы
??