Из журналистов — в дизайнеры Revolut: как найти себя, когда прежняя профессия умирает
Дарья Луганская много лет работала журналистом в крупнейших изданиях России, но после очередного «разгона уникального журналистского коллектива» всерьез задумалась о смене профессии.
Детский интерес к рисованию и профессиональная экспертиза в ИТ-отрасли подсказали направление — она стала продуктовым дизайнером.
Дарья рассказала, как она освоила новую профессию с нуля, нашла ментора благодаря интервью с основателем WhatsApp Яном Кумом и уехала жить в Лондон.
Сервис Работа.ру продолжает серию интервью о поиске работы мечты.
Агония журналистики в России
В 2013 году мы сидели с соседкой по квартире и думали, чем будем заниматься, когда наши СМИ разгонят. Она работала в «РИА Новости» (реорганизовано в конце 2013-го), а я в РБК. Подруга впоследствии уехала во Францию и начала создавать контент для театров, а я тогда впервые всерьез задумалась о том, чтобы заняться дизайном.
За время своей журналистской карьеры я работала:
— в газете «Московские новости»
— BBC
— Forbes Russia
— РБК
Мысль о дизайне появилась не спонтанно. Я с детства любила рисовать, но учиться в родном поселке городского типа этому по-настоящему было не у кого. Уже будучи журналистом, я всё время что-то читала о дизайне, ходила на митапы и конференции. Примерно три года я накапливала базу. Кстати, другая моя соседка тоже интересовалась дизайном, и я читала ее книги. Сейчас она работает арт-директором.
В 2015–2016 году я училась по стипендии Chevening в Лондоне на курсе Вестминстерского университета про медиа. В то время «закончилась» вместе с руководством РБК моя журналистская работа — речь об увольнении главного редактора газеты РБК и уходе вслед за ним всего редакционного руководства холдинга в 2016 году.
Я поняла, что не смогу реализовать свои амбиции — да, я могу работать в каком-то небольшом СМИ, но такой площадки, как РБК, самого читаемого новостного медиа в стране, которое не зависит от государства, в ближайшее время не будет. Мой курс был не очень тяжелый, поэтому в свободное время я потихоньку начала осваивать дизайнерские программы — пакет Adobe, Sketch и прочее.
Вернувшись в Москву, я нашла курс в Школе дизайна Высшей школы экономики. Я хотела где-то работать, а в свободное время — учиться. Я прошла модуль, но весь курс не закончила — он был слишком абстрактным, а, чтобы стать дизайнером, мне нужна была практическая работа.
Моим первым клиентом стала некоммерческая организация из Вашингтона, ей был нужен сайт, а денег на него не было. Я нарисовала для них макеты и получила первый кейс в портфолио.
Где найти фидбэк и первых клиентов
В 2017 году мы с моим партнером поехали в Нью-Йорк. Я получила оффер от телеканала RTVI, но работать там сразу без разрешения на работу, которое нужно оформить вдобавок к визе, не могла. Документ нужно было ждать три месяца, не выезжая из США. Срок затянулся еще больше — возможно, из-за политики Дональда Трампа.
Пока я ждала документы и фрилансила на Россию как журналист, я переключилась на дизайн и нашла первых клиентов. Параллельно я продолжала искать работу на фултайм — уже как дизайнер. Конечно, если бы не поддержка партнера и финансовая подушка, ничего бы не вышло.
Параллельно с учебой я искала реальные проекты. Я нашла группу в «Фейсбуке», в которой начинающие программисты и дизайнеры объединяются в проектные команды.
Один британский дизайнер делал мобильное приложение, через которое можно было получать бонусы за рекомендации знакомых на работу в разные компании, и искал кого-то на подхват — я стала ему помогать.
Мы работали в Figma, в 2017 году это было удивительно, но очень полезно — сейчас в этой программе работают все. Потом оказалось, что это приложение — side-проект руководителя Google Assistant.
Иногда журналистский опыт мне помогал. В Shapr я познакомилась с довольно маститым дизайнером (он работал с CNN и другими медийными проектами). Он увидел упоминание о том, что я делала интервью с основателем WhatsApp Яном Кумом, и поинтересовался, правда ли это. Мы подружились, и он помогал мне как ментор, подкидывал фриланс и пару раз давал рекомендации в компании.
Работу на полный день я также нашла через Dribbble. На меня вышел арт-директор агентства Concentric Health Experience, которое занимается промо для фармкомпаний и держит офисы в Нью-Йорке и Лондоне. У них горела вакансия, и меня быстро наняли.
Это была очень хорошая компания, с наградами в своей области дизайна, отличным офисом и приятной атмосферой в коллективе. Работа была не самая интересная, но с классными условиями.
К тому же там я могла учиться у коллег с хорошим дизайнерским образованием — они окончили Parsons и другие крутые школы. При этом зарплата у меня была почти вдвое выше, чем мне предлагали на RTVI, — до $100 тысяч в год.
Я работала по найму в агентстве около пяти месяцев. Потом мне нужно было вернуться в Россию по личным причинам. Я устроилась в «Яндекс» и отвечала за весь контент нового сервиса, онлайн-кинотеатра. Это была менеджерская позиция, которая предполагала, что я совмещаю свои медианавыки, налаживаю процессы и думаю о UX. Но я поняла, что мне гораздо интереснее заниматься продуктовым дизайном.
Параллельно с работой в «Яндексе» я проходила трехмесячный курс по продуктовому дизайну от «Нетологии», созданный в партнерстве с лондонской компанией Badoo (сейчас она называется Magic Lab и объединяет несколько предложений для знакомств, в том числе Badoo, Bumble и другие).
Курс занимал все выходные, но точно стоил того. К тому же по его итогам меня, как лучшего студента, пригласили в офис Badoo в Лондоне на недельную стажировку.
В «Яндексе» я нашла себе нового ментора — дизайнера «Яндекс.Музыки». Он давал мне фидбэк и помогал с моим проектом для Badoo. Он же посоветовал мне пойти на дизайнерскую стажировку в «Яндексе». Нужно понимать, что на стажировку в «Яндекс» берут только с опытом работы — здесь не учат с нуля, а требуют решения продуктовых задач с первого дня.
Для меня это был шаг вниз по карьерной лестнице и падение по зарплате, но возможность прокачать именно дизайнерские навыки. Я дождалась запуска нашего продукта, настроила процессы так, чтобы без меня всё не сломалось, и ушла.
Три месяца стажировки были очень крутыми, я решала реальные продуктовые задачи. Мне повезло с ментором — ему было не лень постоянно давать фидбэк и присылать мне ссылки на статьи и книги.
В целом «Яндекс» — очень хорошая среда для развития. Можно попробовать очень многое и научиться делать продукты для большой аудитории. После стажировки меня взяли на вакансию в «Яндекс.Почту». Там я проработала год.
Потом я случайно попала в Лондон. У меня был друг, который раньше работал в Лондоне, но вернулся в Москву. Он знал, что я очень хочу однажды вернуться в Великобританию. А я считала, что у меня недостаточно дизайнерских скилов. Он прислал мне вакансию: «Один русский финтех-стартап ищет дизайнеров». Сразу было понятно, что этот стартап — Revolut.
Процесс найма прошел быстро. Меня взяли на вакансию в Лондоне в июле и сделали визу за четыре месяца. В ноябре 2019 года я переехала в Лондон. В Revolut я занимаюсь дизайном продукта — он включает и UX, и UI (то есть и логику, и визуал). Здесь подходящая мне атмосфера: мы очень быстро и амбициозно фигачим. Что позволило мне многому научиться.
В Revolut занимаюсь и тем, что здесь называют функциональным менеджментом, — выступаю ментором для других дизайнеров. Функциональный менеджер дает фидбэк и выставляет оценку навыков на квартальных ревью.
Я стараюсь отдавать полученный опыт — например, курирую студентов Британской высшей школы дизайна как представитель клиента: они делают финальный проект по брифу Revolut. Я придумала им задачу, которую нужно решить, и даю фидбэк в процессе.
Советы для тех, кто хочет сменить профессию:
- Не ведитесь на хайп. Одно время я хотела пойти в data science, ведь там много платят. Но потом я посидела за таблицами во время стажировки по журналистике данных в лондонском офисе газеты Guardian и чуть не умерла от скуки. На волне популярности профессии можно стать программистом и сильно разочароваться потом — у меня были такие знакомые.
- Подумайте о своих интересах. Стоит проанализировать свои склонности, навыки, старые увлечения. Иначе в новой профессии ждет разочарование.
- Оцените, как нынешние навыки помогут в новой профессии. Иногда первая профессия может помочь неожиданным образом. Например, я каждую неделю презентую свой дизайн нашему руководству и мне очень помогают навыки коммуникации и структурирования информации из журналистского прошлого.
- Подготовьте финансовую подушку и подумайте, сможет ли вас обеспечить новая профессия. Какие деньги новая профессия будет приносить на старте? Очень здорово проснуться и решить, что хочешь сменить профессию, но всегда есть реальные обстоятельства. Сколько вы будете зарабатывать в режиме подработки и будете ли зарабатывать вообще?
- Не сдавайтесь, если что-то идет не так. Не всегда всё будет получаться с первой попытки. Вас будут критиковать, вы будете раз за разом получать отказы. Стоит понимать: не всегда провалы означают, что вам не суждено состояться в новой профессии. Мне поставили тройку на защите дипломного проекта на курсах, а потом с этим проектом меня пригласили на стажировку в Badoo и взяли в «Яндекс». Я не знаю, сколько компаний ответили «нет», но много. Следите за своим прогрессом и старайтесь оценить ситуацию по возможности объективно — какой баланс провалов и успехов и стоит ли продолжать?
Да неважно, какое у неё портфолио. Девушка пробила себе дорогу из деревни в хайповый финтех в Лондоне, поработав в знаковых фирмах, пусть даже и внештатно, и пройдя необходимые курсы, в том числе за рубежом. По-моему отличный такой пример для тех, кто хочет двигаться вперёд таким образом.
Блин, только у нее нет работ на Дрибл и на Биханс, хотя судя по статье она нарисовала дофига всего. И даже через Дрибл находила заказчиков.
Давайте оценивать объективно, а не "девушка перебралась в большой город, значит молодец", тут речь о качественной смене профессии, т. е. речь о дизайне, а не о "менторах" :)
Даша, пакеж свой дряблый, а то статья есть, а на реализованные проекты нет ссылки((
Там не густо (там пусто).
— https://www.behance.net/dluganskyb7ef
— https://dribbble.com/dlugansky/
Реализованные проекты — это продукты, а не шотики на Dribbble. Ну зайдите интересующиеся на Revolut Business, ну нажмите кнопку "Написать" в Яндекс.Почте в бета-режиме, включаемом по иконке β. Очень смешно читать про ПРУФЫ, господа. Обычно у дизайнеров, которые работают не на фрилансе и не ищут работу, нет времени и желания обновлять портфолио. Что очевидно тем, кто работает в индустрии, и неочевидно тем, кто харрасит в комментариях. Да, я грохнула свои старые работы на платформах, потому что пару лет спустя смотреть на свои первые произведения грустно, а обновлять мне некогда и не зачем — я не ищу ни фриланс, ни работу, ни тем более одобрение уважаемых комментаторов, позволяющих себе опускаться до оскорблений. Цель этого интервью, которое у меня взяли для vc.ru, рассказать тем, кто хочет развиваться в дизайне, как это можно сделать на личном примере. Мне пишут в личные соцсети с конкретными вопросами и просьбами помочь — и отлично. А чад комментариев здесь — это печально.
Начиная от рекрутеров револют заканчивается.... уровень hr п***д, статья хрень. У автора нет работ... то Партнер помог в сша пожить, то друган в Лондоне..
Бе
Так не имей 100 рублей, а имей 100 друзей, русская народная мудрость подтверждается!
Раньше менторов по-другому называли.
П. с. Хоть бы один дизайник увидеть, этож все-таки дизайн, а не журналистика :)
Всегда и везде были свои Харви Вайнштейны.
Статья как пример ошибки выжившего. В части UX вообще чувствуются нули.
Просто любопытно узнать, как вы это определили?
скромный журналист из деревни учится в лондоне и самой знаменитой и дорогой школе фешн-дизайна мира в нью-йорке. удивительное везение и упорство...
за три года работы человек меняет компании как перчатки, то в яндекс менеджером, то в баду на стажировку, то в менторах дизайнер cnn, то в револют ментором... наверное те, кто туда просто пытаются попасть на собеседование после миллиона лет работы что-то делают не так((
Не очень приятная статья если честно.
Какая-то невероятная история про красивую жизнь, митапы, лондон, сша и основателя вотсаппа.
Это же реклама, такшта на уровне.
Типичная история из серии, работала рекрутером и пошла на стажировку в другую область. Удивительно, что ее взяли скорее всего без отбора. Вообще если говорить про дизайн яндекс музыки то не лучший пример).
А в итоге-то? Где посмотреть Ваше портфолио?
Забавно что героиня статьи удивляется «харрасу» со стороны пользователей VC. Чему здесь собственно удивляться?
В статье пишется про какой-то невероятный успех, а в итоге: кейсов нет, небольших примеров работы нет, поработала полгода там-сям-тут, прошла кучу курсов и прочего. Как минимум после курсов должны были остаться работы в портфолио, т.к. это одна из задач «курсов», дабы ученик в будущем сразу же смог начать поиск работы аля «с реальными кейсами».
Поэтому это не зависть со стороны комментаторов, а банальное понимание сферы где вы стали «успешны». И стоило вам задать пару уточняющих вопросов, вы сразу встали в штыки. А это моментально объясняет вашу компетентность и руинит вашу репутацию в глазах «опытных» людей из Revolut и прочего (которые 100% здесь сидят).
А почему в статье нет ее "писькомерки"? :)
по ней всё ясно
Комментарий удален модератором
Что помогло быть найденной на дрибле?
В целом показалось что у девушки дизайн это вторая профессия а первая это - 'коммуникации' те уметь общаться.
Софт скиллс стали важнее хардскиллс, если мы про хипстеров и айти говорим
первая - это древнейшая
Что вы напали на девушку? Она же практически открытым текстом сказала, что журналист из неё не получился, а тут еще и журналистика в РФ так кстати кончилась. Пошла учиться, учиться и ещё раз учиться, всё по заветам. Получилось заюзать софт-скилз и unfair advantage чтобы получить пару офферов - молодец же.
Комментарий удален модератором
в общем-то, не надизайнера, а ........
печально что такие посты тут теперь в плюсах
Комментарий удален модератором
Я только сейчас увидел эту статью.
Я был начальником Дарьи где-то полгода в РБК.
Хотел бы сказать комментаторам выше и тем, кто прочитает эту статью позже: хейт в сторону Дарьи и её оценки как журналиста-неудачника это настолько мимо цели, насколько это только может быть мимо. Юзер "НечеловеческаяЛогика" за его высказывание в адрес Дарьи "профессионалка", с очевидным похабным намёком, был бы забанен тут же, например.
У нас в отделе Дарья находила серьёзные новости, которые потом с радостью подхватывали другие СМИ, причём изо дня в день. Приходила на работу одной из первых, фигачила не разгибаясь до вечера, обеспечивая, в том числе, освещение качества сильно выше среднего тех новостей, про которые первые узнали не мы (рерайт с докрутом: когда ты не просто переписываешь чью-то новость, но ещё и повторно обегаешь ньюсмейкеров и экспертов и, иногда, зачастую, новость получается совершенно другой).
Без неё отдел был бы забит новостями про Apple и винду (эти тематики традиционно хорошо читают на сайтах general interest, которым, в том числе, является РБК), а она добавляла изрядно "соли", находя и выписывая новости про стартапы и проекты, про которые тогда вообще никто не слышал (например, Segmento), а которые потом бац — и покупает "Сбербанк".
Можно сгореть от стыда за человечество читая эти тонны хейта.
Сейчас как никогда востребованы хорошие журналисты
Не совсем понял почему профессия "Журналист" - умирающая.
Да, согласен с тем, что востребованности к настоящей журналистике мало, однако качественный материал нужен всегда.
Я думаю, что причиной смены профессии была не столь угасающая потребность в текстовом контента, а, скорее, в предрасположенности Дарьи больше к дизайну, чем к статьям, расследованиям, очеркам и так далее
Потому что многие ребята почему то думают что журналистика - это постоянно дергать льва за усы в духе Невзорова.
Осталось послевкусие, что целей у статьи две:
— реклама сайта «Работа.ру» как площадки для легкого решения всех проблем
— и, помимо основной — реклама девушки, которая прыгает, особо не хочет работать, а хочет замуж и в декрет.
Дизайн для меня нечто далекое и вообще не знаю, что тут сказать по теме. Но вот считаю, что девушки наверное в дизайне неплохи, потому , что больше оттенков цветов различают физиологически.
Скорее это культурные особенности, не связанные с полом физиологически.
Если мальчик скажет, что персиковый оттенок отличается от лососевого, на него косо посмотрят. Раз, два и он уже скажет – «ну че-то там красное или оранжевое». Хотя детекторы в глазах одинаковые, просто в голове никто не затачивал отличия, так еще и блоки ставил на определенные якобы «девчачьи цвета». Попробуйте пройдите тест на цветочувствительность несколько раз подряд – это тренируется.
Аналогично и с композицией – кто-то заточен на создание из кусочков большего и большего, а кто-то сразу видит всю картину, а потом уточняет.
это не так работает))
Вы HR Revolut-a? ))
Лучше с Редькиным за руку на Буерак