Как искать, мотивировать и развивать персонал в фитнес-бизнесе

Как искать, мотивировать и развивать персонал в фитнес-бизнесе

В этом году компания FitnessData, первое в России агентство, специализирующееся на маркетинговых исследованиях рынка фитнес-услуг, представила независимый обзор по результатам опроса операторов отрасли. Данные были получены от 574 операторов, суммарно управляющих 1560 объектами в этом секторе экономики. Оказалось, что самой большой проблемой, с которой сталкиваются фитнес-клубы, является дефицит кадров. Рассказываем, как правильно подбирать и удерживать тренерский персонал в этом бизнесе.

Ищем квалифицированных тренеров

Безусловно, для полноценной работы инфраструктуры клуба важны все позиции, однако подбор и поиск добросовестных и грамотных тренеров – пожалуй, самая сложная задача. Конечно, по возможности, делегируйте эту задачу HR-менеджерам с опытом работы именно с фитнес-инструкторами, однако руководителю все равно будет полезно понимать тонкости данного процесса.

Условно процесс подбора сотрудников, в том числе тренеров, традиционно делят на четыре основных этапа.

  • Подготовка требований к должности. Казалось бы, ну что может быть непонятного в профессии тренера? Однако не пропускайте этот этап. Сформулируйте приблизительный образ идеального сотрудника и профиль его должности. Нужно письменно оформить такие документы, как: стандарты сервиса в клубе, которых тренер должен будет придерживаться, его общие цели и задачи, необходимые компетенции, критерии эффективности будущего коллеги и должностную инструкцию. Документальное закрепление всех норм позволит не только минимизировать риск возникновения спорных ситуаций, но и быстрее ввести в курс дела нового сотрудника.
  • Размещение вакансии. Сначала, конечно, необходимо подготовить текст вакансии, который и приведет на собеседование нужных в клубе людей. В то же время правильный текст сразу отсеет лишних соискателей и сэкономит время. Сформулируйте четкие требования: коммуникативные навыки и позитивный настрой не говорят по сути ничего. Зато требования к внешнему виду, опыт работы с какой-то конкретной группой населения (дети или пожилые, например), знание иностранного языка, если к вам ходят не только русскоязычные клиенты – все это необходимо указать. Размещать вакансию рекомендуем и на общеизвестны сайтах, и в профильных Telegram-каналах. А также не забывайте отправлять описание вакансии знакомым – они вполне могут посоветовать дельного сотрудника.
  • Выбор ответственного за приглашение на собеседование и само по себе общение с кандидатом. Конечно, лучше всего строить собеседование как неформальное общение, чтобы вывести кандидата из состояния стресса. Обсудите теоретические и практические навыки, оцените стиль общения, в целом задавайте вопросы, которые важны для понимания, попадает ли человек в философию вашего клуба, в ваши ценности. Просите показать кейсы из работы – это также поможет лучше понять будущего коллегу. Дополнительно можно быстро пробежаться по социальным сетям кандидата – порой, они могут рассказать многое о человеке.
  • Стажировка. Замотивированных людей не так много. Поэтому в испытательный срок руководителю необходимо выстроить продуктивные отношения с новым сотрудником. Тщательно проработайте схему оплаты труда, способную уже в это время вдохновить на достижение результатов.
Как искать, мотивировать и развивать персонал в фитнес-бизнесе

Мотивируем персонал

Что и говорить, воодушевить тренеров – задача не из простых. Вам сильно повезло, если с вами в команде – горящие идеей люди. Однако, стоит признать, таких все же – меньшинство. Что же делать с другими?

Не секрет, что существует два основных способа стимулировать персонал на работу. Первый – материальный, то есть денежный. Сюда относятся всевозможные премии, бонусы и другие доплаты к окладу. С одной стороны, это – самый простой способ мотивации, но имеет два существенных недостатка. Во-первых, деньги имеют свойство заканчиваться, а во-вторых, толковому тренеру вполне могут предложить больший оклад в другом клубе, и он, не задумываясь, уйдет к конкуренту.

Второй способ мотивации – сложнее, так как он – нематериальный, а значит, оценить его в моменте иногда проблематичнее. Сюда относятся наградные листы, фото лучшего работника месяца, а также создание комфортной рабочей среды. Соответственно, наш совет: сочетать материальное и нематериальное поощрение для создания эмоциональной связи тренера и работодателя.

Кстати, про комфортную среду для работы. Не забывайте предлагать тренерам посещать курсы повышения квалификации за счет клуба. Фитнес-индустрия не стоит на месте, поэтому сотрудники клуба должны регулярно совершенствовать свои навыки. Помимо технических знаний, клуб также может поддерживать личностное развитие персонала. Это, например, курсы по тайм-менеджменту и ораторскому мастерству, а также различные психологические тренинги. Такой подход поможет создать в коллективе здоровую атмосферу соперничества и развить у сотрудников лидерские качества. Главное – не сделать из этого добровольно-принудительные мероприятия в свободное от работы время. В таком случае инициативы начальства будут вызывать исключительно раздражение и отторжение.

Как искать, мотивировать и развивать персонал в фитнес-бизнесе

Как избежать работы на себя

Конечно, нет ничего плохого в том, что тренер в свободные от основной работы время берет собственных клиентов. Плохо, если он переманивает занимающихся в клубе или проводит оплату тренировок мимо кассы. Можно, конечно, уповать на порядочность сотрудников, но рекомендуем себя подстраховать.

Во-первых, автоматизируйте работу ресепшена при помощи, например, 1С:Фитнес клуб. В программе ведется учет всех проданных абонементов, есть собственная CRM с данными всех клиентов, а также расписание работы всех тренеров. Так, никто из занимающихся не потеряется и будет учтен в аналитике.

Во-вторых, исключите оплату наличными. Система безналичной оплаты не только соответствует рекомендациям Роспотребнадзора, но и помогает увеличить выручку клуба. В 1С:Фитнес клуб есть мобильное приложение, где легко работать с задолженностями и покупать пакеты услуг. А недобросовестным тренерам станет невозможно получать деньги в обход кассы.

В-третьих, имейте в виду отношения тренера и клиента. Улучшить коммуникацию с потребителями и снизить количество злоупотреблений поможет тренерское приложение от 1С:Фитнес клуб. В нем можно планировать групповые и персональные занятия, а также отслеживать, сколько людей тренируются в том или ином зале. За счет актуальных данных вы получите максимально объективный рейтинг тренеров.

Улучшите работу персонала не только при помощи понятной системы мотивации, но и внедрения системы автоматизации 1С:Фитнес клуб.

1 комментарий

Будущее - за фитнесом без персонала!

Ответить