«Зарабатываю 120к на текстах и тебя научу» — в копирайтинге правда так мало денег?

Пару дней назад мне на глаза попалась такая реклама. И стало очень грустно. Сто двадцать тыщ — это правда так будоражит воображение и алчность авторов? С другой стороны, в 500к никто не поверит, а 60к большинство и так получают. Так что же выходит, копирайтер по определению бедный-несчастный человек, который готов работать на оплату съёмной однушки и еду? Или же в профессии есть перспективы?

Сколько стоит хороший текст

А что такое хороший текст? Он решает конкретные задачи, нравится заказчику, нравится автору, грамотно написан? Критерии сильно размыты. Да и текст сам по себе никаких задач не решает, если это не инструкция к холодильнику.

Все представляют себя рок-звездами текста, а потом работают над инструкцией к майонезу, а в своих блогах стыдливо печатают зачеркнутым слово жопа, хотя вроде бы пишут про настоящий пиздец 
Все представляют себя рок-звездами текста, а потом работают над инструкцией к майонезу, а в своих блогах стыдливо печатают зачеркнутым слово жопа, хотя вроде бы пишут про настоящий пиздец 

Таргетолог должен настроить рекламу, дизайнер сделать креатив, маркетолог организовать email-рассылку, пиарщик договориться о публикациях. И это не говоря о том, что сам продукт или услуга, которую продвигает текст, должна быть реально востребованной. Какой тут вклад «хорошего текста», 10% или 20%? А если так, то почему даже за очень хороший текст (а критерии сильно размыты, см. выше) нужно много платить?

Почему к текстам и авторам такое отношение

Когда спрашивает, кем я работаю, у меня потеют ладошки и начинают бегать глаза. Там сям, то сё, туда-сюда — правда, тексты писать как-то несолидно. Один мой товарищ, когда узнал, чем я промышляю, воскликнул: «И за это платят деньги?!» Я такое искреннее удивление за 20 лет дружбы с ним видел только один раз, когда запретили продажу «Яги».

И такое не только у меня.

Вариант корпоративного подарка для копирайтера 
Вариант корпоративного подарка для копирайтера 

Порог вхождения в профессию безумно низкий. Тексты худо-бедно могут писать выпускники 9 класса. А в среде сммаркетаргетолов в этом шарит каждый первый. Точнее, каждый первый скажет, почему твой текст работать не будет. С тем, чтобы написать свой с нуля, уже сложнее.

Пару примеров

И это не только в коммерческих текстах. Со сценаристами, например, та же фигня. «Если известный режиссер закончил проект, он в игре, за ним охотятся студии. Если сценарист закончил проект, он безработный» — Блейк Снайдер.

Майкл Арнд работал в голливудской студии редактором. Он читал сценарии, выбирал более-менее сносные и передавал продюсерам, которые на них даже не смотрели. Он написал свой сценарий. И не мог пристроить его 10 лет, хотя человек был из индустрии. Все-таки ему удалось запустить производство фильма. И за свой сценарий он получил Оскар. Кто знает, напишите в комментариях, что это был за фильм.

Начальник успокаивает 30-летнего копирайтера, а в офисе его уже ждут трое коллег с правками
Начальник успокаивает 30-летнего копирайтера, а в офисе его уже ждут трое коллег с правками

А потом его выгнали из новой трилогии «Звёздных Войн». Уверен, его сценарий был лучше, чем то, что в итоге вышло. Но даже такого безусловно талантливого автора не ценили. Потому что на самом деле всем плевать на тексты, а критерии оценки сильно размыты (см. выше).

У каждого найдётся ни один пример, когда заказчик устраивал безумный аттракцион с правками и катался с тобой на эмоциональных качелях «всё хорошо, но надо допилить» до тошноты, а в итоге выбирал самый первый вариант.

Люди редко знают, чего хотят, не любят новое и креативное, и могут недолюбливать лично тебя из-за раздражающей манеры по полгода клянчить оплату за работу.

Как не выгореть в такой круговерти обесценивания

Никак. Лучше сменить профессию. Правда. Пулитцеровскую премию за такие тексты не дадут. Прошлый опыт, даже очень успешный, не защитит и не сильно поможет при смене работы, потому что критерии... всё правильно, сильно размыты. Вас вряд ли схантят в какую-то крупную компанию. А текущий работодатель не будет удерживать всеми силами, если решите уволиться. Но неужели всё так беспросветно плохо. Да. Но кое-что можно сделать, чтобы плавать в этом бассейне стресса и разбитых надежд было не так мучительно.

Кому и за что платят действительно много

Платят не за хорошие тексты. Ведь хорошие тексты не всегда работаю. А если работают, то дело далеко не только в тексте, ну, вы же помните про размытые критерии. Так кому же платят много? Тем, у кого есть авторитет и аудитория. И платят именно за них.

Вы видите школьника в пиджаке, я вижу успешного копирайтера на отдыхе
Вы видите школьника в пиджаке, я вижу успешного копирайтера на отдыхе

Так что развивайте личный бренд, пишите для себя и о том, что действительно нравится. Даже необязательно по всем правилам. Описки, ошибки, плохая структура — если текст действительно интересный, его прочитают и скажут спасибо. А если нет, то предложат 100 рублей за 1000 знаков без пробелов и кинут с оплатой.

Часто много зарабатывают не те, кто пишет лучше всех, а те, кто умеет общаться, заводить друзей, быть приятным и может оказаться в нужное время в нужном месте. Как вы думаете, почему в вакансиях всегда указывают в требованиях «адекватность», что бы это ни значило? Люди работают с теми, с кем им приятно работать. Если вы токсичный ранимый инфантильный человек, и вам не повезло стать копирайтером (а такое бывает сплошь и рядом), то о больших заработках можно забыть.

«Как я зарабатываю больше 120 тысяч на текстах...»

Можно и 250к. Правда. Но для этого нужно несколько источников дохода. Это необязательно фриланс. Устройтесь на постоянку, найдите ещё одну работу по совместительству. Это стабильный доход и можно взять ипотеку. Искать заработок допом тоже никто не запрещает. Мне заказы обычно приходили от старых знакомых и бывших коллег. Биржи для мазохистов. Реклама своих услуг — для мазохистов с деньгами.

Все просто, бери и делай (на самом деле нет)
Все просто, бери и делай (на самом деле нет)

В общем, нужно либо очень хотеть и верить в свои силы, либо у вас не должно быть другого выбора. Хотите мощной мотивации, возьмите в кредит самый дорогой курс по «Взрывному копирайтингу и турбомаркетингу». Кредит нужно будет отдавать, придётся работать.

Кстати, у меня есть канал в ТГ. Все побежали, и я побежал. Там пока постов больше, чем подписчиков. Пишу про то, как писать. Простые и короткие советы именно про текст. Если такой «полезный» контент заходит, милости прошу:

33
2 комментария

В копирайтинге денег нет. В найме пехотой вакансий дороже 50-80 не существует. Редактором - в пределах 150, и уровень там нужен ого-го какой.
Про фриланс я уже и не говорю.

3
Ответить

Есть, но мало. Можно найти и на 100 и на 120, а можно взять две по 80 и не парится. Конечно, если за эти 80 работодатель требует сидеть в офисе и больше ничем другим не заниматься, то зачем такой работодатель нужен

Ответить