Давать фидбеки и не получать за них по лицу

ConsultingComedy
ConsultingComedy

Привет, это Лена из венчурного фонда Genesis Investments. Работая в венчурной сфере и занимаясь параллельно кучей других вещей, я общаюсь с огромным количеством людей ежедневно. И часто приходится сталкиваться с необходимостью дать фидбек. Меня могут попросить дать фидбек по питч-деку, по питчу, по продукту (чего я обычно не делаю, потому что не считаю, что мой фидбек по продукту будет ценным, особенно если я не отношусь к целевой аудитории). Поэтому со временем пришлось научиться давать фидбек максимально конструктивно, чтобы человек не услышал "ты дебил" в моих словах и не расстроился.

Удивительно, но за последние 4 года я слышала много откровенно неконструктивных фидбеков. Даже очень зрелые профессионалы, которые добились успеха, не умеют давать фидбек так, чтобы никого не обидеть и при этом дать четкое понимание, что надо исправить. Неконструктивными я считаю такие комментарии:

"Все ужасно, это вообще не то, что я просила"

"Надо все менять и переделывать с нуля"

"Ты вообще слышала/читала задание?"

"Pls fix"

Уверена, каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с подобными фразами. И я также уверена, что всем нам хоть раз было обидно из-за такого фидбека. Когда я была еще младшим аналитиком или стажером, я воспринимала это как норму, ведь менеджер явно умнее меня и это "его стиль". Но потом жизнь свела меня с парой человек, которые дали мне настолько конструктивный фидбек, что я осознала свои ошибки и потом не повторяла их никогда. Это заставило меня задуматься, что конструктивный фидбек - это реально очень полезна вещь и что давать его гораздо эффективнее, чем кричать и возмущаться, что "все не так". А также я поняла, что научиться давать фидбек не обидным способом, легко. Поэтому давайте учиться.

Совет 1: вместо "все плохо" скажите, что именно вас не устраивает

Практически никогда я не сталкивалась с ситуациями, в которых "все" действительно было ужасно. Обычно под "все" имеется ввиду всего несколько пунктов, которые получились не так, как ожидалось. И, давая фидбек, желательно конкретизировать, что имелось ввиду под "все". Например, когда я ловлю себя на мысли, что задание было выполнено "ужасно", я останавливаюсь и задаю себе четыре вопроса.

  • Что конкретно меня тригернуло так подумать?
  • Какие были мои ожидания?
  • Что не соответствует моим ожиданиям?
  • Как это исправить так, чтобы оно совпадало с моими ожиданиями?

Затем я иду именно к тому месту, которое мне не понравилось и оставляю там комментарий, в котором предлагаю свой вариант исправления. Именно ПРЕДЛАГАЮ. Но об этом позже.

Фидбеки в стиле "все ужасно" напоминают мне родителей, которых дети спросили про секс или мат, а они вместо объяснения наказали ребенка. Обычно наказывают потому что объяснять сложнее, чем накричать и все-все запретить.

Совет 2: замените "ты" и "я" на "мы"

Ваш подчиненный не дурак: он понимает, что ваши задания все равно будет делать он. Но заменив "ты" на "мы", можно сильно смягчить замечание и сделать его абсолютно безобидным. Примеры того, как стоит формулировать некоторые комментарии, чтобы излишне не доминировать над подчиненным или коллегой:

  • "Перепиши это предложение и сделай его короче" = "Давай перепишем это предложение и сократим его?"
  • "Сделай текст более лаконичным?" = "Давай напишем лаконичнее?"
  • "Не используй этих слов в текстах" = "Давай не будем использовать этих слов?"

Как вы могли заметить, фразы слева звучат как приказ, а справа - как предложения. Также, когда вы говорите приказами, вы как будто отделяетесь от человека и показываете свою доминантную позицию над ним. Конечно, есть ситуации, в которых вам точно надо доминировать над собеседником, but all BDSM bullshit aside, давая фидбек лучше делать это максимально дружественно, чтобы человек не боялся и не дергался каждый раз, когда видел ваше сообщение.

Найдено на просторах интернета
Найдено на просторах интернета

На личном опыте я знаю, что это такое, когда ты напрягаешься от каждого сообщения руководителя. Похожее ощущение у меня было на многих местах работы и возникало оно от того, что наше общение часто было в формате "приказ-исполнение". В таком формате общение часто идет в одном направлении: от руководителя подчиненному. И подчиненный в таких ситуациях начинает бояться предлагать инициативы, эскалировать проблемы и даже участвовать в обсуждениях. В 21-м веке эта модель менеджмента, к счастью, теряет актуальность.

Совет 3: предлагайте исправления

Дайте шанс вашему коллеге проявить инициативу и принять решение самостоятельно. Если вам не принципиально какое-то исправление, не говорите "исправь это немедленно!", а лучше предложите его исправить. Например, сказав: "Может, подправим этот абзац и напишем побольше деталей о технологии?". Таким образом вы продемонстрируете, что у человека есть выбор, как поступить, и дадите ему возможность предложить свои идеи, которые могут быть гораздо лучше ваших. В любом случае, если вам не понравится предложение или решение вашего коллеги, вы всегда можете сказать: "Та нет, давай все-таки делать так, как предложила я".

А зачем мне напрягаться? Ведь до этого меня и так понимали

Зачем нужны эти конструктивные фидбеки? И так поймут же. Да, поймут и так, но скорее всего

  • потратят на понимание больше времени, чем надо
  • не усвоят на будущее, как стоит делать и как делать не стоит и будут настойчиво повторять те же самые ошибки
  • перепугаются и начнут вас побаиваться
  • из-за страха не будут говорить с вами откровенно, а при встрече будут нервничать и напрягаться
  • вы тоже будете напрягаться при встрече с этим человеком, потому что эмпатия именно так и работает

Надо ли нам такие проблемы и дополнительное напряжение на работе? Скорее всего нет. Надо ли нам выгоревшие и испуганные сотрудники? Тоже нет. Надо ли нам подчиненные, которые, увольняясь будут выскакивать с офиса так радостно, как будто их выпустили из клетки? Скорее всего нет. Поэтому давайте учиться давать конструктивные фидбеки и делать атмосферу в наших офисах приятнее:)

Найдено на просторах интернета
Найдено на просторах интернета
22
Начать дискуссию