Кадровый голод в нише дизайна: как институты образования решают проблему рынка труда

Кадровый голод в нише дизайна: как институты образования решают проблему рынка труда

В 2024 году пошла новая волна разговоров о кадровом голоде. И если еще недавно это казалось преувеличением, то сегодня проблема затронула практически все отрасли, включая дизайн. Работодатели ищут специалистов, которые не только умеют выполнять базовые задачи, но и обладают широким спектром навыков: от анализа данных до создания сложных системных решений.

В нише дизайна ситуация кадрового голода ощущается особенно остро, потому что традиционные подходы к подготовке кадров больше не отвечают запросам бизнеса. Преподаватели Национального института дизайна поделились своим видением на проблему и как её решать.

3 причины возникновения проблемы

1. Изменились требования рынка

Дизайнеры — это не просто специалисты, которые рисуют логотипы или создают дизайн-проекты интерьеров. Работодатели хотят видеть профессионалов, которые:

• владеют аналитическим мышлением;

• понимают принципы проектирования сервисов;

• умеют работать с данными;

• разрабатывают инновационные продукты и услуги.

Как решать:

  • Постоянно проводить мониторинг изменения на рынке. Какие навыки востребованы сейчас? Какие технологии приходят в отрасль?
  • Формировать учебные программы, опираясь на реальные потребности работодателей и их обратную связь.
  • Включать в образовательный процесс проектную работу, основанную на кейсах из бизнеса.

2. Старые подходы в образовании

Большинство образовательных программ по дизайну до сих пор сосредоточены на традиционных дисциплинах вроде композиции и истории искусств. Однако современные технологии: искусственный интеллект, дополненная реальность, сервисное проектирование — остаются вне их поля зрения.

Как решать:

  • Внедрить новые технологии в образовательные программы: от виртуальной и дополненной реальности до искусственного интеллекта.
  • Пересмотреть устаревшие дисциплины в пользу тех, что развивают аналитическое и системное мышление.
  • Увеличить количество междисциплинарных проектов, чтобы студенты учились работать на стыке сфер.

3. Упущенные возможности для бизнеса

Без специалистов, которые могут проектировать продукты под реальные потребности клиентов, компании теряют конкурентные преимущества.

Как решать:

  • Включать представителей бизнеса в разработку образовательных программ.
  • Организовывать стажировки и практику для студентов, чтобы они могли применять знания в реальных условиях.

Какие навыки нужны дизайнеру сегодня

1. Дизайн-мышление

Это не просто методология, а способность решать задачи, ориентируясь на потребности людей, эмоции и опыт. Развитая эмпатия и креативность, чтобы создавать продукты, которые решат вопросы бизнеса.

Как развивать:

1. Эмпатию: учить студентов ставить себя на место пользователя, понимать его потребности и эмоции.

Пример 1: упражнение "персонажи".

Что нужно сделать: Нужно придумать от одного до трех персонажей для проекта, описать их увлечения, стремления, что они ценят, а также что вызывает у них негативные эмоции.

Результат: генерируются разные идеи для решения задачи с акцентом на разнообразные потребности клиентов.

Пример 2: упражнение 5 причин "почему"

Что нужно сделать:

- Спросите человека «Что вы делаете, когда работаете над ______ (предмет или задача)?

- Составьте краткий список занятий.

- Затем спросите: «Почему это важно для вас?»

- Продолжайте спрашивать: «Почему? Почему? Почему?» до пяти раз или до тех пор, пока человек не перестанет углубляться, потому что он достиг основной цели этой работы.

Результат: Упражнение позволяет выявить главную цель при работе над конкретным проектом.

2. Креативность: проводить воркшопы, мозгоштурмы и проектные сессии, где студенты ищут нестандартные решения.

3. Прототипирование: внедрять быстрые циклы создания и тестирования идей.

2. Инновационные технологии

• Работа с виртуальной и дополненной реальностью;

• Применение искусственного интеллекта в проектировании;

• Владение сервисными инструментами: сервисное планирование, прототипирование.

Как развивать:

- Обучать работе с инструментами дополненной, виртуальной реальности и 3D-прототипирования.

- Давать навыки анализа данных: использование баз данных для проектирования пользовательских сценариев.

- Знакомить с искусственным интеллектом и его применением для решения разных задач.

3. Системное и аналитическое мышление.

Умение видеть связи между различными дисциплинами и подходами, чтобы разрабатывать решения сложных задач.

Как развивать:

1. Учить студентов анализировать взаимосвязи между элементами проекта.

2. Формировать навыки структурирования сложных данных и визуализации сложных процессов.

3. Развивать способность находить точки пересечения разных дисциплин, создавая уникальные решения.

Как НИД решает проблему кадрового голода в нише дизайна

1. Обучающие программы соответствуют рынку.

Мы строим образовательные программы на основе анализа реальных потребностей работодателей.

2. Гибкость обучения.

В отличие от традиционных подходов, мы позволяем студентам набирать свой набор навыков и компетенций, используя проектный подход к обучению.

3. Практическая ориентация.

Уже на стадии обучения студенты работают над реальными проектами для бизнеса, что помогает им сразу выйти на рынок труда с нужным опытом.

В сфере образования нельзя стоять на месте, особенно когда речь идет о дизайне — профессии, которая находится на стыке технологий, творчества и инноваций. Современные вызовы требуют от вузов гибкости, актуальности и ориентации на будущее.

4
1
Начать дискуссию