Проблема, о которой я часто слышу от первых руководителей или руководителей отделов продаж - это проблема, связанная с обучением продавцов. Рынок сейчас изобилует предложениями на эту тему: тренинги, семинары, специальные программы для продавцов, как универсальные, так и узко-отраслевые специализированные, на любой вкус и бюджет. К сожалению, немногие из них реально дают результат. Более того,многие бизнесмены вообще разочаровались в консультантах и бизнес-тренерах. Сами же продавцы после тренингов выходят примерно с такими идеями: а) тренер - молодец, но мне явно не одолеть эту «науку», б) тренер сам вообще понимает, о чем рассказывает, в)все понравилось, море эмоций, но как применить полученное на практике вообще не понятно. После обучения показатели по продажам не меняются и руководитель делает вывод, что обучение не эффективно. Продавец делает вывод, что «продажи - вообще немое», начинает рассылать резюме и потихоньку готовится «на выход». Текучка среди продавцов еще больше укрепляет мнение руководителя, что обучение продавцов –пустая трата времени и денег.Рассмотрим две крайности в обучении: первая - это акцент на теорию. В этом случае у людей есть теоретические знания, но нет понимания, как это применить на практике и как эти знания перенести на свою специфику продаж. Хотя иногда актуально получить именно новые знания. Смотря, какие цели перед собой ставит руководитель. Под теоремы подразумеваем не только общие знания о технологии продаж, общении и т.п., но и наличие описанных материалов в организации о продукте, клиентах, самой компании.Вторая крайность - это только практика. Это тренировки без теоретического обоснования или подход – «иди, действуй, жизнь сама научит». Некоторые тренера уходят в эту крайность, рассуждая, что на рынке итак много теории, которая не решает проблем отдела продаж, поэтому нужны только тренировки и весь акцент делается на отработку навыков продавца. Но если уходить в голую практику, то в результате мы получим людей,которые должны что-то делать без понимания, почему правильно именно так. А это означает, что они не смогут быть гибкими, не смогут передать свой опыт другим.Соответственно в обучении продавцов нужна золотая середина - баланс теории и практики, такой подход - наиболее результативный.