Про сокращения и risk management своей жизни
Меня зовут Алекберова Алина, я работаю в крупной FMCG компании в Испании. Одновременно с этим я являюсь карьерным консультантом (веду подкаст "Воркшоп" и много пишу на эту тему в своем телеграм канале).
За время моей работы в России я не сталкивалась с большими сложностями поиска работы: всегда было много вакансий, на поиск не нужно было закладывать много времени и сил. Только сейчас, живя в Испании и оказавшись в абсолютно другом контексте, я понимаю, какой же это был большой и активный рынок труда, как развивались все компании и сколько у нас было тогда возможностей.
В России я почти не слышала кейсов о том, что кого-то сократили (ситуация последних двух лет не в счет; но и сейчас, если честно, таких историй все еще немного по сравнению с Европой - рынок перераспределился, более-менее устаканился, и вакансии есть, просто они другие).
За два года жизни в Европе я знаю таких кейсов уже десятки. Мне кажется важным это проговорить, потому что есть некий общий стереотип, что ‘в Европе все защищены, человека невозможно уволить’. Часть правды в этом есть, например существуют пособия по безработице (в среднем 1200-1500€ в месяц, но на ограниченный период времени и с определенными условиями), также в Германии и Франции есть профсоюзы, которые делают процесс увольнения очень сложным для компаний. В инфополе мы слышим больше про IT-гигантов (таких как Google, Meta, Spotify и пр.), у которых были массовые сокращения в прошлом году, но правда в том, что на рынке есть огромное количество небольших компаний, которые закрываются и их сотрудники остаются без работы. Некоторые из этих сотрудников даже были релоцированы или работали удаленно, компании эти - зачастую классные, с приятной корпоративной культурой, хорошим компенсационным пакетом и интересным продуктом.
Не хочется никого пугать, но я наблюдаю это в таких масштабах, что кажется важным это озвучить. Когда IT-сектор стал сокращать сотрудников в 2022 году, основной причиной называли overstaffing - они наняли слишком много специалистов во время пандемии, рассчитывая на бурный рост, которого не случилось. Но сейчас, особенно если мы говорим про небольшие старт-апы, причины в другом: экономическая нестабильность, инфляция, рост процентной ставки. У компаний меньше денег, все заточены на прибыль и сохранение бизнеса.
Если вы живете за границей, вот рекомендации, которым я следую сама и которыми хочу с вами поделиться:
1 Имейте подушку безопасности и постоянно ее пополняйте
У меня были планы, которые я отложила на неопределенный срок: сейчас важно иметь подушку и быть готовым прожить на нее минимум 6 месяцев, а лучше больше. Это прям очень важный пункт. Не пренебрегайте им.
2 Прокачивайте навык поиска работы так же, как и любой другой
Тут очень важно то самое создание резерва: расширять нетворкинг, развивать LinkedIn, не переставать учить английский (если нужно) или местный язык (чтобы было больше опций в будущем). Важно делать это тогда, когда вы не ищете работу! Потом будет в разы сложнее.
В целом обращайте внимание на информацию про поиск работы и запоминайте ее (необязательно на случай сокращения: возможно, вы захотите сменить сферу или переехать). Здесь конечно хорошо бы всегда держать резюме актуальным (хотя бы раз в полгода обновлять), а также иногда смотреть на внешний рынок труда и ходить на собеседования (опять-таки раз в 6 месяцев - достаточно, если не ищете работу активно). Потом эти контакты смогут вам очень пригодиться.
3 Изучите особенности вашего ВНЖ и способы легализации
В некоторых случаях резиденство привязано к работодателю - узнайте, какие у вас есть опции в случае потери работы. Часто можно найти варианты (податься на другой тип внж после определенного срока и пр.). Это сильно снизит градус стресса.
4 Инвестируйте в себя
Пока есть время, силы и деньги - вкладывайтесь в себя. Главное вложение - это образование и здоровье. Повышайте свою экспертизу и стоимость вас как специалиста (отслеживайте, как растет ваша профессиональная стоимость, как тот или иной проект усиливают ваше резюме), а также сделайте чек-ап и сходите к стоматологу (без шуток!).
5 Собирайте информацию при устройстве на работу
Да, вы не сможете узнать на собеседовании, закроется ли компания через 3 месяца - но что вы можете:
- заранее собрать информацию от сотрудников (найдите их на LinkedIn);
- задать косвенные вопросы (про клиентов, средний чек, прогнозы по рынку) или собрать эту информацию из открытых источников;
- почитать про компанию и конкурентов, изучить продукт;
- оценить, насколько ваша роль ключевая для компании и как устроена экономика организации.