Что хочет получить бизнес, нанимая СТО?
Мы в New.HR специализируемся на поиске экспертов в IT и в интернет-бизнесах. Одно из наших ключевых направлений работы — Executive Search, в том числе найм CTO в продуктовые технологические компании.
Мы хотим поделиться небольшим обзором, по сути - шпаргалкой про то, какие роли CTO бывают в российских компаниях. Потому что в своей работе мы часто сталкиваемся с тем, что наши кандидаты не всегда чётко представляют себе, какие требования российские CEO и основатели компаний предъявляют к CTО.
По нашим наблюдениям, соискатель и бизнес могут по-разному оценивать важность тех или иных компетенций и бэкграунда.
Примеры таких расхождений:
- Кандидат на роль СТО с опытом управления командой до 10 человек может быть уверен, что так же хорошо справится с командой в 100 человек. Но бизнес оценивает это иначе и ждёт от технического директора релевантного опыта в управлении сопоставимыми командами.
- Некоторые кандидаты на роль СТО уверены, что для эффективного решения задач не обязателен технический бэкграунд. Но все это критически важно для определённого рода компаний. Если точнее, то для технологических.
- Часть начинающих CTO не имеет чёткого фокуса на time-to-market и может ставить в приоритет работу с техническим долгом. Бизнесу же, как обычно, важна скорость выпуска фич, поэтому для технического директора важно умение лавировать между задачами бизнеса и разработки, держа фокус на максимальной пользе для бизнеса.
Про какие компании мы расскажем
Мы расскажем про тех CTO, которые работают в технологических продуктовых интернет-компаниях. Условно такие компании можно поделить на:
- стартапы;
- развивающиеся компании среднего размера;
- крупные успешные компании;
- отдельные продукты (в виде выделенных бизнесов) внутри гигантов-экосистем.
Мы не расскажем про CTO из сфер
- геймдев компании;
- не цифровые банки;
- телеком;
- заказная разработка;
- не IT-компании (даже если они стремительно диджитализируются).
Мы постараемся ответить на вопросы:
- Какие компетенции технических директоров наиболее востребованы в российских технологических интернет-компаниях?
- Сколько денег компании готовы платить техническим директорам?
- Возможные зоны роста для CTO разного уровня.
За что бизнес ценит CTO?
Роль технического директора тесно связана с этапом развития компании и текущими запросами CEO или основателя бизнеса. В зависимости от этого можно встретить разные типы и роли СТО. Мы рассмотрим обобщённые сценарии, которые встречаются в нашей практике наиболее часто.
CTO стартапа
Где работает:
- Стартап без большого количества инвестиций, в том числе внутренний pet-проект;
- Небольшая компания (обычно до 30 человек);
- Продукт на мобильной платформе и/или десктопе.
Функциональная роль: руководитель группы разработки/менеджер проекта
Бэкграунд:
- Чаще всего вырастает из тимлида, архитектора или ведущего разработчика. Причём в большинстве случаев предыдущий опыт связан именно с бэкенд разработкой, а не с фронтендом или мобайлом.
- В некоторых компаниях технический директор может вырасти из проджект или продакт менеджера.
Какие задачи обычно решает:
- Самостоятельно пишет код, примерно 50% времени (если вырос из разработки);
- Может нанять и управлять в дальнейшем командой до 20 человек;
- Принимает решение о том, какие технологии для проекта нужно использовать;
- Способен декомпозировать сложную задачу (как бизнесовую, так и технологическую);
- Занимается выстраиванием базовых процессов разработки;
- Принимает архитектурные решения самостоятельно или с помощью ведущих разработчиков в команде.
Зоны роста:
- Чаще всего основной бэкграунд начинающего CTO сконцентрирован в одной предметной области backend/frontend/iOS/Android, поэтому ему может не хватать экспертизы, чтобы быстро, качественно запустить и оптимально поддерживать проект на всех платформах онлайн-присутствия — iOS, Android, Desktop.
- Другая ключевая зона роста — менеджмент, умение решать проблемы в области управления людьми. Например, удерживать ключевых разработчиков от переманивания в крупные компании, решать нетривиальные конфликты, развивать команду, балансировать интересы бизнеса и разработки.
- Отдельная актуальная и очень востребованная компетенция — умение выстраивать и развивать технический бренд компании.
Доход:
- Фиксированный доход: 350-450 тысяч рублей на руки;
- Премии по KPI;
- В некоторых случаях имеют опционы, особенно если подключились к компании на ранних этапах.
CTO развивающейся компании
Где работает:
- В развивающейся компании среднего размера, у которой уже есть постоянные пользователи продукта, нагрузка средняя или выше среднего;
- Численность сотрудников компании 100+ человек;
- Это может быть самостоятельный бизнес или компания внутри большой экосистемы.
Какие задачи обычно решает:
- Ключевая задача: развитие, масштабирование и ускорение разработки в соответствии с целями бизнеса;
- Код, как правило, уже не пишет, а если пишет, то не более 10% времени;
- В случае, если в компании нет выделенного CPO, то технический директор способен инициировать появление и/или обеспечить RoadMap продукта. Дорожная карта происходящего с разработкой даёт прозрачное понимание для всех сторон, вовлечённых в проект (и бизнесу в целом), какой текущий план разработки и о том, из каких этапов он состоит;
- Настраивает и оптимизирует процессы разработки. Например, внедряет процессы оценки качества разработки, ускорения релизного цикла, создания документации и т.д.;
- Обеспечивает качество принимаемых ключевых решений по архитектуре и выбору стека технологий, которые напрямую влияют на систему и продукт. Способен качественно аудировать инициативы команды;
- Разговаривает на одном языке с разработчиками разных специализаций, понимает всю картину происходящего в разработке, а не в какой-то одной ее части;
- Обычно уже прокачан в вопросах people management и может обеспечить более прогнозируемый найм, увольнение, удержание, развитие и performance сотрудников.
Зоны роста:
- На этом этапе важная зона роста для CTO — умение разговаривать с бизнесом на одном языке. Для персонального роста важно вовремя понять интересы не только разработки, но и бизнеса, чтобы балансировать между ними и находить компромисс/консенсус.
- Чаще всего CTO на этом этапе всё ещё не обладает необходимым уровнем экспертизы и опыта, чтобы отвечать за создание собственных технологий, которые могут обеспечить бизнесу конкурентное технологическое преимущество. Например, собрать команду и отвечать за разработку собственной базы данных, собственных инструментов для разработки и т.п.
- Для CTO на этом этапе важно не терять технические навыки, быть в курсе глобальных технологических трендов, быть авторитетом для команды разработки, развивать лидерские качества. А также балансировать своё развитие на стыке коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта с одной стороны, и технической экспертизы — с другой.
ЗП и доход:
- Фиксированный доход: 450-700 тысяч рублей на руки;
- Премии по KPI;
- Могут иметь опционы.
СТО крупного бизнеса
Успешность и заработок СТО чаще всего напрямую взаимосвязаны с успешностью компании. Технический директор как часть ключевой управленческой команды принимает решения, которые напрямую влияют на операционные показатели компании. Особенно велико его влияние в случае, если ключевой продукт компании — технологический.
Компенсация технических директоров растёт вместе с уровнем компании, её операционными показателями, количеством постоянных и лояльных пользователей, прибылью компании от этих пользователей.
Какие задачи обычно решает:
- Разработка и внедрение технологической стратегии, которая будет связана с основной бизнес-целью компании;
- Скорость разработки: ускорение релизного цикла и сокращение time-to-market (например, апдейты мобильных приложений, простота в добавлении нового фукционала);
- Качество и эффективность разработки: масштабируемость и отказоустойчивость системы, возможность быстро добавить новые сложные технологии в продукт (например, персонализация, предиктивная аналитика, data science и т.д.);
- Стоимость разработки: управление бюджетом, оптимизация стоимости разработки без потери качества;
- Построение систем People management: найм, развитие, удержание ключевых людей, увольнение, performance, целеполагание и транслирование этих целей, организационный design. Эта функция может быть частично делегирована HR BP, но финальная ответственность всё равно лежит на СТО;
- Развитие бизнеса в рамках своей зоны ответственности. Задача технического директора — быть частью управленческой команды компании, говорить с фаундером/CEO и управленцами С-Level на одном языке, думать о целях бизнеса и о том, как технологии могут помочь в их достижении. Например, конкурентным преимуществом для бизнеса может быть скорость масштабирования и захват новых рынков;
- Технологическое развитие продукта в рамках разработки собственных решений и платформ. На определённом этапе развития бизнеса разработка собственных технологий может быть одним из конкурентных преимуществ, так как готовые решения уже нельзя масштабировать с нужной для бизнеса скоростью. CTO решает задачу поиска нужных экспертов, сбора команды, с которой будет возможно выполнять такие сложные задачи;
- Формирование организационной культуры, ценностями которой являются новаторство, сильная, эффективная и ориентированная на результат разработка;
- Отслеживание и внедрение последних технологических трендов — тех, которые могут принести ценность бизнесу.
Компетенции, которые характерны для наиболее успешных CTO
1. Лидерские качества:
- Эмоциональный интеллект;
- Умение выстраивать взаимоотношения с людьми;
- Развитые коммуникативные навыки;
- Ориентация на результат;
- Стратегическое мышление;
- Развитые problem solving навыки;
- Ответственность.
2. Управление людьми:
- Найм: способность привлекать, оценивать и нанимать лучшие инженерные таланты;
- Удержание: умение бороться за лучших инженеров, удерживать их от перехода в компании-конкуренты;
- Способность выстраивать высокоэффективные команды разработки, настраивать взаимодействие между подразделениями.
3. Техническое лидерство:
- Сильный инженерный бэкграунд, практические навыки и техническое образование. Самые успешные технические директора обладают не только административными полномочиями, они ещё и технические лидеры;
- Они ведут за собой команду, вдохновляют людей;
- Разбираются в предметной области, глубоко погружаются в технологии продукта, который разрабатывают;
- Способны завоевать авторитет у критически настроенной экспертной команды разработки;
- Могут поговорить с лидами на равных о текущих проблемах, обсудить оптимальные пути решения. Принять решение, которое будет разделять команда разработки.
Доход:
- Фиксированный доход от 700 тысяч на руки и выше;
- Премии выплачиваются, чаще всего, годовые, но бывают и квартальные. Премии всегда привязаны к результатам: либо технологическим, либо к реализованным общим целям компании;
- Опционы или акции, которые, чаще всего, занимают минимум треть дохода и нацелены на долгосрочную мотивацию CTO.
У каких CTO самые большие доходы
- У тех, кто зашёл компанию на старте, имел львиную долю опционов, развивался вместе с компанией, провёл ее через IPO/привлечение инвестиций и развивался вместе с ней;
- У экспатов, которые уехали за рубеж, получили опыт работы в крупных успешных международных корпорациях и вернулись в Россию;
- У тех, кто продал свою компанию на выгодных условиях более крупному игроку и сделал переход от роли CEO→CTO;
- У СТО крупных гигантов-экосистем, возглавляющих технологии всей линейки продуктов.
Где искать CTO?
В заключении, хотим дать рекомендации для стартапов, которые ищут себе CTO и не могут себе позволить нанять профильное хантинговое агентство:
- Сформулируйте ценностное предложение. Прежде чем формулировать требования к техническому директору, сформулируйте, как вы будете продавать кандидатам свою идею, стратегию и перспективы вашего бизнеса. Сформулируйте, какую структуру дохода (в том числе опцион) вы готовы предложить CTO.
- Ищите кандидатов в ближайшем круге. Обязательно используйте свой нетворк, присмотритесь к своим знакомым, обратитесь за рекомендациями. Напишите пост на ФБ, в посте сформулируйте вашу крутую идею, кого вы ищите и что готовы предложить.
- Ищите экспертов в естественной среде их обитания. Если у вас нет релевантного нетворка, присмотритесь к конференциям. Там вы сможете найти опытных экспертов, которые следят за технологическими трендами и, при этом, обладают хорошими навыками коммуникации. Мы рекомендуем рассматривать также европейские и американские конференции, в них участвуют множество русскоязычных экспертов.
- Рассматривайте тех, кого сможете заинтересовать. Если вы стартап, то вам рискованно делать фокус на состоявшихся CTO из средних и крупных компаний. Вам будет непросто их заинтересовать. Рекомендуем как вариант присмотреться к руководителям среднего уровня и к тимлидам из крупных компаний (и/или экосистем). В этом случае, у вас будет шанс заинтересовать их переходом к вам на бОльшую зону ответственности.
- Используйте все возможности для увеличения охвата вакансии. Размещайте вакансии на работных сайтах (hh.ru, career.habr.ru, geekjob.ru) и в тематических телеграм каналах (Job for IT-TOP).
Дисклеймер: эти советы могут сработать для вас, если вы стартап. В случае же, если вы развивающаяся или крупная компания, вам может потребоваться другой подход. Вам может быть важна репутация, а также необходим деликатный, конфиденциальный и точечный подбор среди круга подходящих кандидатов. В этом случае, вам стоит работать с профильным хедхантинговым агентством.
Если вы CTO и задумываетесь о карьерных перспективах
Если вы только планируете становиться техническим директором или если вы уже являетесь CTO и у вас есть вопросы по вашей карьере, напишите нам (cv@new.hr), мы постараемся помочь.
В нашем стартапе сейчас 8 человек.
Зарплата моя, как директора, 12.000₽. Зарплата CTO 20.000 рублей. У штатных сотрудников 25-35 тысяч.
Руководитель стартапа не должен получать больше сотрудника.
Встречаются два генерала российский и американский.
Российский генерал гордо сообщает американскому:
- Российский солдат принимает пищу три раза в день и получает 2000
килокалорий!
Американский генерал:
- А американский солдат получает 4000 килокалорий!
Российский генерал краснеет и орет:
- Врешь НАТОвская морда, не может солдат съесть два мешка брюквы!!!
Офис в Иваново. ЗП сотрудников выше средней по местному рынку. У большинства есть ВО в профильном направлении.
Ничего хорошего в том, что сотрудник получает 30, а его руководитель 12 нет. Вашему CTO желаю счастья, успехов и здоровья, но скорее всего он мог бы зарабатывать в 20-30 раз больше, занимаясь примерно тем же самым в том же самом направлении(даже если вы суперинновационные)
Super! Как никогда во время ответили на вопросы в плане: а что должен, что развивать, сколько просить и что изучать далее.
Конечно еще бы закрытую инфу, что-то вроде того, какая на рынке ситуация, спрос/предложение по этому sku.
спасибо за фидбек! подумаем в эту сторону, сможем ли чем-то таким из инсайдов поделиться 🙏
Прочитал пост, масса вопросов/комментариев.
1) > не IT-компании (даже если они стремительно диджитализируются).
Что для вас IT-компании и где проходит грань?
2) > Причём в большинстве случаев предыдущий опыт связан именно с бэкенд разработкой, а не с фронтендом или мобайлом.
Есть какая-то выборка или это по ощущениям? Если это действительно так, то почему по вашему мнению так происходит?
3) >Другая ключевая зона роста — менеджмент, умение решать проблемы в области управления людьми.
Как правило, это основная проблема СТО в стартапе и ее часто сами СТО игнорируют.
4) >Отдельная актуальная и очень востребованная компетенция — умение выстраивать и развивать технический бренд компании.
Нет, зачем, зачем тут это? В первые годы компании совершенно не до этого. Единственное исключение, если компания разрабытывает продукт типа Docker.
5) >Доход: Премии по KPI / В некоторых случаях имеют опционы, особенно если подключились к компании на ранних этапах.
В стартапе, особенно без инвестиций, как описано в посте, нет таких денег. Кроме того, если СТО пришел в стартап и у него нет доли в компании (equity, а не option), то это очень большой вопрос к СЕО почему так.
6) >На этом этапе важная зона роста для CTO — умение разговаривать с бизнесом на одном языке. Для персонального роста важно вовремя понять интересы не только разработки, но и бизнеса, чтобы балансировать между ними и находить компромисс/консенсус.
Это вообще критерий для того, чтобы разработчик мог считаться СТО. СТО не может не понимать как работает бизнес и обязан понимаеть его интересы всегда.
7) >Чаще всего CTO на этом этапе всё ещё не обладает необходимым уровнем экспертизы и опыта, чтобы отвечать за создание собственных технологий, которые могут обеспечить бизнесу конкурентное технологическое преимущество.
А зачем это вообще нужно? Особенно в развивающейся компании?
Очень условное разделение. В растущей компании роль СТО может меняться каждые полгода, так как сильно зависит и от стратегии компании и от ее роста. Аналогично с доходом - разборос на рынке дичайший, поэтому ориентироваться на какую-то вилку практически нереально. Как мне кажется, было бы интереснее брать конкретный сектор, брать компании разного размера и общаться с СТО этих компаний.