Успех определяет то, насколько команда готова решать проблемы. Недостаточно усилий — результата не будет. С одной стороны, нужно постоянно решать клиентские задачи, с другой — проводить непрерывную работу с партнерами: привлекать, квалифицировать, оценивать, заключать договоры.
Все успешные и провальные проекты зависят не от сайта, а от команды. Красивый, современный сайт — это 30% успеха, остальные 70% зависят от работы бэк-офиса. Это владелец, операционные-менеджеры, менеджеры по работе с клиентами — люди, которые обеспечивают внутренние процессы. Мы можем разработать очень удобный сервис, но если менеджер вовремя не ответит или нагрубит клиенту, все напрасно.
Хороший менеджер с плохой командой может создать продукт, а плохой менеджер с хорошей командой — нет. И это справедливо для всех уровней, включая будущего владельца стартапа. Некомпетентный специалист не сможет создать проект даже с идеальным подрядчиком.
Часто клиенты не понимают, что в маркетинг тоже надо вкладываться, сегментировать и привлекать пользователей, сводить LTV, работать с оттоком. С самого начала нужно видеть картину в цифрах: план продаж, стоимость пользователя, расходы на администрирование и поддержку. Если вместо цифр абстракция, ничего не получится.
Однажды мы делали сервис доставки еды для клиента, который слепо верил в свою идею. С технической стороны всё работало, как часы, но сервис оказался бесполезен для потребителей из-за абсолютно непродуманной логистики. Окупился ли этот проект? Стал ли он тем, чем можно гордиться? Нет.
Это простые истины, о которых все забывают. Звучит максимально крипово, но большая часть людей, которая приходит к нам с идеей стартапа, мыслит именно такими категориями.