Недавно с друзьями разговаривали про образование наших детей, получилось очень живое обсуждение. У меня давно сформировано свое мнение по этому поводу, так как мы постоянно расширяем команды нанимая программистов и аналитиков...
Хоть фундаментальные знания нужны, но учеба по специальности не является обязательным условиям:1) Во первых есть большие вопросы к качеству обучения во многих ВУЗах. Эта сфера настолько быстро развивается, что стек технологий по всем направлениям может меняться каждые год или два. Ну а в большинстве вузов вам будут преподавать программу, составленную пару десятилетий назад. Показательно выглядит образ 60-летней преподавательницы (возможно всю жизнь проработавшей только в ВУЗе), рассказывающей про блокчейн студенту, который с юношества торговал биткойном и пробовал писать смарт-контракты.2) во вторых, в лучшем случае только четвертая часть выпускников идут работать именно программистами, не говоря уже о тех, кто совсем покидает сферу ИТ3) в третьих очень часто встречаются программисты, которые так и не окончили ВУЗ, но при этом они крайне успешно программируют. Они могут себе это позволить, так как работодатели ценят результат, а не корочки. Из-за дефицита специалистов, в этой сфере требования к образованию не таки жесткие.4) в четвертых окончив вуз и начав работать вы уже достаточно скоро обнаружите, что обучение не закончилось - вам нужно будет учиться всегда. Прогресс идет быстрее чем человек может воспринимать. И чтобы иметь широкий кругозор, вам нужно будет изучать различные направления.5) в пятых понять реальную потребность бизнеса вы сможете только на реальных бизнес задачах. Через практические задачи человек узнает точечно о том, какую теорию выучить сейчас, чтобы это было максимально эффективно для его развития.6) ВУЗы начинают уступать (по скорости обучения в разы) онлайн образовательным площадкам, таким как Coursera, stepik, geekbrains, ШАД от Яндекса, бесплатным курсам от сообществ (например mlcourse.ai), да и банально YouTube, где наверное уже есть вообще всё что нужно.
Я ни в коем случае не ставлю практику превыше теории, да и ВУЗы есть очень хорошие (один из них МФТИ), где преподаются современные подходы и зачастую есть самая непосредственная связь с бизнесом, а преподаватели иногда являются основателями компаний. Это те самые места куда действительно стоит поступать не смотря на большой конкурс. Это места для общения с великими преподавателями и успешными в будущем студентами. Подход подразумевающий глубокую теоретическую подготовку не менее важен. Он предполагает очень глубокое погружение в какую-то область. Специалисты такого плана часто доводят очень сложные продукты до максимальной эффективности. А начинающему лучше сначала осмотреться в ширь - увидеть, для чего нужны разные языки, и какие технологии используют различные бизнесы.
А что вы думаете по этому поводу? Отправили бы своего ребенка в ВУЗ-среднячок или не стали бы тратить время?
Коллективный Петя
Да и подход к теме выдаёт человека, который сайты на пыхе поправляет
Опыт подсказывает, уж лучше такие комментарии , нежели их полное отсутствие
Опыт подсказывает, что там где интуитивно понятно, что и как работает - будет 1050050 комментов. А там, где хрен пойми что это и зачем - ни одного.
Как раз, Алекс, твои комменты выдают в тебе школоту, которая освоила 14 страничек самоучителям по Python и теперь умничает про комментирование кода на английском, ведь код потом могут читать удаленные сотрудники из Нью-Дели, да?
Сам то язык "питоном" назвал, с маленькой буквы, не по английски даже.
Не из Нью-Дели, а из какой-нибудь Западной Украины, Пакистана, или Индии, когда проект уйдёт на аутсорс и русских прогеров уволят, т.к. там дешёвая рабсила чем в Москвабаде, а у них погут быть проблемы со знанием русского.
Умение правильно формулировать мысли и способность донести их до окружающих играют важную роль в жизни, и ВУЗ как раз то место, где можно этот скилл прокачать. Плюс, базовые знания.
И тогда стек не играет роль. В одном - один сахар, в другом - другой, все уже давно залипли на C-подобные языки и ООП (или на функциональщину типа Clojure).
как раз то место, где можно этот скилл прокачать
Сейчас бы идти в ВЫСШЕЕ учебное заведение учиться абзацы класть 😂 Интересное применение академическим часам.
Давайте по существу. 90% студентов в вуз идут, потому что родители заставили. Прогуливают, сидят в карты играют, видосы смотрят. В конце сессии коньяк заносят. Среди остальных 10% настолько много забитых отличников из школы, которые дальше своего носа ничего не видят, ужасно ассоциальны и боятся каждого шороха, что вычленять из них реально тех, кто впоследствии станет двигателем прогресса - просто не имеет смысла.
Если уж говорить про ВУЗ как мастхэв - то стоит уточнять, что далеко не все вузы такие, а лишь те, которые способны дать качественные знания. И это не всегда МГУ с полудохлыми профессорами, диктующими себе монотонно под нос. И не рангхигс, где все решают бабки. Поэтому найти такой вуз, где профессор давал бы релевантные знания в по-настоящему учебной форме в РФ почти нереально. Посмотрите на оксфорд и курс cs50. Вот там да, отличный вуз, всем бы рекомендовал в нем учиться. А какой-нибудь урюпинский педагогический мясотехнический институт никогда не даст ничего полезного. Легче сразу не поступать никуда, чем в подобные шарашки.
Ну, тут речь о том, дают вузы что-то или не дают. Спойлер: дают, если есть желание учиться. Только не ясно, если есть желание учиться и есть интернет - нафига тебе вуз?
А куда идти вместо вуза - уже каждый сам для себя решает.
Абстрактный
Только не ясно, если есть желание учиться и есть интернет - нафига тебе вуз?
Может отменить тогда все учебные заведения, раз можно выучиться по книжкам?
Придешь к врачу, а он будет тебе операцию делать по видосику с ютьюба.
Может отменить тогда все учебные заведения, раз можно выучиться по книжкам?
Я бы так и сделал.
Придешь к врачу, а он будет тебе операцию делать по видосику с ютьюба.
Не надо утрировать. Мы тут обсуждаем программирование. Хотя и в плане врачей я бы отменил вуз, пусть будет дома по книжке теория и какие-то практические курсы отдельно. И в идеале 70% практика, 30% теория, а не как в вузах, 99% теория, остальное практика, если домашнее задание (решите уравнение и 2 примера) можно назвать практикой.
А что вуз делает для врачей? Там та же картина, 90% нифига не знают и не умеют. Остальные 10% просто сами много чего читали, ходили на доп занятия, консультировались, стажировались, отсюда и профит хороший. Сейчас в бесплатной медицине это ярко видно. Что древнющие бабки сидят - нифига не знают (привет, образование ссср), что молоденьких после вуза нанимают - опять же нифига не знают (привет вузовскому образованию).
То есть математика и ее дисциплины для человека вне доступа вне стен аудитории? И вне доступа без посещения двух-четырёх часов в неделю, имея десятки часов? Мне кажется, но это абсурд!
Сейчас все идут в ВУЗы и если поверить вам на счёт увеличения дебилов — массовое обучение в вышке не помогает
Абстрактный
если поверить вам на счёт увеличения дебилов — массовое обучение в вышке не помогает
наоборот. Если бы не ВУЗы даунов было бы кратно больше
Опять же и к вам та же просьба. Уточняйте, а не говорите "ВУЗы". Мизерное количество вузов делает из даунов людей. Большая часть ничего не меняет.
Вот не скажите: чтобы найти и понять эти знания в смартфоне, надо ещё знать где и что искать. А этому как раз лично я научился в обычном провинциальном вузе
... и 2/3 задач оторваны от реальности и плохо перекладываются на практические проблемы. Тогда как при работе в конкретной нише обычно нужен определённый мат. аппарат, который быстро нарабатывается. Мы же не говорим о том что в задачу программиста входит _решение_ математических задач, которые до него ещё не решались? Это уже не совсем задача разработчика кмк.
Во многих технических вузах математика составляет до 60% времени обучения + лабы, домашка и т.д
Угу, примеры из ссср, которые далеко нерелеванты нынче, профессора, нудящие себе под нос, и бутылка коньяка в конце, волшебным образом закрывающая твою сессию. Таким макаром после выпуска сразу в сеньеры идти)
Субъективно маловероятно, что человеку, не знакомому с математикой, удастся правильную составить хотя бы учебную программу. Да, программы можно посмотреть на сайтах вузов, но, во-первых, они сильно отличаются от вуза к вузу, а во-вторых, даже программы по модулям надо детализировать. Новичок набрасывает примерный план, приступает, пропускает важные шаги, на освоении последующих тем «плывет», ну а дальше уже снежный ком и можно со спокойной душой забрасывать изучение или забивать на часть разделов. Не говоря уже о том, что по ходу освоения материала неизбежно возникают вопросы — кому их задавать? Это надо искать ответы, задавать вопросы на форумах, иногда даже искать репетиторов и прочее — очень затратно по времени и энергии, то есть тоже почти всегда мимо.
Многие курсы не подразумевают академическую подачу материала с базой и фундаментом, потому что это долго, сложно и ученики начнут отваливаться. Для «курсов» это плохо, поэтому материал подают как-то навроде «Теория вероятностей и статистика для гуманитариев», где объясняют все «на пальцах». Как потом такой гуманитарий будет работать с реальными задачами на реальных данных, а не выдуманных идеализированных примерах — другой вопрос. Хорошие курсы требуют хорошей предварительной подготовки.
Сначала надо понять, какие учебники и книги изучать, это и есть вопрос учебной программы.
Да, и уже среди изученных программ выбирать ту, которую хочется изучать:
- долго через ВУЗ
- не сильно долго через колледжи
- самостоятельно
Cреди изученных программ выбирать ту, которую хочется изучать
Как это?
не сильно долго через колледжи
Вы думаете, колледж дает такую же подготовку, скажем, по математике, что и на тех кафедре в универе, только в ускоренном режиме? :)
Лучшие программисты – это самоучки с детства. Профильное образование тут больше для галочки и опционально. Ни один из ВУЗовских программистов, с которыми довелось общаться и работать, в подмётки не годился.
Самоучкам, которые развивались в этой профессии сызмальства.
Ключевое "с детства". Просто самоучки бывают бездарностями, кто бы спорил. А нужны те, кто интересовался и копался из любви к компам.
Своеобразный дым
О. У меня есть проект, оставленный самоучкой. Я бы не сказал, что дело именно в этом... но....
Самоучками тут назвали тех, кто просто не учился в вузе, а не тех, кто 15 лет дома один прогает, развивая свою альтернативную вселенную в голове, и не работает в команде со всеми, впитывая хорошие практики.
Соответствующий
Возможно к вам из вузов приходят ленивые неудачники, а из самоучек самые трудолюбивые и упорные. Представляете если трудолюбие + упорство самоучки присоеденить к вузовсвкому образованию. Качать скил с детства а потом подвести серьезный образовательный фундамент. Вангую, такой типок на екомерсных галерах врядли задержиться в мире есть и по интересней дела.
Я 7 лет нанимаю людей для разработки технически сложных программных продуктов. Знать и понимать = не просрать бабки, так что хочешь не хочешь начнёшь разбираться, кто трепло, а кто могёт.
p.s. Странно, что под "сервисы для екоммерс" у Вас ассоциация с директом.
Программисты разные бывают. Одни ПО для космических станций делают, другие странички на друпале.
Своеобразный дым
Первые мечтают наконец бросить кодировать эти станции и начать наконец нормально зарабатывать, как программисты на друпале :)
О том, что ВУЗы в рф - дерьмо (почти все, но есть иногда нормальные, то один, то другой - смотря какой набор профессоров) - можно сразу понять по простому диалогу, который состоялся у меня очень много раз. Я из тех, кто попал на бюджет на программиста, но отчислился со второго курса, ибо ну его нафиг с такой системой обучения. А диалог простой:
-ВУЗы - фигня бесполезная. Обучаться можно и без вуза.
-почему? Они дают много навыков, знаний, умений, все дороги открыты
-например, какие навыки\умения\знания они дают, которые ты сам не сможешь получить сидя дома?
-ну профессора выступают, домашки задают и проверяют, лекции читают
-по большей части они не читают, а нудным монотонным голосом что-то бубнят себе под нос. А точнее, читают с книжки. Спс, но я и без них могу это же прочитать, и не тратить на такую плохую аудиотрансляцию 1.5 часа времени
-ну многие сами обучаются. Если хочешь учиться - будешь сам дополнительно читать, чтобы понимать препода, а если учиться не хочешь - то вуз тебе ничего не даст
-получается, что с вузом, что без вуза - мне, чтобы учиться, все равно надо учиться самому, да?
-да
-ок, зачем тогда мне вуз?
Я этот диалог уже наизусть знаю, и все сторонники вуза в конце или замолкают, или начинают рассказывать о пользе корочки в современном обществе.
Своеобразный дым
Без Вуза я был бы слепой котенок и даже бы не знал, какие есть области в программировании.
Плюс, когда есть программа обучения - то от нее можно отталкиваться. Беря оттуда что надо и забывая,что не надо.
В общем,спор этот будет вечен. Кто ушел с вуза,тот и не осилил его. Ну и пусть.
Без Вуза я был бы слепой котенок и даже бы не знал, какие есть области в программировании.
А Вы когда обучались? Если в 90-х, не берусь утверждать что там было. Если после ~2005, то более менее интернет был развит и можно было там посмотреть.
Кто ушел с вуза,тот и не осилил его.
Да дело не в этом, просто если Вам дать выбор, допустим, устройства двигателя. Вы сами изучите дома за 3 дня, или полгода каждый день ездить в вуз, чтобы там монотонно профессора Вам тоже самое зачитывали, но да, еще лабу дадут. Вы что выберите?)
Своеобразный дым
как раз в 2005-м поступил. И что?! Интернет был развит?!
Как сейчас помню,как на IE6 (или какой там был) пытался подрубиться к онлайн игре "Дозоры" по ростелекомовской временной карточке (на 5 или 10 часов).
Офигенное развитие....
Ну так о чем тогда говорить? Я в 2007 аналогично по карте начал изучать html, css, js. В свободное время играл в combats. Получается Вы не признаете информацию в интернете, потому что вместо поиска этой информации увлекались игрой? Странно..
Своеобразный дым
Так с таким интернетом мало что можно было изучить, вот я к чему.
Через года 3-4 интернет стал сильно лучше. Уже ADSL пошел в народ.
А я застал еще модемные времена,их закат.
Я вообще не из рф, у нас модемные времена были вплоть до 2011 года) Приходилось заходить после 7 вечера (инет дешевле стоил) и сохранять веб страницы с учебника. Потом в оффлайне изучать. Выписывать вопросы, и на следующий день опять заходить после 7 и искать ответы)) Я все это к тому говорю, что если есть желание - значит будет и прогресс. Если нет - не будет. И вуз тут....я даже не знаю какое ему тут место, он без желания прогресса не добавит...
Своеобразн
Кроме желания должны быть и возможности. Пройти вузовский курс (весь) без наличия свободного времени и денег на это - крайне тяжело.
Плюс, в вузе вы можете кооперироваться и выполнять задания вместе.
Если вы хотите вместо полного(ценного) образования взять только наборы курсов,которые вы считаете - вам нужны - то велкам.
Но сравнивать этот набор с нормальным вузовским обучением не стоит.
П.с. имеем ввиду,что вуз нормальный и ученик впитывает знания,а профессор отдает эти знания)
Шараги не рассматриваем. Как и двоечников)
П.с. имеем ввиду,что вуз нормальный и ученик впитывает знания,а профессор отдает эти знания)
Я с этого и начал всю ветку) В оксфорд бы я даже сейчас пошел с радостью. Настолько все интересно, интерактивно, хочется впитывать в себя весь преподавательских опыт. А в РФ вузы не, спс. Разве что к некоторым конкретным преподавателям. Потому что по большей части это скукота и нерелевантные знания)
Пройти вузовский курс (весь) без наличия свободного времени и денег на это - крайне тяжело.
Ну конечно. Я подразумевал не вузовское образование, а конкретные предметы для желаемой профессии. Конечно странно было бы сидеть дома, изучать самостоятельно политологию и историю, на деле намереваясь стать программистом. А в вузе это запросто)
Своеобразн
Да политологию и историю я бы с радостью изучил. А вот матанализ и статистику.... Самостоятельно.... Нет,такое изучается только по принуждению.
А вот матанализ и статистику.... Самостоятельно...
А что, в вузе преподы это нормально объясняли? Я если чего-то не понимал, мне указывали на то, что надо изучить то се пятое десятое. Конечно, в чем-то правы, но с другой стороны опять возвращаемся к вопросу, зачем мне преподы? Я и так дома все изучаю по тому же принципу - пока не станет понятно. А принуждение, как по мне, лишь добавляет стресс. Не хочешь изучать, но ДОЛЖЕН. Возникает прокрастинация, которая заставляет испытывать стресс и откладывать все на последний день. Последний день - х8 к стрессу, х10 к бессонице. А все зачем? Чтобы выпалить преподу то, что он хочет видеть\слышать, и благополучно это забыть...
Просто не все способны на самообучение. Кто способен, бросают, остальные доучиваются ))
Просто не все способны на самообучение.
Так в этом и главный вопрос. Если не способен на самообучение - вуз тебе не поможет. Это не оксфорд, где тебе объяснят все доступным языком начиная с самых азов, еще и на лампочках (в прямом смысле этого слова) визуально покажут. Там я как раз понимаю. А у нас? Читание параграфа из книги себе под нос. Опять же та самая ситуация. Либо сам учишься, либо так и остаешься неучем...но с корочкой)
Смотрю как сына учат, особенно сейчас на удалёнке. Это пиндец. Фактически самообучение. Хорошо, что у него школьная база сильная, не пинал уи. Но большая часть группы вообще не втыкает что делать с этими бесконечными заданиями по непройденым темам.
Вот вот. Мне в следующие несколько лет тоже детей отдавать, правда пока только в школу, тоже ума не приложу, что делать. С каждым годом образование все хуже. А сейчас в эру ютюба я детей еще больше смогу понять. Зачем нужно это скучное образование, если можно всякую чушь нести на камеру и рубить миллионы на рекламе...
Отличная вариация моего любимого социального клише: "ВУЗ учит учиться самостоятельно"
Лучше гуманитарное, с ним можно стать юристом, госслужащим, дипломатом, президентом, депутатом или просто хотя бы философом. А с техническим всю жизнь будешь тупой работой заниматься за монитором компьютера
Соответствующий Никита
Лучше оба, что-бы знать как устроен мир со всех сторон и выбирать самую приятную деятельность.
В Макдональдсах в основном работают студенты технических вузов. Сейчас на гуманитарные специальности идут мажоры, которым нет смысла подрабатывать. Нужно ли студенту журфака МГУ или политологии МГИМО работать, если он на учебу на Бентли приезжает? Производства может не быть, квалификация может устаревать, но государственная бюрократия и пропаганда будет всегда
Там важнее принцип, мажоры на Бентли просто не пачкаются в труде и в сортах ̶г̶о̶в̶н̶а̶ труда не разбираются. Это у технарей в иерархии есть дифференцированный подход к труду, что-то более статусно, что-то менее, как макдак. А элите что узбек-дворник, что инженер - все одно презренный работяга
Своеобразн
Если сравнивать мажоров, то вообще не ясно чем они занимаются и нужен ли им труд вообще?
В таком случае и гуманитарием им западло быть))
Сразу в кресло директора (ну да,корочка тоже нужна).
Честно говоря,мне трудно поставить себя на их место,так что хз что у них западло,а что нет.
Своеобразн
Мы сравниваем мажоров техников и мажоров гуманитариев? Или все-таки, обычных людей?
Которым приходится пачкаться в труде, как вы говорите.
Своеобразн
а технари не смогут? Да и на госслужбе зп маленькая. Если мы имеем ввиду ФСБ\МВД - то там и техспецам место найдется + зп у них лучше (чем где?).
Но там и специфическое обучение должно быть у "гуманитариев".
А разве эти блоги, да и сама биржа не являются программным продуктом?
Сам прошел через это. Учился на программиста в институте. Было пару ребят, кто действительно горел этим, они отчислились уже на втором курсе обучения и пошли другими способами достигать цели. Сам ушёл с третьего курса, моя группа уже доучилась и из них лишь человека 3 работают где-то по профессии, программируя на 1С :)
А причиной тому наша система образования. На втором курсе уже и надежд не было, что разработчиком стану. Очень много воды и устаревшей ненужной информации. Отчислялся с мыслью, что больше не вернусь в эту сферу. Но недавно вернулся с новыми силами и энтузиазмом. К слову, учусь в Яндекс Практикум — очень годно, за три года столько не узнал, сколько в Яндексе за месяц дали.
Думаю диплом совершенно не имеет значения. Главное знания и умение их применять.
Ждал такой реакции.
В статье упоминался сервис от Яндекса, я лишь добавил конкретики в свои слова. Хотел только донести мысль, что многие институты уже значительно уступают образовательным площадкам.
им это не нужно. наивно думать что их цель - дать вам современные знания
Обучение в ВУЗе не преследует цели научить конкретно чему-то, обычение в вузе нужно для того чтобы вы научились учиться, и да численные методы, дискретную математику, функциональный анализ и математическую статистику будет довольно сложно выучить самому. Плюс есть пласт довольно спецификеских знаний который вы сможете получить только в институте.
Пассаж про блокчеин, торговлю криптой и смарт контракты безумен. Все это можно делать с тремя классами церковно приходской школы, вообще не понимая внутренних принципов работы. Тупо нажимая кнопки в смартфоне. И внезапно, возможно 60 летняя бабка препод с математическим и образовательным бэкграундом окажется очень полезной в объяснении устройства блокчеина, для будущих создателей новых технологий вычислений и хранений данных.
"образование" нафиг не нужно, но нужен высокий iq и желание поглощать в огромном количестве знания и чужой опыт
Подход недоучки виден даже в выражении своей мысли, что наглядно продемонстрировал нам автор этого бреда.
Я бы не хотел, чтобы мой сын тратил 5 лет на практически устаревшие знания. Я закончил Бауманку в которой готовят до сих пор специалистов для Ракетной промышленности, которой уже нет в России.
Закончив школу, лучше пойти учиться в крупный онлайн-проект и за год освоить навыки, реально нужные бизнесу.
Вот тут к примеру, подборка курсов по программированию, по разным специальностям.
Ну школа, это не только предметы, еще и взаимоотношения.
Родителям тоже время нужно для себя.
У меня много знакомых, которые в 12-18 лет уже чем-то занимались и зарабатывали даже. (Спортсмены, музыканты, фотографы, программисты...сейчас еще больше возможностей в старших классах идти не по шаблонной дорожке).
Вузы для богатых мальчиков и девочек. Чтобы 5 лет учиться в нём нужны деньги, большая часть людей не может себе это позволить. Так же вуз должен быть максимально позитивен, должен находится в красивом месте, например Воробьёвы Горы или солнечная Калифорния, чтобы все 5 лет приносили в нём максимум удовольствия, иначе игра не стоит свечь.
Богатые мальчики и девочки выбирают гуманитарные вузы. Потом можно устроится к папочке, где за тебя будут делать всю работу. Если говорить о техническом, то там тебя тащить никто не будет. В России очень много технических вузов, которые находятся за пределами Москвы и которые котируются в мире.
Вы забыли про военный учебный центр (военную кафедру)... Это одна из причин почему идут в ВУЗ и не маленькая...
Комментарии