Как девушке-менеджеру в ИТ заработать уважение

«Ага, новый менеджер… сейчас будет руководииииить».

Нельзя просто так прийти и начать двигать задачки по доске....
Нельзя просто так прийти и начать двигать задачки по доске....

10 лет назад я начинала в разработке, потом аналитика и тестирование, а последние 6 лет – управление проектами. Да, опыт не гигантский, но есть на что опереться.

За это время стало понятно: уважение не приходит с ролью и его не дают авансом. Оно формируется через процессы, решения, результаты – а еще через ошибки и способность справляться с ними.

Ниже – гайд о том, как построить уважение к себе как к ПМу. Без привязки к полу, с опорой на практику.

1. Начни с главного: пойми свою роль

Основная задача менеджера – двинуть процесс к полезному для пользователя и заказчика результату.

Менеджер — это не дружище, не мамка и не надзиратель. Это тот, кто собирает систему, в которой каждый реализует свою экспертизу на максимум. Оглядись, пойми что ты можешь сделать в текущей ситуации и действуй!

2. Каждый выполняет свою целевую функцию

Разработчик пишет код, дизайнер проектирует интерфейсы, а тестировщик контролирует качество. И точно любой из них не тратит часы на поиск доступов или гадание по описанию тикета.

Если команда сливает время не на свою зону ответственности – это провал менеджера. Организуй процесс, где всё нужное под рукой, задачи понятны, коммуникации выстроены. Тогда и КПД возрастает и на душе спокойно.

3. Незаменимость – это слабость, а не сила

Избавляемся от бутылочных горлышек. Ну или хотя бы делаем все для их расширения ;)

Иногда кажется, что классно быть незаменимым, но по факту – это огромные риски и слабость выстроенной системы.

Будь на стороне масштабируемых решений, где команда работает, даже если кто-то недоступен. Минимизируй замыкание знаний или действий на одном члене команды и будет тебе счастье.

4. Открытые вопросы – ключ к сильным решениям

Практикуй задавать открытые вопросы, которые активизируют экспертизу команды и помогают находить лучшие решения.

Например: «Как еще мы можем это реализовать?», «Что можно сделать, чтобы ускорить?», «Какие риски ты видишь?», «А можно ли ещё лучше / быстрее / стабильнее?» и т.д в зависимости от контекста.

Такие формулировки прокачивают креативность, позволяют взглянуть шире и глубже на ситуацию. Плюс можно услышать и реализовать новые инициативы команды.

Как девушке-менеджеру в ИТ заработать уважение

Но даже получив десяток сильных идей, важно уметь держать фокус на цели, следить чтобы решение не выходило за рамки требований, сроков или бюджета.

5. Мягкость и твёрдость – не взаимоисключающие вещи

В 80% случаев любые разногласия можно решить спокойно и без давления.

Но если возникают конфликты – не туши их «на эмоциях», а старайся разобраться в сути. Менеджер смотрит на ситуацию с нескольких уровней: личный, командный, процессный, системный. И пытается найти обоюдовыгодное решение, а не просто «компромисс ради тишины».

6. Стань барьером между командой и внешней средой

Менеджер – это как мембрана между командой и заказчиком\владельцем. Иногда – щит, иногда смягчающий буфер.

Приведу примеры – на одном из проектов заказчик “с ноги” присоединился к техсозвону и начал отчитывать разработчиков. Такое следует пресекать сразу.

Аналогично работает и в другую сторону. Не нужно позволять тех. команде “ругать или высмеивать” заказчика. Если есть повод усомниться в решении – лучше собрать список причин испытываемого дискомфорта и постараться их устранить.

Менеджер отвечает не только за процесс, но и за безопасность среды и взаимоуважение.

Дон не понимает, что происходит...
Дон не понимает, что происходит...

7. Предвзятое отношение - не приговор

Последние годы в ИТ появилось много ПМов после переквалификации из других сфер. Отношение к ним бывает предвзятое – опыта мало, насмотренности, мышление не то...

Если у тебя недостаточно технического бэкграунда - приобретай.

- Когда архитектор выбрал сокеты – не кивай балванчиком, а иди читать, как они работают, какие +\-.
- Выбрали Airflow? Отлично – теперь ты знаешь, какие бывают DAG-конфликты, где больно с расписаниями.
- Заказчик хочет настроить репликацию? Супер – новое слово в твоем лексиконе должно появиться уже сегодня вечером.

Технический бэкграунд можно догнать!
Любопытство + системное мышление = рабочая альтернатива опыту. Даже если ты не кодишь, ты обязан понимать мат. часть.

Резюмируем. Что же вызывает уважение к менеджеру?

Это не «я тоже немного кодю».
Не жёсткий контроль и не “чайка стайл”.
И не скорость кликов в таск-трекере.

Уважение приходит, когда:

  • процесс прозрачен, а цели ясны;
  • команда не тратит время “на лишнее”;
  • к мнению каждого прислушиваются;
  • решения принимаются вовремя;
  • менеджер помогает работать, а не мешает.

Вот тогда, вне зависимости от пола, стажа или возраста – ПМ становится партнёром, на которого можно опереться.

А что в вашем опыте действительно вызывает уважение к ПМу? Поделитесь, соберём коллективный чек-лист :)

5
5 комментариев