Как девушке-менеджеру в ИТ заработать уважение
«Ага, новый менеджер… сейчас будет руководииииить».
10 лет назад я начинала в разработке, потом аналитика и тестирование, а последние 6 лет – управление проектами. Да, опыт не гигантский, но есть на что опереться.
За это время стало понятно: уважение не приходит с ролью и его не дают авансом. Оно формируется через процессы, решения, результаты – а еще через ошибки и способность справляться с ними.
Ниже – гайд о том, как построить уважение к себе как к ПМу. Без привязки к полу, с опорой на практику.
1. Начни с главного: пойми свою роль
Основная задача менеджера – двинуть процесс к полезному для пользователя и заказчика результату.
Менеджер — это не дружище, не мамка и не надзиратель. Это тот, кто собирает систему, в которой каждый реализует свою экспертизу на максимум. Оглядись, пойми что ты можешь сделать в текущей ситуации и действуй!
2. Каждый выполняет свою целевую функцию
Разработчик пишет код, дизайнер проектирует интерфейсы, а тестировщик контролирует качество. И точно любой из них не тратит часы на поиск доступов или гадание по описанию тикета.
Если команда сливает время не на свою зону ответственности – это провал менеджера. Организуй процесс, где всё нужное под рукой, задачи понятны, коммуникации выстроены. Тогда и КПД возрастает и на душе спокойно.
3. Незаменимость – это слабость, а не сила
Избавляемся от бутылочных горлышек. Ну или хотя бы делаем все для их расширения ;)
Иногда кажется, что классно быть незаменимым, но по факту – это огромные риски и слабость выстроенной системы.
Будь на стороне масштабируемых решений, где команда работает, даже если кто-то недоступен. Минимизируй замыкание знаний или действий на одном члене команды и будет тебе счастье.
4. Открытые вопросы – ключ к сильным решениям
Практикуй задавать открытые вопросы, которые активизируют экспертизу команды и помогают находить лучшие решения.
Например: «Как еще мы можем это реализовать?», «Что можно сделать, чтобы ускорить?», «Какие риски ты видишь?», «А можно ли ещё лучше / быстрее / стабильнее?» и т.д в зависимости от контекста.
Такие формулировки прокачивают креативность, позволяют взглянуть шире и глубже на ситуацию. Плюс можно услышать и реализовать новые инициативы команды.
Но даже получив десяток сильных идей, важно уметь держать фокус на цели, следить чтобы решение не выходило за рамки требований, сроков или бюджета.
5. Мягкость и твёрдость – не взаимоисключающие вещи
В 80% случаев любые разногласия можно решить спокойно и без давления.
Но если возникают конфликты – не туши их «на эмоциях», а старайся разобраться в сути. Менеджер смотрит на ситуацию с нескольких уровней: личный, командный, процессный, системный. И пытается найти обоюдовыгодное решение, а не просто «компромисс ради тишины».
6. Стань барьером между командой и внешней средой
Менеджер – это как мембрана между командой и заказчиком\владельцем. Иногда – щит, иногда смягчающий буфер.
Приведу примеры – на одном из проектов заказчик “с ноги” присоединился к техсозвону и начал отчитывать разработчиков. Такое следует пресекать сразу.
Аналогично работает и в другую сторону. Не нужно позволять тех. команде “ругать или высмеивать” заказчика. Если есть повод усомниться в решении – лучше собрать список причин испытываемого дискомфорта и постараться их устранить.
Менеджер отвечает не только за процесс, но и за безопасность среды и взаимоуважение.
7. Предвзятое отношение - не приговор
Последние годы в ИТ появилось много ПМов после переквалификации из других сфер. Отношение к ним бывает предвзятое – опыта мало, насмотренности, мышление не то...
Если у тебя недостаточно технического бэкграунда - приобретай.
- Когда архитектор выбрал сокеты – не кивай балванчиком, а иди читать, как они работают, какие +\-.
- Выбрали Airflow? Отлично – теперь ты знаешь, какие бывают DAG-конфликты, где больно с расписаниями.
- Заказчик хочет настроить репликацию? Супер – новое слово в твоем лексиконе должно появиться уже сегодня вечером.
Технический бэкграунд можно догнать!
Любопытство + системное мышление = рабочая альтернатива опыту. Даже если ты не кодишь, ты обязан понимать мат. часть.
Резюмируем. Что же вызывает уважение к менеджеру?
Это не «я тоже немного кодю».
Не жёсткий контроль и не “чайка стайл”.
И не скорость кликов в таск-трекере.
Уважение приходит, когда:
- процесс прозрачен, а цели ясны;
- команда не тратит время “на лишнее”;
- к мнению каждого прислушиваются;
- решения принимаются вовремя;
- менеджер помогает работать, а не мешает.
Вот тогда, вне зависимости от пола, стажа или возраста – ПМ становится партнёром, на которого можно опереться.
А что в вашем опыте действительно вызывает уважение к ПМу? Поделитесь, соберём коллективный чек-лист :)