Зачем мы стали самостоятельно обучать своих IT-специалистов и что у нас получилось

Мы в Haulmont задумались над системным обучением разработчиков — даже тех, у кого уже есть опыт. Сначала это был небольшой эксперимент, который вырос в отдельный Учебный центр для всех сотрудников. Делимся нашим опытом и мыслями о том, почему обучение может быть эффективнее хантинга.

Зачем мы стали самостоятельно обучать своих IT-специалистов и что у нас получилось

IT — это не про размеренность, здесь не терпят пауз и стагнаций. Чтобы оставаться востребованным на рынке и даже в своей компании, необходимо постоянно изучать технологии, совершенствовать знания языков и профессионально расти. Иначе в один момент специалист может остаться без перспектив.

Почему корпоративное обучение — это выход?

Haulmont вносит вклад в развитие open source, создает востребованные продукты и заказные решения уже 12 лет. И за это время мы увидели: проекты развиваются и усложняются, а уровень опыта и багаж знаний наших специалистов очень разный. Как, например, Middle разработчику, который самостоятельно прослушал онлайн-курс, просить новую роль и больше задач в проектах? И как в этом случае компании со штатом в почти 500 человек оценить знания каждого и помогать команде расти?

Можно отправить разработчиков, тестировщиков и других специалистов самостоятельно учиться на онлайн-курсах. Звучит заботливо и даже эффективно. Специалисты получают знания, пока компания терпеливо ждет результатов. Но исследование российского рынка онлайн-образования за 2020 год сообщает, что средневзвешенный показатель «доходимости» онлайн-обучения составляет 59%. В 2019 году (когда мы начали свой эксперимент) этот показатель был на 3 процентных пункта ниже, то есть 56%. Весь оптимизм разбивается о скалу статистики, а ведь мы даже не говорили про качество многих онлайн-курсов.

Еще один путь — хантинг более опытных сотрудников. Но даже специалист уровня Senior «с улицы» может не знать инструмент или технологию, которую использует компания. Так что, помимо погружения новичка в работу, понадобится дополнительное время, чтобы найти этот пробел и обучить сотрудника. И снова возникает вопрос: «Как?»

В итоге мы поняли: качественная подготовка собственных кадров и резервов — это надежный фундамент для роста компании. Такое обучение должно быть системным, напрямую влиять на карьеру специалиста, а еще инициироваться самим работодателем. Тогда в 2019 году мы запустили эксперимент — создали корпоративные курсы в рамках одного из подразделений компании. Позже мы масштабировали опыт на всю компанию и создали собственный Учебный центр Haulmont. Ниже поделимся нашим опытом, ошибками и успехами внедрения корпоративного обучения.

Эксперимент

Мы решили протестировать первые корпоративные курсы на девелоперах из команды заказной разработки. На то было несколько причин. Во-первых, в этом подразделении работают специалисты разного уровня: от Junior developers до архитекторов. А это значит, новичкам нужно скорее расти и брать более сложные задачи, а опытным сотрудникам повышать квалификацию. Во-вторых, заказная разработка — это разнообразие технологий и инструментов. Их нужно довольно быстро освоить и применить на практике.

В первую очередь мы включили в курс материал по наиболее частым ошибкам и проблемам в коде. А еще добавили занятия по GIT, Gradle, Junit, рефакторингу и логированию — это те технологии, которые разработчики могли бы использовать на своих проектах сразу после обучения. Первый неоспоримый плюс корпоративного обучения: вы точно знаете, что нужно освоить вашим разработчикам. Мы тоже знали, так что отделили зерна от плевел и собрали эффективную, на наш взгляд, учебную программу без воды.

На первом этапе мы собрали команду наставников из своих сотрудников, а не внешних спикеров. Это были разработчики уровня Senior, техлиды и архитекторы из разных подразделений Haulmont. У них богатый опыт работы с нужным компании стеком технологий, которым они могли поделиться. Но, главное — лекторы и слушатели общались на одном языке. Это были их коллеги, которые, могли объяснить материал на конкретных задачах. После занятия в переговорке, они могли обсуждать технологии за чашкой кофе на кухне, за игрой в шахматы или пинг-понг. Это делало обучение непрерывным и интересным, а еще сплачивало коллектив.

Забегая вперед, скажем: полное самообучение не должно быть самоцелью. Здорово, если можно обойтись своими специалистами. Но если постоянно перегружать техлидов и архитекторов дополнительной обязанностью, в конечном итоге пострадают все, включая компанию. Обучение — это помощь сотрудникам быстрее и эффективнее развиваться в профессиональном и карьерном плане. Например, мы обращаемся к лидерам рынка, если у нас не хватает свободных специалистов для проведения курса или недостаточно экспертизы в новой области. И если разработчикам нужны знания, например, по Spring Core, Spring Boot, Kotlin или основам микросервисной архитектуры, Haulmont дает им возможность их получить. Даже если это онлайн-курс со стороны, мы точно уверены в качестве информации и будем знать, какие задачи ставить сотрудникам после обучения. На наш взгляд, это также поможет специалистам развиваться внутри компании. Подчеркнем: мы не противопоставляем корпоративное обучение онлайн-школам и курсам, а лишь выступаем за системное развитие сотрудников.

Ошибки и решения

Настало время экспериментировать с форматами и подачей материала. Звучит как легенда, но в 2019 году мы бесстрашно собирались в переговорной комнате, а значит, могли вживую увидеть вовлеченность разработчиков и эффективность занятий. Буквально сразу стало понятно: даже очень интересная и важная лекция практически не приносит пользы, если после нее нет практики. Звучит банально, но представьте обучение в программировании, в котором нет возможности написать самому пару строчек кода — вроде бы все понятно, но неэффективно.

Первые «шишки» мы набили пробным курсом по GIT. Разработчики говорили, что и так знают этот инструмент, а вот у техлидов на этот счет было другое мнение. Да, девелоперы часто использовали основные команды, например, «Push» и «Pull», но не понимали идеологию GIT flow, всех его возможностей и нюансов.

Это, кстати, яркий пример почему мы не могли обратиться к онлайн-обучению. Фактически, сотрудники уже работали с GIT, и было бы глупо отправлять их на длинный онлайн-курс по его основам. Нам требовалась конкретная информация без воды. Мы подготовили лекцию о возможностях этого инструмента, но слушателям было недостаточно простых слов. Занятие собрало негативные отзывы. Тогда мы изменили формат в сторону лекции-демонстрации: включили проектор и показали разработчикам, как работают другие команды и как их применять в конкретных проектах. В конце занятия добавили практический блок, так что разработчики сами сотворили колдовство GIT и остались довольны. Сейчас у нас нас нет ни одного курса без отработки знаний, независимо от того, где работает сотрудник: разработка, тестирование, продажи или маркетинг. Так мы точно остаемся уверены, что коллеги вынесут для себя пользу и смогут эффективнее и быстрее выполнять задачи.

Опыт и цифры

После каждого занятия мы оценивали слушателей по нескольким пунктам: посещаемость, активность на занятии, результаты самостоятельных работ и тестов. Это позволило нам первично оценить прогресс. Конечно, мы понимали: разработка, в особенности заказных решений — это всегда скорость, драйв и дедлайны. Когда программист разрывается между работой и учебой, несложно догадаться, что он выберет. И говорить об этом руководителю — еще одна задача корпоративного обучения.

Если у разработчика нет возможности развиваться, нужно пересмотреть нагрузку всей команды и позволить каждому учиться.

Первые отзывы приходили от самих слушателей курса. Они отмечали, что стали быстрее выполнять конкретные задачи, а их производительность выросла. Но главный ответ пришел от руководителей команд. Архитекторы и техлиды увидели: разработчики перестали бояться экспериментировать. Команды заказных решений в Haulmont сами выбирают подходящие технологии для проектов — это политика компании. И то, что девелоперы стали смелее принимать решения после обучения, большой прорыв.

Не менее важные результаты: в 2020 году мы заключили грандиозные контракты, а наш проект CHASE выиграл международную премию среди лидеров компьютерных цифровых технологий Digital Technology Leaders Award, организованную известным британским журналом Computing. Мы уверены, что это — результат стараний наших сотрудников, которые они направили в том числе и на обучение.

Коллеги из других подразделений стали чаще спрашивать про корпоративное обучение, хотя мы практически не говорили о нашем эксперименте внутри компании. Записаться на занятия хотели не только разработчики, но и QA-специалисты и бизнес-аналитики. Тогда мы увеличили число программ, и стали формировать группы из разных подразделений. Например, тестировщики из отделов заказной или продуктовой разработки могли вместе ходить на занятия по SQL и JMeter.

Если в 2019 году список слушателей курсов не превышал 40 человек и легко помещался в таблицу Excel, то к концу 2020-го он вырос почти в четыре раза. Мы решили: пора масштабировать накопленный опыт на всю компанию и открыть полноценный Учебный центр Haulmont.

Зачем мы стали самостоятельно обучать своих IT-специалистов и что у нас получилось

Обучение сейчас и планы на будущее

Сейчас Учебный центр Haulmont включает в себя множество курсов и компетенций для сотрудников разных направлений: разработчиков, тестировщиков, бизнес-аналитиков, финансистов и даже маркетологов. Кстати, руководит всем образовательным процессом команда из трех человек, еще четыре специалиста ведут отдельные программы — все это наши коллеги.

На курсы можно попасть по направлению от своего подразделения. Можно записаться и самому, но в этом случае учебные часы нужно будет отработать. Важно понимать: учебный центр Haulmont — это не принудительные занятия, а дополнительная возможность для развития.

В конце 2020 года в программе появилось разделение на Hard и Soft Skills. Мы понимаем, что общение с коллегами, руководством и заказчиками — это не менее важная часть работы. И если мы хотим, чтобы сотрудники росли и впоследствии руководили командами, обучить этим навыкам также необходимо. Как и прежде, все это бесплатно для сотрудников Haulmont.

Еще одно нововведение: мы изменили нашу систему отслеживания прогресса. Отказались от Excel-таблицы в пользу швейцарской open source платформы OpenOlat — в ней гораздо удобнее управлять обучением.

Конечно, формировать систему корпоративного обучения сложно, долго и не всегда удачно с первой попытки. Но это того стоит. Систематизировав обучение коллег, мы превратили профессиональный рост не в прыжки с шестом, а в командный подъем в гору со всем необходимым снаряжением. Так что теперь Haulmont точно готов к новым свершениям.

99
2 комментария

Какие ж вы крутые! Ребятки, а где записаться на курсы? И есть ли скидки для бывших сотрудников?)

1
Ответить

Павел, спасибо! В тексте речь идет о внутреннем обучении для действующих сотрудников — для них курсы Учебного центра бесплатны. Возможно, в будущем мы подумаем над созданием внешних курсов. Тех, кто у нас не работает, мы всегда рады встретить на митапах — следите за их расписанием в соцсетях: vk.com/haulmont 

Ответить