Инклюзия на личном опыте: уникальная вакансия и карьерный рост в Яндекс Крауде
В Яндекс Крауде мы системно развиваем доступную рабочую среду, но иногда масштабные изменения начинаются с личных историй сотрудников с особенностями здоровья. Как трудоустройство одного оператора колл-центра помогло появиться уникальной вакансии для незрячих специалистов и как даже с серьёзной травмой можно стать лидером команды из 35 человек, рассказывает Дарья Комарова, руководитель группы удалённых ассистентов.
Привет! В Яндекс Крауде я руковожу командой, которая организует встречи для офисных сотрудников Яндекса, а также собеседования с кандидатами на вакансии. В этом посте я расскажу две истории. Первая из них началась больше года назад.
Как появилась уникальная вакансия для незрячих специалистов
На вакансию оператора поддержки в Яндекс Крауде откликнулся Андрей. По его видеоинтервью было непонятно, что он незрячий — это выяснилось, когда Андрей уже приступил к работе. Инструменты того сервиса, куда пригласили Андрея, ещё не были адаптированы для незрячих специалистов.
Тогда мы протестировали возможности в нашей команде по работе с кандидатами на вакансии и перевели Андрея к нам. Сделав офер первому незрячему специалисту, мы готовились к его приходу всей командой. Помню, как адаптировали обучение, чтобы для Андрея оно было максимально комфортным, и он смог быстро влиться в процессы. Наш новый коллега показал очень хорошие результаты, знал все скрипты практически наизусть. Андрей стал успешно сопровождать кандидатов на разных этапах найма, в том числе звонить им.
Через некоторое время мы поняли, что готовы масштабировать эту историю, и обновили вакансию. Сейчас на этой должности в Яндекс Крауде удалённо работают 11 незрячих специалистов поддержки. После дополнительного обучения они работают с той же продуктивностью и точностью, что и другие операторы.
У нашей вакансии пока нет аналогов. Обычно для работы в колл-центре незрячим специалистам нужно приезжать в офис, тогда как в Яндекс Крауде они работают удалённо.
В Яндекс Крауде заняты более 30 тысяч сотрудников из 1000 городов: специалисты поддержки, редакторы, дизайнеры, тестировщики, аналитики — представители 35 профессий. Среди них — более 300 специалистов с особенностями здоровья, в том числе по зрению.
В компании мы строим инклюзивную среду через обратную связь с сотрудниками. Главное — знания и навыки, которыми обладает специалист, а мы поможем адаптироваться и выстроить подходящий формат работы с учётом потребностей каждого.
В адаптации инструментов для незрячих сотрудников помогает группа невизуального тестирования команды инклюзии Яндекса. Она проводит аудит рабочих интерфейсов на доступность, фиксирует проблемы и обращается к сервису с предложениями по адаптации. После доработки интерфейсы становятся доступными для незрячих сотрудников, а также более удобными для остальных работников.
Как мы адаптируем инструменты и интерфейсы
Чтобы незрячий специалист мог работать, необходимо адаптировать инструменты и интерфейсы. У нас целая система по развитию доступной рабочей среды, и основные инструменты уже адаптированы. При этом мы всегда прислушиваемся к пожеланиям.
В случае с Андреем, например, на первый взгляд всё работало хорошо. В процессе адаптации мы два раза в неделю встречались, обсуждали результаты и возможные трудности.
Со временем стало ясно, что сложности действительно есть. Одна из задач Андрея — звонить кандидатам на вакансии. Однако тогда сервис для работы со звонками не был адаптирован для незрячих операторов. Обычно время дозвона устанавливается в рамках 30 секунд — их показывает таймер. Но у Андрея не было возможности узнать, когда эти 30 секунд заканчиваются. Ему приходилось отсчитывать 5-6 гудков.
Андрей поделился с нами этой и другими сложностями. Тогда мы обратились за помощью в команду инклюзии Яндекса, которая занимается развитием доступной среды. Вместе мы рассказали разработчикам сервиса для звонков о проблемах незрячих операторов. Через месяц всё полностью исправили.
Немного теории
В работе незрячим специалистам помогают технологии Брайля: есть устройства, которые преобразуют электронный текст в тактильный. Ещё один инструмент-помощник — скринридеры: это программы экранного доступа, которые озвучивают все элементы страницы.
Как я вернулась на работу после травмы, начав всё с нуля
Вторая моя история будет личной.
На позиции руководителя группы я работаю почти три года. Начинала оператором исходящего колл-центра, занималась актуализацией данных в Яндекс Картах. Затем узнала, что собирают новую команду для работы с кандидатами на вакансии Яндекс Крауда, и поработала там около полугода. В этот период я получила травму ноги и ушла на больничный на 10 месяцев.
Конечно, я понимала, что возвращаться к работе будет непросто — столько всего поменялось! Мне приходилось всё изучать с нуля, будто я новый сотрудник. С руководителем мы договорились, что в первые дни после больничного я попробую работать по 3,5 часа, но у меня получалось работать и больше.
В адаптации мне помогали наставники. Благодаря их поддержке месяца через три я уже сама подала заявку на роль наставника. Мой отклик были очень рады видеть. Конкурс был сложный: я усердно готовилась, даже не спала дня два, но прошла отбор. Позже открылась вакансия руководителя группы — я снова прошла конкурс.
Сегодня в моей команде 35 человек, весь календарь забит встречами. Очень рада тому, что у меня есть удалённая работа на полный день, и есть время для моих любимых увлечений: аквариума, комнатных растений и компьютерных игр. Ну и мой домашний соратник — кот — тоже мне помогает.
Сейчас в нашей команде работают две сотрудницы с особенностями здоровья. Обе искали удалённый формат, поэтому пришли в Яндекс Крауд. Вместе с командой мы продолжаем развивать возможности для трудоустройства специалистов с особенностями здоровья.