«Дать свободу выбора, а не загнать в рамки»: как (не) работает ИТ-консалтинг

Привет. Я Андрей Путин, управляющий партнёр ИТ-компании kt.team. Как и мои коллеги из ИТ-отрасли, я иногда сталкиваюсь с тем, что бизнес не понимает ценности ИТ-консалтинга. В этой статье я разберу, почему это происходит, какова роль ИТ-консалтинга и в каких случаях он полезен бизнесу.

Российский ИТ-рынок относительно молод. Для многих его направлений, включая ИТ-консалтинг, до сих пор не сформированы чёткие стандарты. Консалтингом называют и аудит, и сопровождение внедрения, и завуалированную продажу ИТ-продуктов. Разграничим эти области деятельности, чтобы понять, зачем бизнесу ИТ-консалтинг, как он работает и как не работает.

От ИТ-аудита к ИТ-консалтингу

Эти два понятия часто смешивают. Из-за этого бизнес порой не может понять, какая именно услуга ему нужна сейчас.

Разобраться в понятиях нам помогут коллеги из финансовой сферы. Там стандарты рынка давно оформились и на уровне правового регулирования, и на уровне понимания со стороны заказчиков.

Например, компании предстоит налоговая проверка. Чтобы подготовиться к ней, компания приглашает аудитора. Его задача — проверить, в порядке ли документы, соответствует ли отчётность стандартам, нет ли поводов для штрафов или тем более возбуждения административного (и даже уголовного) дела. И предложить изменения, которые позволят в короткие сроки устранить все несоответствия. Обязанности и полномочия аудитора на этом заканчиваются.

Консалтинг находится на уровень выше. Он работает уже не с исправлением последствий, а с выстраиванием правильных процессов. Как работать, чтобы ошибок не возникало? Как достичь бизнес-целей? Как перестроить систему под изменившиеся условия?

В разрезе ИТ ситуация точно такая же: ИТ-аудит ищет существующие и потенциальные ошибки, ИТ-консалтинг работает с достижением стратегических и тактических целей. С одной оговоркой: ИТ-консалтинг смотрит на достижение бизнес-целей через призму информационных технологий.

Уровни консалтинга в ИТ

Существует три уровня ИТ-консалтинга: консалтинг-аудит, прикладной и стратегический консалтинг. Они отличаются уровнем задач, которые ставит перед консалтингом заказчик: от тактических и минорных до стратегических.

Уровни консалтинга в ИТ
Уровни консалтинга в ИТ

Нижний уровень — процессный консалтинг. ИТ-консультант смотрит на процессы, выявляет их слабые места и предлагает конкретные изменения. Он отвечает на вопрос: «Как скорректировать существующие процессы, чтобы получить хороший результат?» Это может быть доработка процессов или систем, а может — внедрение нового функционала.

На среднем уровне — в рамках архитектурного консалтинга — главным становится ответ на вопрос: «Как выстроить или перестроить ИТ-архитектуру компании, чтобы она была наиболее эффективной в рамках существующей бизнес-модели и целей компании?» Это уже работа не с отдельными процессами, а со всей системой деятельности компании. ИТ-консультант выясняет, кто является держателем каждого из бизнес-процессов в компании, какие проблемы существуют, как ИТ-архитектура отражает организационный контур компании, а затем дорабатывает существующую архитектуру.

Стратегический консалтинг — это высший уровень, уровень изменения стратегии и цифровой трансформации бизнеса. На этом уровне ИТ-консалтинг работает не с конкретными технологиями, а со стратегическими решениями и перестройкой бизнес-модели.

Тут надо отметить, что к ИТ-консалтингу даже на стратегическом уровне бессмысленно приходить с запросом: «Мы не знаем, как жить дальше, но хотим стать „Яндексом“, напишите за нас стратегию развития». Чтобы ИТ-консалтинг был эффективным, у бизнеса должно быть видение и общая стратегия развития. Консультант лишь помогает «приземлить» их на уровень информационных технологий и сформулировать шаги по реализации стратегии, увидеть потенциальные риски и обсудить корректировку стратегии согласно полученному опыту.

Грань между продажами и консалтингом

Почти всегда ИТ-консалтингом занимаются компании, которые одновременно являются и ИТ-интеграторами. Это накладывает отпечаток на то, каким образом проходит консультация и что является её результатом.

Владея определёнными технологиями, ИТ-интегратор часто пытается решить бизнес-задачи заказчиков через призму этих технологий. Так, лет 6–7 назад мы тоже пытались решить запросы заказчиков через Magento — продукт, который на тот момент хорошо освоили.

Если у консультанта в арсенале есть небольшое количество технологий, он ограничен в решениях и рискует загнать заказчика в технологический тупик. Гораздо продуктивнее вариант, когда ИТ-консультант имеет опыт работы с широким спектром технологий и может предложить разные подходы, релевантные для бизнес-целей заказчика.

Ещё один вариант — погоня за «модными технологиями». Блокчейн, компьютерное зрение, машинное обучение сейчас на слуху, вокруг них сложился ореол «крутости». Их воспринимают с энтузиазмом заказчики и разработчики, но реальных успешных кейсов по ним не так много. Предлагая эти технологии с позиции консалтинга, ИТ-интегратор не всегда учитывает их целесообразность в ситуации заказчика.

Консалтинг не только отвечает на вопрос, что делать, но и объясняет, зачем это делать и каким будет результат. Если консультант может обосновать свои предложения и рекомендации с позиции цифр и целесообразности, его работа была эффективной.

Must-have для консультанта

ИТ-консалтинг мыслит и действует на двух уровнях: уровне бизнес-целей и уровне прикладных решений. Отсюда можно сделать вывод о наборе навыков, которыми должен владеть консультант.

Первый — бизнес-экспертиза. Любой консалтинг строится на понимании стратегии, тактики, бизнес-целей, бизнес-процессов компании. ИТ-консалтинг в этом смысле отличается только углом зрения: он пропускает цели и задачи через призму информационных технологий. Смотрит, как улучшить бизнес-процессы средствами ИТ. Предлагает технологические решения (на уровне конкретных систем или ИТ-архитектуры), которые помогут реализовать стратегию компании. Помогает «докрутить» ИТ-стратегию.

Второй ключевой навык ИТ-консультанта — «полевая» экспертиза, благодаря которой он сможет предлагать действительно эффективные и целесообразные сценарии цифровизации. Работа «в поле» убирает романтический флёр вокруг технологий и учит практично оценивать тренды. Плюсы и минусы, особенности внедрения каждой технологии ИТ-консультант знает на практике, а не на уровне маркетинговых высказываний. Поэтому он может предложить действительно актуальные и современные решения ваших задач.

Уточним: широкая «полевая» экспертиза не равна богатому опыту внедрения одной-двух технологий.

Ценность консалтинга — в умении увидеть с разных сторон проблемы и процессы в компании, выбрать на рынке те решения, которые оптимальны для клиента, и объяснить, почему предлагаются именно они.

Когда ИТ-консалтинг будет вам полезен

Кажется, что в ИТ-консалтинге «мяч» всегда на стороне подрядчика: он разбирается с бизнес-процессами, вносит предложения и т. д. Но результат ИТ-консалтинга зависит и от заказчика.

Получить конкретные, рабочие и эффективные предложения можно в следующих ситуациях.

  • У вас сформирована стратегия бизнеса и есть видение, как бизнес будет развиваться дальше. Работа над общей стратегией — задача руководителей C-level и собственников: они вкладывают в стратегию своё понимание будущего бизнеса, они же отвечают за реализацию головой. Перекладывать эту ответственность на консалтинг неправильно с точки зрения менеджмента.
  • У вас есть список бизнес-задач на уровне «улучшить такой-то бизнес-процесс» или «повысить такой-то показатель». В ответ на эти задачи консалтинг должен предложить конкретные пошаговые решения, а не абстрактные и трудновыполнимые рекомендации «Станьте Uber’ом». Это, кстати, один из маркеров, по которым можно оценивать качество консалтинга.
  • У вас есть понимание, что консалтинг — не то же самое, что разработка. Консультанту не стоит ставить задачи технологического уровня вроде разработать B2B-портал или интегрировать определённую систему. Его уровень вопросов: «У нас проблемы на этом участке процесса: что не так, что можно сделать с точки зрения ИТ, чтобы решить проблему и улучшить вот этот комплекс показателей?»

Что запомнить

Не стоит смешивать ИТ-консалтинг и ИТ-аудит. ИТ-аудит ищет существующие и потенциальные ошибки. ИТ-консалтинг работает с достижением стратегических и тактических целей с помощью ИТ-решений.

Также надо понимать границу между ИТ-консалтингом и продажей технологий. Консалтинг не только отвечает на вопрос, что делать, но и объясняет, зачем это делать и каким будет результат.

У консалтинга в ИТ три уровня:

  • процессный консалтинг отвечает на вопрос: «Как скорректировать существующие процессы, чтобы получить целевой результат?»;
  • архитектурный консалтинг отвечает на вопрос: «Как построить или перестроить ИТ-архитектуру компании, чтобы она была наиболее эффективной в рамках существующей бизнес-модели?»;
  • стратегический консалтинг отвечает на вопрос: «Как сформировать и реализовать ИТ-стратегию компании?»

ИТ-консультант должен:

  • обладать бизнес-экспертизой;
  • обладать достаточной «полевой» экспертизой в работе с разными технологиями и платформами.

Чтобы ИТ-консалтинг был эффективен, заказчику стоит чётко сформулировать свои бизнес-цели и обозначить проблемные участки. Предлагать решения должен консультант, поэтому не стоит приходить к нему с запросом на конкретную технологию.

Консалтинг не будет вам полезен:

  • если у компании нет чёткой бизнес-модели или стратегии;
  • консультант не может объяснить, как именно с технологической точки зрения может быть достигнута та или иная бизнес-цель;
  • консультант не обладает достаточной экспертизой в работе с разными технологиями.

Выбирая подрядчика на ИТ-консалтинг, главное — держать в голове мысль, что вашей компании нужна не технология, какой бы привлекательной, модной, популярной она ни была, а решение конкретной задачи или проблемы.

22
реклама
разместить
2 комментария

Спасибо автору за статью. О ИТ-консалтинге мало кто пишет.
Интересно, почему автор указывает на наличие только трех уровней, ведь их больше:

Стратегический
Продуктовый
Интеграционный 
Операционный
Технический

Также в статье затронута, но не до конца раскрыта главная интрига - отличие ИТ-консалтинга от системной интеграции.

Потому что автор не все книги про консалтинг прочитал.