«Кем вы видите себя через 5 лет?»: как молодым специалистам планировать карьеру

Где учиться востребованным навыкам? Как найти первую работу и не разочароваться в профессии? Как сделать так, чтобы на резюме обратили внимание даже крупные компании, если нет опыта? На эти и другие вопросы отвечает Ксения Анисимова, HR бизнес-партнер международной компании Veeam.

«Кем вы видите себя через 5 лет?»: как молодым специалистам планировать карьеру

Раньше, лет 20 назад, карьера воспринималась как движение от специалиста к начальнику и далее к вышестоящему руководству. Сейчас же стало больше возможностей для развития карьеры: кроме движения строго вверх появились и другие направления.

Специалист, помимо руководителя, может стать экспертом, консультантом в своей области, ментором для своих коллег или вовсе перейти в другое подразделение. Многие компании при найме на начальные позиции готовы смотреть на кандидатов «широко», отдавая предпочтение скорее хорошо развитым soft skills (обучаемость, гибкость, адаптивность к изменениям, мотивация и т.д.), чем опыту работы или образованию.

Поэтому начинающим специалистам на старте своей карьеры важно учитывать многие факторы при трудоустройстве и выборе работодателя, а также планировать развитие своих навыков заранее. Об этом и поговорим, и сначала разберем разные типы трудоустройства.

Куда идти работать

Подработка. Можно заработать немного денег, свободно распоряжаться графиком, но для карьеры вряд ли это будет нести особый смысл: получится расширить кругозор и связи, но не компетенции и навыки. Подходит для тех, кто совмещает учебу с работой и хочет финансовой независимости.

Самозанятость. С одной стороны — удобство, независимость и свобода, с другой — отсутствие коллектива, сложности с получением финансирования и отсутствие социальных благ. Подойдет для тех, кто либо занимается каким-то ремеслом (от копирайтинга до выпечки тортов), либо тем, кому важно контролировать все процессы — от продажи до отчетности — самому.

Небольшой бизнес и стартапы. У многих студентов есть друзья, которые решили открыть свое дело. Велик соблазн устроиться туда, но всегда есть риск оказаться в ситуации финансовой незащищенности, неопределенности и меняющихся каждый день задач.

Кроме того, частая проблема стартапов — многозадачность, «когда все занимаются всем» и сложно сконцентрироваться на одном направлении, чтобы добиться в нем профессиональных высот. В таких агрессивных условиях удобно развить навыки предпринимателя и менеджера, но в любой момент компания может закрыться: экономический кризис, смена деятельности основателя, уход ключевых сотрудников, потеря инвестора — все эти действия могут негативно отразиться на компании.

Пожалуй, этот вариант подходит для опытных специалистов, которые много лет работали в бизнесе, и новая компания может стать следующим этапом в развитии карьерных амбиций.

Крупная компания. Стажировки и выстроенная система обучения, кураторы и наставники, которые заинтересованы в вашем обучении, соцпакет— это лишь малая часть причин начать карьеру в большой компании. Работа в уже сформированном бизнесе поможет оценить собственные потребности и возможности, на постоянной основе получать обратную связь от коллег и понять всю суть профессии или специальности. Кроме того, строчка в резюме об опыте работы или стажировке в крупной компании всегда добавляет привлекательности резюме и рыночной стоимости специалиста.

Но почему тогда все не идут работать в корпорации? Есть две явные причины — стереотипы о крупных компаниях, как неповоротливых динозаврах, и мысли о том, что туда довольно сложно попасть.

Однако, рынок быстро меняется, и бизнесу проще научить сотрудников практике, принципам, подходам и процессам внутри компании, нежели искать готовых сотрудников. Поэтому сегодня мы видим, что бизнес инвестирует в развитие сотрудников, а лидеры рынка часто предлагают сотрудникам программы внутреннего обучения. У нас в Veeam, например, одна из самых сильных «школ» по B2B продажам — опыт работы в Inside Sales отделе ценится не только в России, но и в Европе.

Ксения Анисимова, HR бизнес-партнер Veeam

Как выбрать направление

Сначала стоит определиться со своим положением и ответить на несколько вопросов:

  • какие у меня есть сильные стороны и чем, в принципе, нравится заниматься;
  • какие навыки у меня уже есть и какой их уровень;
  • какие задачи я хочу решать на работе;
  • что востребовано на рынке сейчас, и какие требования я вижу в вакансиях;
  • хочу ли я постоянную работу или временную.

Ответы на эти вопросы помогут понять, какое направление профессии выбрать и какой работодатель вам нужен. Если определиться сложно, стоит пробовать все возможности: смотреть вебинары от работодателей, ходить на интервью в небольшой стартап, проходить отборы на стажировку в крупную компанию и т. д. Когда вы будете проходить все этапы конкурса на вакансию, у вас уже сложится понимание культуры компании, вы больше узнаете о вакансии и задачах, а когда будет больше информации, тогда и выбор будет сделать проще. К тому же, пройденное обучение и стажировки добавят веса вашему резюме.

Как выбрать первую компанию

На старте карьеры вам нужна компания, которая активно инвестирует в развитие сотрудников, дает возможность расширить экспертизу, учит, вовремя переориентирует и учитывает желания. Главное — чтобы сотрудник мог применять накопленную экспертизу разными способами и развивать новые навыки.

Чтобы найти такую компанию, важно обратить внимание на несколько пунктов.

Оценить политику развития сотрудников. Есть ли в компании стажировки? Есть ли начальные позиции и оценка компетенций? Существуют ли программы внутреннего обучения? Ответы на эти вопросы показывают зрелость компании и то, что она готова инвестировать в людей.

Оценить количество сотрудников, офисов и услуг. Чем больше компания, тем больше возможностей для горизонтального движения между позициями внутри. Если захочется освоить что-то новое, легко подать свое резюме на внутренние вакансии, а не искать новую компанию. Зная процессы компании изнутри, вы будете проще осваивать новое направление.

Чтобы понять компанию с этих сторон, нужно тщательно исследовать сайт компании, поискать публикации бренда в СМИ с рассказами о внутренних процессах, изучить описание компании на сайтах по поиску работы и, если они есть, поспрашивать знакомых, которые уже проходили стажировки или работают в желаемой компании.

Как найти selling point для работодателя

Чтобы правильно подать себя, следует относиться к составлению резюме и собеседованию как к продаже себя в качестве перспективного специалиста — важно понять, что ждет компания от кандидата, который претендует на начальную позицию. Как правило, компании важно увидеть обучаемость и мотивацию.

Обучаемость. Это один из важнейших навыков, потому что сейчас почти все обучение проходит внутри компании. Просто приведу пример: больше 70% руководителей в sales-подразделении Veeam выросли внутри компании. Поэтому мы обращаем внимание на ситуации, которые бы показывали быструю обучаемость кандидата. Это могут быть совершенно разные примеры из жизни: софт, которым вы владеете, прохождение курсов, победы в профильных конкурсах — все, что действительно иллюстрирует способность быстро осваивать много новой информации.

Мотивация. Если вы действительно заинтересованы в работе, не обязательно писать «готов выполнять любые задачи», «готов работать круглосуточно и бесплатно». Будет лучше, если вы вникните в описание позиции, изучите компанию и представите, как вы будете выполнять задачи. Ведь мотивация — это не просто желание работать, а желание делать именно ту работу, которую предполагает конкретная вакансия.

Общение с компанией начинается с направления резюме. При его составлении нужно сжато рассказать о себе — для начинающего специалиста желательно уместить все на одной странице. В сопроводительном письме к резюме следует описать вашу мотивацию к данной вакансии и указать ключевые навыки, которые могут быть интересны работодателю. Сопроводительное письмо не должно быть длинным — достаточно пары предложений.

При отборе резюме у работодателей чаще всего есть набор «жестких» требований (от которых нельзя отступиться) и более гибких критериев. К примеру, при поиске сотрудников на начальные позиции в продажах в Veeam, жесткое требование к ним — свободное владение иностранным языком. При этом мы готовы рассматривать кандидатов без опыта работы, специализация в образовании тоже не имеет критичного значения. Для других позиций может быть принципиально важно владение специфическим софтом, языком программирования или опыт работы в другой стране.

Ксения Анисимова

Что делать после первого года работы

С одной стороны, это маленький период для серьезных шагов по карьерной лестнице. С другой стороны, года вполне хватит для понимания, подходит вам эта профессия или нет.

Если ответ на этот вопрос — скорее «нет», нужно иметь смелость быть честным с собой, быть благодарным за полученный опыт и не бояться двигаться дальше и искать дело, которое будет по душе.

Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, но есть желание расти и пробовать что-то новое, это прекрасное время поговорить со своим руководителем и предложить взять на себя дополнительные обязанности, которые дадут вам больше опыта и возможности проявить себя.

Как планировать карьеру долгосрочно

Если возвращаться к долгосрочному планированию карьеры, на самом деле, хорошо иметь амбиции, а не конкретный план — его просто невозможно составить из-за огромного количества неизвестных вводных. Именно поэтому правильного ответа на вопрос «кем вы видите себя через 5 лет?» попросту не существует. Он нужен лишь для того, чтобы оценить именно амбиции: хочет кандидат стать руководителем, перейти в другое подразделение или стать экспертом. Или же просто оценить — тяготеет кандидат к росту или к стабильности.

Лучшим решением будет обозначить для себя вектор развития: определить, какая работа приносит удовольствие и какие навыки для нее нужны. В Veeam с этим определением может помочь составление индивидуального плана развития, о котором мы рассказывали на vc.ru раньше.

Главное в этом вопросе — размышлять не категориями должностей, а сутью работы и помнить, что к результату можно прийти разными путями.

33
реклама
разместить