Как попасть в кино, если ты из другой индустрии

«Работа в кино» — один из популярнейших запросов в Интернете за последние пару лет. Многие молодые специалисты уже успели поработать в рекламе, коммуникациях или SMM, но поняли, что большой экран и большие истории привлекают их гораздо больше.Но что именно нужно делать, чтобы сменить профессию и зайти в одну из самых конкурентных индустрий планеты? В этом материале вы найдете советы от режиссера Антона Маслова и команды подкаста «После дедлайна» Школы коммуникаций НИУ ВШЭ о том, как же все-таки стать частью мира Тарковского, Феллини и Тарантино.

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Почему вообще хочется работать в кино?

Индустрия кино выглядит соблазнительно для тех, кому есть, что сказать: там эмоции, вечные смыслы, крутые идеи. Есть и те, кто грезит о популярности и мировой славе: красные дорожки, Оскар, кофе с именитыми режиссерами между дублями на площадке.Если убрать романтизацию, то кино — это та же коммуникация, только в сложном, дорогом и многоступенчатом формате. А значит, у специалистов по коммуникациям есть фора.

Ниже рассмотрим несколько путей (разной степени сложности!) входа в индустрию для тех, у кого есть образовательная коммуникативная база.

5 реальных ролей, с которых можно зайти в кино

1. Ассистент продюсера или режиссёра

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто туда идёт: проектные менеджеры, пиарщики, бывшие проджекты из агентств.

Что делают: ведут коммуникации, договариваются с локациями, собирают таблички, организуют логистику, оформляют документы, брифуют команду.

Преимущества: быстрое погружение в реальную кухню продакшна. Да, приносить кофе, печатать документы и искать реквизит в последний момент тоже придется. Но наработка опыта — главное, что может быть на первых этапах.

Представьте. Рисует раскадровку, к примеру, мой стажер. Он ее рисует день. У меня как у режиссера на эту раскадровку есть час…Я ее рисую не останавливаясь.То есть это поток. Так вот, у меня это будет седьмой-девятый слой [креативности]. А у него — первый. Просто потому, что у меня есть наработка. Я знаю, какие бывают ошибки, как будет монтироваться лучше. То есть весь мой опыт рождает увеличение слоя.

Антон Маслов

2. Креативный продюсер

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто туда идёт: креаторы, бренд-стратеги, SMM-директора, копирайтеры, бывшие руководители креативных команд.

Что делают: придумывают идеи, защищают концепции, соединяют креатив режиссёра и ожидания исполнительного продюсера.

Преимущества: хороший креативный продюсер — на вес золота. Особенно тот, кто умеет предугадывать тренды, четко понимать, чего хочет целевая аудитория, и находить новых специалистов с живыми историями.

3. Сценарист

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто туда идёт: редакторы, журналисты, ведущие подкастов, авторы книг. А также опытные специалисты из других сфер (врачи, учителя, социальные работники и т.д.), которые пережили невероятный опыт, обрели экспертизу и теперь могут рассказывать достоверные личные истории, которые затронут всех.

Что делают: пишут. А также переписывают, вносят правки, переделывают с нуля, сокращают и в итоге видят свое имя в титрах.

Преимущества: кино остро нуждается в живых диалогах и историях без надуманного пафоса. Журналист с нарративным чутьем — идеальный кандидат.

«Сценаристы — это одна из самых востребованных профессий у нас в кино»

Антон Маслов

4. PR- и маркетинг-директор кинокомпании

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто туда идёт: пиарщики, маркетологи, бывшие бренд-менеджеры.

Что делают: организуют премьеры, ведут коммуникации с прессой, разрабатывают рекламные кампании, придумывают, как выделить фильм/сериал в общем инфопотоке.

Преимущества: кино нужно не только снять, но его нужно еще и правильно подать. Это как раз точка входа для тех, кто умеет «упаковывать смыслы». Глаз у массового зрителя уже “замылен”, поэтому уметь выиграть битву за внимание дорогого стоит.

Мы пересмотрели историй. И поэтому кажется, что происходит кризис историй. Мы все видели. Мы уже про все пошутили. Понимаете?

Антон Маслов

5. SMM / Digital-продюсер

Фото: Adobe Stock
Фото: Adobe Stock

Кто туда идёт: SMM-специалисты, контент-мейкеры, digital-редакторы.

Что делают: ведут аккаунты фильмов, актеров, студий, придумывают контент-планы, упаковывают бэкстейдж в красивые материалы, пишут посты для подогрева интереса аудитории к будущему фильму.

Преимущества: если вы можете грамотно рассказать историю и уже не раз делали это для больших брендов в другой сфере, то у вас есть конкурентное преимущество. Вы должны уметь “продавать” картинку так, чтобы зритель захотел стать ее частью. Главное — не ограничиваться сторис с площадки.

Любая работа сложная, любая работа. Но лучше снимайте кино. Это, по крайней мере, интересно.

Антон Маслов

Риски и ожидания

  • Финансы. Зарплаты в кино в начале профессионального пути почти всегда низкие. Прежде, чем вы станете получать рыночную заработную плату, пройдет какое-то время.
  • Работа без выходных. Кино часто снимают по 12 часов и дольше, не считают правки в ночи чем-то удивительным. Смены затягиваются, о графике с 9 до 18 придется забыть и перестроиться на новый режим.
  • Извилистый путь. В кино редко когда есть четкий карьерный трек. Вас оценивают по каждому отдельно взятому проекту, а не по “зачетке”. Поэтому нужно будет ясно понимать, какая у вас цель в кинематографе и к какой “точке Б” вы хотите прийти.

Как начать?

  1. Волонтёрьте. Да, звучит не очень привлекательно, особенно если вам за 30 и вы заместитель директора. Но на фестивали, питчинги и съемки часто ищут помощников. Один проект — сто знакомств.
  2. Соберите портфолио. Покажите, что вы умеете управлять проектами, собирать смыслы, рассказывать истории. Вас могут попросить прислать портфолио для нового горящего проекта, и скорость здесь — ключевое.
  3. Зайдите через смежную роль. Вы можете начать с продюсирования подкастов или клипов и постепенно перейти к кино.
  4. Не пренебрегайте своим прошлым опыт. Реклама, брендинг, UX и даже юридическое образование — всё это будет плюсом, если подать правильно.

Вместо вывода

Если какой-то артист или какой-то режиссер считает, что окно возможности не открыто, это не так. Нам абсолютно точно нужны классные герои. Нам абсолютно точно нужны классные артисты, режиссеры, сценаристы, операторы.

Антон Маслов

Еще больше о кино индустрии и востребованных специалистах смотрите шоу «После дедлайна» на YouTube и ВК Видео, а также слушайте на всех подкаст-платформах.

Начать дискуссию