Как можно (правильно) прокрастинировать, чтобы повысить свою продуктивность

Как можно (правильно) прокрастинировать, чтобы повысить свою продуктивность

Если вы когда-нибудь смотрели теннисный матч, то знаете, какой выносливости требует такой спорт. Игроки готовы на все, чтобы оставаться энергичными — они прыгают на месте, «избавляясь» от веса, хлопают себя по бедрам и даже кричат.

Но важнейшая часть матча происходит во время паузы между раундами. В течение 90 секунд игроки отдыхают, перед тем, как поменять сторону. Они многое успевают за этот короткий тайм-аут: меняют ракетки, заправляются водой и энергетиками, закрывают глаза и накрывают голову полотенцем, чтобы сосредоточиться. Например, Серена Уильямс всегда пьет эспрессо, прежде чем вернуться на корт. Профессиональные спортсмены ценят драгоценные моменты отдыха. Короткая пауза дает мощный прилив энергии и мотивацию перед следующем сетом.

Как и теннисный матч, работа в команде программистов может быть сложным испытанием. Особенно если вы хотите выложиться на полную. А несколько перерывов могут повысить вашу продуктивность в течение дня.

Это может показаться нелогичным, но на деле именно перерывы в работе повышают вашу продуктивность. Текущая культура поощряет трудоголизм и порицает «бесполезные» занятия, такие как неторопливый обед или веб-серфинг на работе. Но исследования доказывают, что не стоит пренебрегать перерывами. Ненадолго отвлекаясь от работы, вы стимулируете процесс принятия решений и творческие способности. И наоборот — фокусируя внимание на одной задаче в течение долгого времени, фактически снижаете производительность. Так что просиживать всю ночь над проектом — не очень хорошая идея.

Основатель и CEO JotForm Айтекин Тан делится своими принципами организации перерывов и способами правильно использовать это время:

Как правильно отдыхать?

Как можно (правильно) прокрастинировать, чтобы повысить свою продуктивность

Как часто нужно делать перерывы? Какие перерывы рекомендовать сотрудникам? И что нужно делать, чтобы чувствовать себя более отдохнувшим?

1. Прогуляйтесь и разгоните кровь

Сделайте паузу и используйте ее для физической активности. Это не значит, что вместо обеда вам нужно отправится в тренажерный зал. Всего лишь 5-минутная прогулка каждый час может улучшить ваше психическое состояние. А оно, в свою очередь, имеет решающее значение для вашей карьеры, — исследования показывают, что счастливые сотрудники более продуктивны.

Все знают о пользе прогулок для здоровья, но немногие — о вреде сидячей работы. Повышенная утомляемость, головные боли, проблемы с позвоночником и нарушения кровообращения — частые спутники работы в продуктовых командах. Это одна из причин, по которой в JotForm все 110 сотрудников могут выбрать обычное или стоячее рабочее место.

Также прогулки могут развить ваш творческий потенциал. Исследование Стэнфордского университета показало, что ходьба способствует творческому решению умственных задач, в отличии от сидячего положения. Александр Пушкин, Чарльз Диккенс, Вирджиния Вулф, Лев Толстой и многие другие писатели и поэты использовали этот лайфхак.

2. Дайте передышку префронтальной коре

Хороший перерыв — тот, который позволяет отдохнуть вашей префронтальной коре. Эта часть мозга отвечает за силу воли, логическое мышление и принятие решений.

Отдых для ума улучшает процесс формирование долговременной памяти, которая так важна для разработки программного обеспечения. Во время отдыха ваш мозг анализирует и запоминает то, что узнал ранее. Работая без перерывов вы рискуете испытать на себе явление «в одно ухо влетело, в другое вылетело».

Чтобы разгрузить мозг, позвольте разуму блуждать. Когда вы «отключаете» фокус внимания или просто мечтаете, ваше состояние близко к медитативному. А медитация не только повышает концентрацию, но и дает отдых перегруженной префронтальной коре.

3. Налаживайте связи

Перерыв — это хорошо, а перерыв, проведенный за общением с вашими тиммейтами, командой разработчиков, — еще лучше. Социальные взаимодействия важны как для личного, так и для профессионального благополучия. Они помогают поднять настроение и моральный дух, укрепить связи и расширить возможности для сотрудничества.

Ученые наблюдали за социальными привычками в корпоративном офисе Xerox. Они пришли к выводу, что те сотрудники, которые чаще других зависали в кофейне, не теряли времени зря, а участвовали в продуктивных беседах о рабочих задачах. Другие исследования показали, что неформальные, случайные разговоры между работниками колл-центра повышают их производительность на 20%.

Эксперт по тайм-менеджменту Лаура Вандеркам рекомендует во время обеденного перерыва выпить кофе или сходить на прогулку с подчиненным, чтобы извлечь максимум пользы из минимального отрезка времени.

4. Ближе к природе

Деревья, растения и «зеленые» зоны — это не просто освежители воздуха или декор помещения. Отдых в естественной среде снижает стресс, улучшает самочувствие и даже повышает новаторский потенциал. Время, проведенное на природе, кардинально улучшает способность мыслить глобально и принимать более обоснованные решения.

Кроме того, время на природе снижает импульсивность и развивает в нас навык взаимопомощи. Тот, кто только что прогулялся по парку, с большей вероятностью заметит, когда другому нужна помощь, и окажет ее.

Прогулки по лесу стали популярной практикой в командах стартапов стран Восточной Азии. Всего несколько минут на природе снижают тревожность, частоту сердечных сокращений, кровяное давление и уровень «гормона стресса» кортизола. Естественный солнечный свет повышает содержание витамина D, который улучшает самочувствие и настроение, особенно в холодные месяцы.

Неслучайно такие компании как Google и Facebook отдают предпочтение «зеленому» эко-дизайну офисов. Так, сад на крыше штаб-квартиры Facebook в Menlo Park площадью 9 акров простирается вплоть до офисных помещений. В нем растет 350 вечнозеленых, лиственных и цветущих деревьев, живут местные и перелетные птицы.

5. Перекусите и посмотрите котиков в интернете

По словам Ли Гибсона, исследователя из Университета Роэгемптона, наш мозг лучше всего работает при постоянном уровне глюкозы в крови. Оптимальным значением является 25 г глюкозы, циркулирующие в кровотоке — примерно столько содержится в одном банане. Не забывайте перекусывать в течение дня, но снизьте объем и калораж порций. Отдавайте предпочтение пище без добавленного сахара и кофеина, чтобы избежать перепадов настроения.

Котики — тоже не такое глупое занятие, как можно было бы подумать. Веб-серфинг в умеренных количествах может иметь положительный эффект. А запреты использовать интернет в рабочее время только усугубляют проблему, заявили ученые Национального университета Сингапура. Они обнаружили, что просмотр веб-страниц «выполняет важную восстанавливающую функцию». Так что небольшой перерыв, проведенный за онлайн-шоппингом или просмотром роликов на YouTube, поможет вам восстановить силы.

Как часто делать перерывы?

Как можно (правильно) прокрастинировать, чтобы повысить свою продуктивность

В режиме дедлайна заставить себя делать перерывы непросто. Айтекин советует заранее планировать день и включать в него как рабочие часы, так и осознанные перерывы.

По словам старшего преподавателя MIT Sloan Боба Позена, перерывы нужно делать каждые 75-90 минут. «Это оптимальный отрезок, в течение которого можно сконцентрировано работать», — говорит он. — «Изучая рутину профессиональных музыкантов, мы выяснили, что они наиболее продуктивны, когда репетируют в течение полутора часов за один присест. Столько же длятся пары в колледже».

Используя для работы отрезки по 75-90 минут, ваш мозг выполняет две задачи одновременно: 1) обучение или сосредоточение 2) сведение информации воедино или запоминание. «Делая перерыв на 15 минут, мы помогаем мозгу усваивать и анализировать информацию. Вот что происходит во время перерыва на уровне физиологии», — объяснил Боб.

Другой подход, называемый техникой Pomodoro, рекомендует делать пятиминутный перерыв каждые 25 минут. Используйте его, когда вы полностью сконцентрированы на одной задаче. Методом проб и ошибок, вы выясните, какой подход ближе именно вам.

Создание подходящей среды

Как можно (правильно) прокрастинировать, чтобы повысить свою продуктивность

Работодатели могут сделать очень многое, чтобы повысить продуктивность своих подчиненных. «Пустая трата времени» (aka перерыв) на первый взгляд кажутся им главной убийцей производительности. Заманчиво бывает совсем отказаться перерывов в процессе IT-разработки.

Но если отдых организован грамотно, он может полностью перезарядить людей, позволить легче сосредоточится и подарить вдохновение. На работе, особенно на креативной, без этого никуда. Не зря IT-специалисты в США и Австралии сейчас выступают за 5-часовой рабочий день. Больше эффективно всё равно работать не получается.

Не заставляйте сотрудников отвлекаться, но поощряйте их время от времени делать передышку. Создайте корпоративный портал для общения и удобные места для отдыха в офисе — в комплекте с напитками, полезными снеками и «зеленой» зоной.

Поручите менеджерам планировать перерывы в течение дня. Чтобы сделать перерывы более социальными, организуйте клуб пеших прогулок в вашей компании. И не забывайте подавать пример — сделайте перерыв прямо сейчас.

Кстати, если хотите получить лучших разработчиков ПО в России, обращайтесь в Rubrain.com. Мы — крупнейшая биржа ИТ-аутстаффа в Европе. В нашей базе — больше десяти тысяч программистов уровня Middle и Senior. Присоединяйтесь!

7373
26 комментариев

сотрудники, которые чаще других зависали в кофейне, не теряли времени зря, а участвовали в продуктивных беседахУгу, про трампа, чипирование, глобальное потепление, колонизацию марса, Овального, пророчества Ва(е)нги, развал совка...

19
Ответить

Вы боитесь фамилию назвать верно? Совсем запуганный.

49
Ответить

Иногда просто нужно прокрастинировать, чтобы прокрастинировать).

И набраться энергии для рабочих периодов. 

26
Ответить

Это же про меня... надо бы научиться получать удовольствие

Ответить

Перерывы нужны! Особенно с физической активностью! Если бы каждый офис был оснащен небольшим спортивным уголком, было бы здорово))

6
Ответить

Захожу сюда в перерыве.

4
Ответить

Можно просто в яндекс-еду устроиться

2
Ответить