Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем

Зачем нужен коуч? Сколько стоят услуги профессионала? Как найти своего человека? CEO TeamSonance и бизнес-коуч Мария Орловская делится инсайтами, рассказывает о тонкостях профессии коуча и говорит о тенденциях будущего.

Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем

Кто может стать коучем

В России на коучинг не нужно получать лицензию. Чтобы оказывать такие услуги, достаточно просто назвать себя коучем. В итоге сейчас слишком много специалистов, предлагающих подобные услуги. Многие специалисты не имеют соответствующего образования и навыков. В результате цены варьируются в широком диапазоне: от 1-2 тысяч за часовую сессию лайф-коучинга, до нескольких тысяч евро в час за услуги коуча для руководителей крупных организаций.

Серьезные индивидуальные коучи обычно состоят в одной из коучинговых ассоциаций, которых в России несколько. Одна локальная ассоциация АРК и несколько отделений глобальных ассоциаций, самая крупная из которых ICF

International Coaching Federation. В российском представительстве Международная Ассоциация Коучей — всего 600 с небольшим человек.

Каждая из ассоциаций публикует список членов, компетенций индивидуального коуча и этический кодекс, который соблюдают ее члены. Такой порядок гарантирует выравнивание контекста коуча и заказчика относительно состава оказываемых услуг. А также помогает регулировать важные вопросы сотрудничества, включая конфиденциальность.

Сколько стоит коуч?

Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем

Стоимость услуг за часовую сессию коучинга варьируется в зависимости от уровня сертификации, а следовательно, мастерства коуча.

Также стоимость зависит от подтвержденного опыта работы с крупными или известными заказчиками, знаменитости и харизмы. На рынке существуют коучи MCC, стоимость услуг которых составляет от 60 тысяч рублей до нескольких тысяч евро в час.

Сертифицированных командных коучей в России очень мало, их часто путают с фасилитаторами, чья стоимость услуг значительно ниже, но и результаты другие. Стоимость услуг командных коучей варьируется в широком диапазоне от 20 до 100 тыс. руб. в час за сессию. Сессия командного коуча обычно длится дольше, чем индивидуального – от 3 до 5 часов и более. Но командный коуч работает с командой и в расчете на одного человека сравнима со стоимостью индивидуального часа.

Сертификацию и членство коуча можно проверить на сайте ассоциации. Некоторые компании спрашивают потенциальных подрядчиков о курсах повышения квалификации, пройденных за последний год.

О том, кто приходит в профессию

В бизнес коучинг люди приходят из разных профессий.

Основные:

- руководители бизнеса разного уровня,

- HR специалисты,

- психологи и психотерапевты (у меня есть один знакомый коуч в прошлом психиатр, но это скорее редкость). Иногда они называют себя бизнес-психологами.

Все эти специалисты привносят в коучинг компетенции «бывших» профессий: понимание бизнеса изнутри, работы с персоналом и психологии. Коучинг представляет собой квинтэссенцию всех трех категорий компетенций. Так или иначе каждый бизнес-коуч работает над развитием всех трех составляющих.

В основном коучами становятся люди в возрасте 35+, поскольку профессия предполагает определенный жизненный опыт и зрелость.

Кому он только нужен, этот ваш коучинг

Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем

Бизнес и executive-коучинг востребован для организаций любого размера и отрасли. Везде, где результаты бизнеса зависят от людей коучинг может способствовать повышению их вовлеченности, эффективности и самоудовлетворения.

Наиболее активно услугами коучей по моим наблюдения пользуются крупные компании высоко конкурентных отраслей: FSI, Retail, FMCG, сервисные, ИТ компании и российские представительства крупных международные компаний. Последние наследуют традиции применения коучинга в бизнесе у родителей в Америке и Европе.В 2019 году компания IBM имела в штате несколько тысяч внутренних коучей и до сих пор нанимает внешних.

Руководители организаций, собственники и предприниматели обычно нанимают коучей для достижения результатов в следующих областях:

● пересмотр личной стратегии и баланс,

● изменение стиля лидерства,

● поиск новых идей и принятие решений,

● долгосрочное планирование,

● преодоление кризиса,

● выход из операционки,

● развитие и диверсификация бизнеса,

● продажа бизнеса и IPO.

Большинство российских компаний используют коучинг для получения навыковых и психологических результатов для руководящих сотрудников и команд:

● работа над индивидуальными планами развития,

● вступление или повышение в должности (обычно управленческую),

● повышение личной эффективности,

● делегирование,

● переход на новую должность ,

● настойчивость vs агрессивность (управление эмоциями),

● управление карьерой,

● уверенность в себе.

Заказчик-компания обычно ожидают повышения эффективности сотрудников за счет прокачки этих и других навыков. Однако важно сразу синхронизировать и узнать, что заказчик понимает под эффективностью и как будет измерять результаты коучингового проекта.

Результаты работы

Критерием эффективности коучингового проекта является достижение заказчиком запланированных результатов в навыках и бизнесе. Ожидания будут оправданы, если заказчик понимает, что такое коучинг, сформулировал цели и выбрал профессионального и подходящего по стилю коуча. Разочарования здесь возможны, если нарушен один из принципов нарушен.

Избежать недоразумения и разочарования в результатах взаимодействия с коучем можно, если убедиться в квалификации и сертификации специалиста. Люди обычно не ходят к врачу, не будучи уверенными в образовании, не нанимают архитектора строить их дом, не посмотрев портфолио предыдущих работ и не проверив рекомендации. Хотя порой нанимают людей, на визитке которых написано «коуч». И даже не задают лишних вопросов. В основном это происходит в лайф-коучинге. Но случается бывает и в бизнес-коучинге, чаще — у заказчиков из малого и среднего бизнеса.

Коучинг будущего

Рожденный коучем: как приходят в профессию, сколько стоят услуги специалистов и каких трендов ожидать в будущем

Основные тенденции отрасли.

Первое. Рост осведомленности заказчика о коучинге, как инструменте, его особенностях и преимуществах.

Второе. Становление рынка более организованным и упорядоченным. Случайных людей, которые называют себя коучами будет все меньше. И это не будет зависеть от утвержден/неутверждения профессионального стандарта на уровне Министерства Труда и социальной защиты РФ.

Третье. Рост на 30-50% в год объема рынка услуг профессионального бизнес-коучинга и командного. В связи с ростом уровня зрелости нашего общества и организаций эти темпы сохранятся, следуя за мировыми трендами. В итоге это приведет к повышению капитализации рынка коучинговых услуг и появлению большого количества качественных специалистов.

Четвертое. Командный коучинг получит большое распространение, поскольку индивидуальное развитие связано с взаимодействием людей между собой.И это мировой тренд.

В рамках TeamSonance мы оказываем услуги как командного, так и индивидуального бизнес-коучинга. Вы всегда можете обратиться за подробностями.

22
10 комментариев

Комментарий недоступен

3
Ответить

""В бизнес коучинг люди приходят из разных профессий
 Вы еще забыли указать инфоцыган, которые нахватаются поверхностных знаний и уже называют себя профи коуч...

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Может быть хотя бы потому, что разные цели и ценности?) Кому-то хочется бизнес строить, продукт развивать, масштабироваться,выходить на внешние рынки, достигать итд, а специалистам «помогающих профессий»(коучи, психологи, бизнес-тренеры ) нравится помогать. И возможно - потому, что наведя порядок в своей голове или жизни, понимаешь ценность и хочешь передать ее другим. И да - коучи ничему не учат, коуч(как и психолог) - задает вопросы и предлагает техники для достижения клиентом цели. 

1
Ответить

Кто ничего не умеет - тот учит. Кто не умеет учить - учит как учить. Анекдот из восьмидесятых годов прошлого века,  когда у населения был иммунитет от инфоцыган)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Когда-то давно, чтобы быть фотографом нужны были пленки, реактивы и оборудование и много желания этим заниматься. Чтобы стать профессиональным фотографом, надо было присылать свои снимки в журналы, где их оценивали уже состоявшиеся профессионалы, которые редко что-то хвалили.  Потом, почти одномоментно, фотографами стали все. При этом залайкивая фотки друг друга и пописывая комменты типа "это божественно". Ощущение, что почти все стали профессионалами. Но так не бывает. И узкий мирок профессиональных фотографов никуда не делся, чтобы выжить, он о вынужден был отделиться от мира "любителей",  и еще сильнее ужесточить вход. 

С коучами похожая история. Наверное, как и раньше,  есть профессиональные и крайне полезные коучи,  но за толстым слоем инфоцыган их не найти.   Наверное эти профи очень пострадали от инфоцыганщины, где обман и некомпетентность объясняется фразой "низкий вход, большая маржа".  Теперь, если срочно нужны деньги, два пути - водителем в Яндекс или коучем в Москва сити ).

1
Ответить