Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

Отчетность и налоги в ОАЭ — вопросы, важные для любого предпринимателя. Грамотная и своевременная подача документов необходима для работы бизнеса — в противном случае можно столкнуться со штрафами и отказом в продлении лицензии.

Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

Всем привет! На связи команда Easy Payments.

Рассмотрим подробнее, как выглядит отчетность в Дубае и других эмиратах: какие особенности должны учитывать различные типы компаний, с какими требованиями сталкиваются предприниматели и как происходит процесс подачи.

Отчетность в Эмиратах: что нужно знать

Бухгалтерский учет в ОАЭ обязателен для любой компании: документы подаются независимо от того, ведет ли бизнес активную деятельность. Пренебрежение этой ответственности может привести к нежелательным последствиям: в 2023 году власти ввели новые правила, усилившие контроль за прозрачностью и соблюдением норм.

Контролирующие органы страны используют отчетность для сбора данных о текущем финансовом состоянии юрлица. Кроме того, в зависимости от типа компании доступ к отчетности могут получать другие организации — например, банки, которые используют документы для оценки кредитоспособности.

Отчетность ОАЭ может включать различные типы документов для различных типов юрлиц, но основным документом является годовой отчет. В него входит баланс компании, информация о прибыли и расходах, а также сведения о движении денег. Большинство компаний подают документацию онлайн. При оформлении необходимо ориентироваться на стандарты IFRS (МСФО).

Какие органы контролируют процесс?

Органы и департаменты, контролирующие подачу отчетности, зависят от зоны, где расположена компания. Так, отчетность и налог в Дубае регулируется иначе, чем в Рас-эль-Хайме, а отчетность во фризонах отличается от «материковой» территории.

Материковые (Mainland) компании обязаны сотрудничать напрямую с федеральными управляющими органами ОАЭ. Документация подается в Министерство экономики (MoE) и Федеральную налоговую службу (FTA). Компании, занимающиеся некоторыми типами деятельности (например, производством товаров), могут столкнуться с необходимостью составлять дополнительную отчетность — например, для Министерства промышленности и энергетики.

Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

Если юрлицо открыто в одной из Free Zone, подача отчетности осуществляется иначе. Вместо работы с контролирующими органами страны компания должна подавать документы в администрацию зоны, где она зарегистрирована (FZ Authority). Для взаимодействия с администрацией используются официальные онлайн-порталы.

При этом следует заранее изучить требования конкретных зон — так, например, бухгалтер в Дубае (DMCC, IFZA) или Рас-эль-Хайме (RAKEZ) сталкивается с необходимостью проходить аудит.

Типы отчетов

Отчетность компаний в ОАЭ состоит из нескольких пунктов:

  • Годовой отчет. Главный документ, подаваемый компанией и отражающий ее финансовое состояние. В него входят баланс и отчеты о доходе и убытках, движении средств, акционерном капитале. В ряде зон такой отчет составляется бухгалтером компании самостоятельно, но в некоторых юрисдикциях юрлицо обязано проходить аудит.
  • Отчет совета директоров. Включает информацию о важнейших решениях, принятых управлением компании, а также анализ деятельности фирмы.
  • Управленческий отчет. Включает управленческие решения. Кроме того, в этот документ входит анализ эффективности компании, а также рынка и конкурентов.
  • Аудиторский отчет. Подается в тех случаях, когда фирма проходит аудит в соответствии с требованиями Министерства экономики. Такой документ составляется лицензированным аудитором, проводившим проверку.
  • Отчет о корпоративном управлении. Содержит информацию о руководстве компании. Этот документ фиксирует ответственность управляющих лиц, а также используется для обеспечения прозрачности.
Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

При подаче отчеты дополняются примечанием. В нем описываются процедуры, которые применяются юрлицом при ведении финансовой отчетности, и соответствующая политика компании.

Требования к документам

Финансовая отчетность ОАЭ сопровождается следующими документами:

  • выписки по счетам фирмы (банки, платежные системы и т. д.);
  • актуальные договоры на отчетный период (как заключенные в течение прошедшего финансового года, так и составленные ранее, но действительные в рассматриваемый период);
  • подтверждение активов компании (брокерские выписки при инвестициях в ценные бумаги, договоры и контракты с подтверждением владения акциями других компаний, интеллектуальной собственностью, недвижимостью и т. д.);
  • первичная документация (накладные, акты, счета).

Корпоративная бухгалтерия ОАЭ хранится минимум пять лет. Документы составляются на английском языке и заверяются электронной подписью, а также (при необходимости) печатью аудитора.

Сроки сдачи

Подача документов и уплата налогов в Эмиратах осуществляется ежегодно. Документация подается в течение 9 месяцев после окончания отчетного периода. Администрация фризон может устанавливать собственные сроки, поэтому рекомендуется предварительно проверить местные требования.

Подавать документы следует заранее — это поможет избежать штрафов в том случае, если в процессе возникнут технические проблемы или будут выявлены ошибки.

Последствия нарушений

Корректная и своевременная подача отчетности — обязанность любого юрлица в Эмиратах. Ее невыполнение может привести к ряду различных последствий: от штрафов до блокировки счетов и запрета на ведение деятельности.

Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

Так, при систематических нарушениях компании может быть отказано в продлении лицензии. Это приводит к неспособности работать на территории ОАЭ: соответствующие лицензии (торговая, промышленная, туристическая и т. д.) обязательны для деятельности на территории Эмиратов.

Также пренебрежение отчетностью может привести к проверкам со стороны налоговой службы, в результате чего могут быть найдены другие нарушения и назначены дополнительные штрафы.

Размер взысканий, связанных с неподачей отчетности, зависит от нарушения. Так, при несвоевременной подаче взимается сбор от 10 000 до 50 000 AED.

Советуем ознакомиться с кейсом о том, как мы помогли клиенту зарегистрировать IT-компанию во фризоне IFZA в ОАЭ. Подробности — в нашем материале.

Отчеты разных типов компаний

Вид бизнеса в ОАЭ определяет ряд нюансов его работы: от отчетности до налоговых ставок. Выделяется две основных разновидности юрлиц: Mainland и Free Zone.

Материковый бизнес (Mainland) работает напрямую с Министерством экономики и Федеральной налоговой службой. Отчеты подаются в эти органы каждый год в электронном виде через государственные онлайн-порталы. Эта обязанность распространяется на все компании, даже при отсутствии оборота и активной деятельности.

Бизнес, доход которого составляет более 375 000 AED (~$100 000) за отчетный период и который платит налог 9%, обязан проходить ежегодные аудиты.

Во фризонах правила могут отличаться, так как их устанавливает FZ Authority. Многие зоны дают возможность составлять документы в упрощенном виде. Тем не менее соблюдение требований обязательно и для Free Zone. От этого зависит рейтинг бизнеса, а также продление лицензии на ведение деятельности.

Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса

Отчетность в ОАЭ с Easy Payments

Процесс регистрации и управления бизнесом — сложная задача, которая требует внимательного изучения законодательства. Чтобы избежать ошибок, рекомендуется обращаться за помощью к специалистам.

Работа с Easy Payments — это комплексный подход, который включает все этапы от создания бизнеса до составления отчетности. Мы поможем с выбором зоны, сбором документов, арендой юридического адреса, регистрацией, оформлением лицензии.

Также в услуги входит бухгалтерское и налоговое сопровождение с подачей отчетности, регистрация НДС в ОАЭ, оформление товарного знака, аренда офиса.

Кроме того, наши специалисты оказывают сопровождение во время личных визитов в местные банки для регистрации бизнес-счетов и занимаются удаленным открытием счетов в интернет-банках типа Payoneer, помогают с подключением платежных систем Stripe и PayPal. В перечень услуг также входит получение статуса резидента и Emirates ID.

Управление компанией в ОАЭ

Коммерческая деятельность в ОАЭ невозможна без подачи отчетности в контролирующие органы. Требования к отчетам компании ОАЭ зависят от зоны, где она зарегистрирована. Нарушения могут привести к штрафам и запрету на ведение деятельности.

Easy Payments предлагает услуги по запуску бизнеса «под ключ» — от регистрации до подачи отчетности. Наши специалисты помогут пройти все необходимые этапы по созданию компании, а также предложат подробную консультацию. Для этого напиши нам на сайте или через Telegram.

Вы уже сталкивались с подготовкой финансовой отчетности в ОАЭ? Какой опыт был у вашей компании?

Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Easy Payments напоминает, что мы всегда готовы помочь вам:

— открыть компанию за рубежом,

— зарегистрировать бизнес-счет в онлайн-банке,

— получить аккаунт в международных платежных системах Stripe и PayPal,

— оформить именную дебетовую карту в банках СНГ.

Если наша статья оказалась для вас полезной…

Пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить следующую статью.

Подписывайтесь на наш Telegram! Вы найдете там еще больше новостей о выходе на зарубежный рынок.

7
Начать дискуссию