Финансовая отчетность ОАЭ: обязанности, штрафы и особенности для бизнеса
Отчетность и налоги в ОАЭ — вопросы, важные для любого предпринимателя. Грамотная и своевременная подача документов необходима для работы бизнеса — в противном случае можно столкнуться со штрафами и отказом в продлении лицензии.
Всем привет! На связи команда Easy Payments.
Рассмотрим подробнее, как выглядит отчетность в Дубае и других эмиратах: какие особенности должны учитывать различные типы компаний, с какими требованиями сталкиваются предприниматели и как происходит процесс подачи.
Отчетность в Эмиратах: что нужно знать
Бухгалтерский учет в ОАЭ обязателен для любой компании: документы подаются независимо от того, ведет ли бизнес активную деятельность. Пренебрежение этой ответственности может привести к нежелательным последствиям: в 2023 году власти ввели новые правила, усилившие контроль за прозрачностью и соблюдением норм.
Контролирующие органы страны используют отчетность для сбора данных о текущем финансовом состоянии юрлица. Кроме того, в зависимости от типа компании доступ к отчетности могут получать другие организации — например, банки, которые используют документы для оценки кредитоспособности.
Отчетность ОАЭ может включать различные типы документов для различных типов юрлиц, но основным документом является годовой отчет. В него входит баланс компании, информация о прибыли и расходах, а также сведения о движении денег. Большинство компаний подают документацию онлайн. При оформлении необходимо ориентироваться на стандарты IFRS (МСФО).
Какие органы контролируют процесс?
Органы и департаменты, контролирующие подачу отчетности, зависят от зоны, где расположена компания. Так, отчетность и налог в Дубае регулируется иначе, чем в Рас-эль-Хайме, а отчетность во фризонах отличается от «материковой» территории.
Материковые (Mainland) компании обязаны сотрудничать напрямую с федеральными управляющими органами ОАЭ. Документация подается в Министерство экономики (MoE) и Федеральную налоговую службу (FTA). Компании, занимающиеся некоторыми типами деятельности (например, производством товаров), могут столкнуться с необходимостью составлять дополнительную отчетность — например, для Министерства промышленности и энергетики.
Если юрлицо открыто в одной из Free Zone, подача отчетности осуществляется иначе. Вместо работы с контролирующими органами страны компания должна подавать документы в администрацию зоны, где она зарегистрирована (FZ Authority). Для взаимодействия с администрацией используются официальные онлайн-порталы.
При этом следует заранее изучить требования конкретных зон — так, например, бухгалтер в Дубае (DMCC, IFZA) или Рас-эль-Хайме (RAKEZ) сталкивается с необходимостью проходить аудит.
Типы отчетов
Отчетность компаний в ОАЭ состоит из нескольких пунктов:
- Годовой отчет. Главный документ, подаваемый компанией и отражающий ее финансовое состояние. В него входят баланс и отчеты о доходе и убытках, движении средств, акционерном капитале. В ряде зон такой отчет составляется бухгалтером компании самостоятельно, но в некоторых юрисдикциях юрлицо обязано проходить аудит.
- Отчет совета директоров. Включает информацию о важнейших решениях, принятых управлением компании, а также анализ деятельности фирмы.
- Управленческий отчет. Включает управленческие решения. Кроме того, в этот документ входит анализ эффективности компании, а также рынка и конкурентов.
- Аудиторский отчет. Подается в тех случаях, когда фирма проходит аудит в соответствии с требованиями Министерства экономики. Такой документ составляется лицензированным аудитором, проводившим проверку.
- Отчет о корпоративном управлении. Содержит информацию о руководстве компании. Этот документ фиксирует ответственность управляющих лиц, а также используется для обеспечения прозрачности.
При подаче отчеты дополняются примечанием. В нем описываются процедуры, которые применяются юрлицом при ведении финансовой отчетности, и соответствующая политика компании.
Требования к документам
Финансовая отчетность ОАЭ сопровождается следующими документами:
- выписки по счетам фирмы (банки, платежные системы и т. д.);
- актуальные договоры на отчетный период (как заключенные в течение прошедшего финансового года, так и составленные ранее, но действительные в рассматриваемый период);
- подтверждение активов компании (брокерские выписки при инвестициях в ценные бумаги, договоры и контракты с подтверждением владения акциями других компаний, интеллектуальной собственностью, недвижимостью и т. д.);
- первичная документация (накладные, акты, счета).
Корпоративная бухгалтерия ОАЭ хранится минимум пять лет. Документы составляются на английском языке и заверяются электронной подписью, а также (при необходимости) печатью аудитора.
Сроки сдачи
Подача документов и уплата налогов в Эмиратах осуществляется ежегодно. Документация подается в течение 9 месяцев после окончания отчетного периода. Администрация фризон может устанавливать собственные сроки, поэтому рекомендуется предварительно проверить местные требования.
Подавать документы следует заранее — это поможет избежать штрафов в том случае, если в процессе возникнут технические проблемы или будут выявлены ошибки.
Последствия нарушений
Корректная и своевременная подача отчетности — обязанность любого юрлица в Эмиратах. Ее невыполнение может привести к ряду различных последствий: от штрафов до блокировки счетов и запрета на ведение деятельности.
Так, при систематических нарушениях компании может быть отказано в продлении лицензии. Это приводит к неспособности работать на территории ОАЭ: соответствующие лицензии (торговая, промышленная, туристическая и т. д.) обязательны для деятельности на территории Эмиратов.
Также пренебрежение отчетностью может привести к проверкам со стороны налоговой службы, в результате чего могут быть найдены другие нарушения и назначены дополнительные штрафы.
Размер взысканий, связанных с неподачей отчетности, зависит от нарушения. Так, при несвоевременной подаче взимается сбор от 10 000 до 50 000 AED.
Советуем ознакомиться с кейсом о том, как мы помогли клиенту зарегистрировать IT-компанию во фризоне IFZA в ОАЭ. Подробности — в нашем материале.
Отчеты разных типов компаний
Вид бизнеса в ОАЭ определяет ряд нюансов его работы: от отчетности до налоговых ставок. Выделяется две основных разновидности юрлиц: Mainland и Free Zone.
Материковый бизнес (Mainland) работает напрямую с Министерством экономики и Федеральной налоговой службой. Отчеты подаются в эти органы каждый год в электронном виде через государственные онлайн-порталы. Эта обязанность распространяется на все компании, даже при отсутствии оборота и активной деятельности.
Бизнес, доход которого составляет более 375 000 AED (~$100 000) за отчетный период и который платит налог 9%, обязан проходить ежегодные аудиты.
Во фризонах правила могут отличаться, так как их устанавливает FZ Authority. Многие зоны дают возможность составлять документы в упрощенном виде. Тем не менее соблюдение требований обязательно и для Free Zone. От этого зависит рейтинг бизнеса, а также продление лицензии на ведение деятельности.
Отчетность в ОАЭ с Easy Payments
Процесс регистрации и управления бизнесом — сложная задача, которая требует внимательного изучения законодательства. Чтобы избежать ошибок, рекомендуется обращаться за помощью к специалистам.
Работа с Easy Payments — это комплексный подход, который включает все этапы от создания бизнеса до составления отчетности. Мы поможем с выбором зоны, сбором документов, арендой юридического адреса, регистрацией, оформлением лицензии.
Также в услуги входит бухгалтерское и налоговое сопровождение с подачей отчетности, регистрация НДС в ОАЭ, оформление товарного знака, аренда офиса.
Кроме того, наши специалисты оказывают сопровождение во время личных визитов в местные банки для регистрации бизнес-счетов и занимаются удаленным открытием счетов в интернет-банках типа Payoneer, помогают с подключением платежных систем Stripe и PayPal. В перечень услуг также входит получение статуса резидента и Emirates ID.
Управление компанией в ОАЭ
Коммерческая деятельность в ОАЭ невозможна без подачи отчетности в контролирующие органы. Требования к отчетам компании ОАЭ зависят от зоны, где она зарегистрирована. Нарушения могут привести к штрафам и запрету на ведение деятельности.
Easy Payments предлагает услуги по запуску бизнеса «под ключ» — от регистрации до подачи отчетности. Наши специалисты помогут пройти все необходимые этапы по созданию компании, а также предложат подробную консультацию. Для этого напиши нам на сайте или через Telegram.
Вы уже сталкивались с подготовкой финансовой отчетности в ОАЭ? Какой опыт был у вашей компании?
Спасибо, что прочитали нашу статью. Команда Easy Payments напоминает, что мы всегда готовы помочь вам:
— открыть компанию за рубежом,
— зарегистрировать бизнес-счет в онлайн-банке,
— получить аккаунт в международных платежных системах Stripe и PayPal,
— оформить именную дебетовую карту в банках СНГ.
Если наша статья оказалась для вас полезной…
Пожалуйста, порадуйте нас своим лайком и подпишитесь на обновления, чтобы не пропустить следующую статью.
Подписывайтесь на наш Telegram! Вы найдете там еще больше новостей о выходе на зарубежный рынок.