{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто такие девелопер адвокаты, где они нужны и чем занимаются?

Выступления на конференциях по всему миру, общение с топовыми IT-специалистами и авторитет среди разработчиков — только видимая часть профессии девелопер адвоката. На самом деле все гораздо интереснее.

Фантастические специалисты, и где они обитают

С одной стороны, девелопер адвокат — очень востребованная профессия. Она есть во многих крупных IT-компаниях, таких как Microsoft, JetBrains, Google. Написать полезную статью, выступить с докладом или рассказать, как лучше использовать ту или иную технологию — задачи для девелопер адвоката, и многие компании выделяют для этого специально обученных сотрудников.

С другой стороны, Developer Advocacy — довольно узкая ниша, которая напрямую зависит от деятельности компании. А порой — одной из ее команд. Например, большинство IT-компаний отлично справляются без девелопер адвокатов силами разработчиков, тестировщиков, аналитиков. Также для них работают классические модели продаж, рекламы и PR. Все потому, что результат их работы ориентирован на бизнес-аудиторию.

А что, если наша цель — профессиональное IT-сообщество: разработчики, DevOps-инженеры, QA-специалисты и прочие технари? С такой публикой не забалуешь, ведь эти люди по роду профессии привыкли сомневаться, перепроверять, не принимать импульсивных и необдуманных решений.

Представьте: в магазине электроники вам помогает консультант, с трудом читающий с ценника. Это настораживает, раздражает. Ваши вопросы совсем на другом уровне, далеко за пределами информации на ценнике, и вам нужен конкретный и понятный ответ эксперта. Так вот девелопер адвокат — как раз такой эксперт в мире IT. Это специально обученные (на самом деле, скорее, предрасположенные) люди, которые хотят и готовы профессионально делиться информацией с такими же профессионалами, искать истину и развивать отрасль.

В нашей компании есть подразделение, которое создает библиотеки и инструменты как раз для разработчиков: платформу c открытым исходным кодом и инструмент для работы с данными в Java-приложениях. И вот тут без IT-экспертов уже не обойтись. Мы называем работников этого фронта девелопер адвокатами, хотя, возможно, это и не совсем точно. В этой статье мы посмотрим из чего состоят будни специалиста такой профессии.

В целом, Developer Advocacy (можно также встретить Developer Relations) — это обособленный и специфичный вид PR, который направлен на узкую профессиональную группу (в основном, разработчики, тестировщики, DevOps). Задачи девелопер адвоката и его KPI направлены на создание контента, причем любого вида: технического или маркетингового. Это требует определенного склада ума, глубоких технических знаний и характера. Но те, кому это подходит, смогут чувствовать себя в профессии, как рыба в воде, и получать удовольствие от работы каждый день.

Выступления и коммуникации

Пожалуй, это самая заметная деятельность девелопер адвокатов, и она действительно занимает много времени. Логика очевидна: продвигать продукт нужно там, где собирается его аудитория.

Haulmont часто появляется на крупных онлайн и офлайн IT-конференциях в России и за рубежом. Среди них — Oracle Code One в Сан-Франциско, SCALE в Пасадене, Joker в Санкт-Петербурге. Или сам организует митапы и дни открытых дверей для разработчиков. Как прошла прошлая встреча, можно прочитать здесь.

Иногда девелопер адвокат общается и с потенциальными клиентами, которые интересуются платформой, но далеки от мира IT, или студентами. В общем, говорить просто о сложном не только технически подкованной аудитории — важный навык.

Создание контента

Помимо выступлений, девелопер адвокат регулярно пишет материалы в блоги, твиты и комментарии. Так что грамотность, понимание логики текста и авторский стиль — это еще один не менее эффективный инструмент коммуникации, которым нужно владеть.

Помощь пользователям

Недостаточно просто познакомить аудиторию с продуктом. Важно также помочь разработчику успешно освоить и применить этот продукт в работе. Порой приходится погружаться в частные случаи и вместе искать решения.

Например, пользователи Jmix и JPA Buddy используют платформу и плагин в разных ситуациях и сценариях, сравнивают их с другими технологиями. И, конечно, задают много вопросов в соцсетях, блогах и на форуме. В нашей компании девелопер адвокат помогает пользователям не в одиночку, а вместе с разработчиками и тестировщиками. Однако, отвечая на вопросы, он выполняет еще одну задачу.

Сбор обратной связи

Иногда пользователи просят дополнить технологию или вообще все изменить. Такие предложения могут быть конструктивными и действительно полезными. А могут и не быть — к чему тогда прислушиваться? Именно поэтому нужен девелопер адвокат, который слушает мнения пользователей, знает тренды и потребности IT-индустрии и может донести разработчикам компании действительно ценные предложения. Это сложный процесс, требующий глубокого анализа, постоянного общения с разработчиками и знания рынка. Но благодаря этой деятельности девелопер адвоката достигается правильное продвижение продукта на рынке и его развитие.

Разработка

На самом деле, быть девелопер адвокатом и не разбираться в разработке можно, но сложно и не слишком эффективно. Чтобы понимать разработчиков, представлять им продукт компании и тем более помогать в нем разобраться, нужно говорить на одном языке — только так рыбак увидит рыбака. Да, работа девелопер адвокатом может быть основным видом деятельности, но часть времени все равно придется писать код и погружаться в продукт.

Обычно, когда мы ищем девелопер адвоката в нашу команду, мы ждем разработчика с определенными экстра-навыками: создавать контент, много общаться с техническими специалистами, выступать на конференциях и много читать. Кстати, о последнем.

Постоянное самообразование

Потребление информации занимает от трети до половины времени девелопер адвоката. А иногда и больше. У технологий и продуктов постоянно выходят новые релизы, компании проводят конференции, опытные специалисты публикуют статьи. Все как в Зазеркалье: нужно потреблять информацию «со всех ног», чтобы оставаться в индустрии. И делать это в два раза быстрее, чтобы хорошо разбираться в ней и помогать другим. Очень важно не уставать от английского, потому что большую часть времени предстоит общаться, читать и даже думать на этом языке.

Кто становится девелопер адвокатом?

Мы считаем: девелопер адвокат — прежде всего разработчик. Грейд здесь не так важен, хотя придется общаться в том числе с очень опытными специалистами. А это требует определенных знаний и склада ума.

На самом деле, девелопер адвокат — это лишь одно из направлений развития разработчика. Можно прокачивать Hard Skills и стать техлидом, или сделать шаг в сторону коммуникаций и маркетинга. И это тоже отличный путь для развития, в том числе и финансового. Все потому, что девелопер адвокат — специалист с богатым кругозором, который имеет авторитет среди других разработчиков, умеет разговаривать с публикой, знает IT-индустрию и свой продукт, пишет хорошие тексты, не устает от постоянного изучения технологий и английского языка. Если сложить все это, окажется, что таких людей действительно мало.

Ну и, конечно, девелопер давокат — это уже не профессия, а образ жизни. Если вы замкнуты, не получаете удовольствия от изучения технологий и боитесь летать на самолете, скорее всего, данное направление не для вас. Но если даже вечером в компании друзей вы любите обсудить, что выйдет в тренды среди языков программирования, или мечтаете о чем-то большем, чем создание новых фич, а еще любите изучать технологии, возможно, профессия девелопер адвоката — отличный выбор.

К сожалению, не существует универсального совета или книги «Как стать девелопер адвокатом за 10 минут». Но для начала можно завести технический блог на Хабре, выступить с докладом на конференции в своем городе и подтянуть английский. На этом пути вас ждет возможность увидеть мир, лично пообщаться с известными людьми из IT-сферы, представлять компанию на международных конференциях и много всего интересного.

А как вы видите роль девелопер адвоката и хотели бы такую работу? Поделитесь с нами в комментариях.

0
5 комментариев
Game Topia

Очень похоже на описание евангелиста... 

Ответить
Развернуть ветку
Haulmont
Автор

Вы совершенно правы. Иногда девелопер адвокатов называют, технологическими евангелистами или DevRel-специалистами. Такое разнообразие — попытка уместить разные многочисленные задачи этой профессии в одно наименование. Дело в том, что разные компании к по-своему расставляют приоритеты в работе своих специалистов

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Мне почему-то кажется, что не компании определяют поведение евангелистов, а ЦА и ее потребности. Я бы даже не исключил вариант, при котором упор делается на те качества евангелиста, которые у него развиты лучше всего и за которые его ценят эксперты. Евангелисту не удастся чего-то навязать, он очень крут и его востребованность на рынке... Подобные люди в не рынка. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Stukalov

Очень хороший комментарий!

DevRel - это направление деятельности, и там много профилей. Четкого описания каждого профиля не встречал, но все же есть каноничное представление, которое упомнянуто в этой статье по ссылке. Процитирую:

Where the Evangelist introduces the product to developers and communities, Advocates typically shows how the product can be used, in the audience's context. The Advocates making sure the developers have the resources they need to become successful with the product. 

Из этого описания видно разницу евангелистов и адвокатов. Евангелист - представитель технологии. Адвокат - представитель комьюнити.

А теперь, касаемо определения поведения. Вот конкретно поведение евангелистов зачастую прямо продиктовано компанией, а точнее продвигаемым продуктом. В это же время адвокаты ориентированы больше на ЦА и ее потребности.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Elesin

Интересная статья. Правда, не хватило информации о профитах для компаний)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда