«Как фрилансеры написали программы за пару тысяч рублей и сэкономили моим клиентам миллионы». Опыт бизнес-консультанта

Биржа фриланса FL.ru продолжает серию публикаций b2b-клиентов, которые рассказывают о своем опыте и результатах работы с фрилансерами на платформе. Бизнес-консультант рассказал, как привлекает разработчиков для сохранения денег и времени своих клиентов.

Ранее мы делились историями: — как Beeline Казахстан реализует медиапроекты с участием пула из сотен фриланс-креаторов— как запустить свою соцсеть при помощи команды фрилансеров;— на что обращает внимание самый опытный заказчик фриланс-услуг.

Меня зовут Антон Корнилов и основная моя деятельность связана с консультациями по внедрению изменений и оптимизации бизнес-процессов. В основном я работаю с коммерческими и полугосударственными компаниями, среди которых интернет-магазины, торговые сети, СМИ и др. Я понял ценность фрилансеров в 2017 году, работая в найме в крупном интернет-магазине. Ко мне подошел руководитель и сказал: "У нас есть мобильное приложение, заявки через которое поступают на электронную почту. Скажи, что можно улучшить в нем?" Я посмотрел и понял, что компании нужен простой парсер, который бы отсеивал спам, заявки скидывал бы в определенный файл и распределял их по отделам, которые бы отрабатывали менеджеры.

Я начал искать программистов. Выяснилось, что компании, которые занимаются такими услугами, брали за задачу 100–150 тысяч рублей. Тогда я решил обратиться к фрилансерам, пришел на фриланс-биржу FL.ru и нашел эксперта, который оценил задачу и предложил сделать программу за 5 тысяч рублей за несколько дней. Именно этот эпизод показал мне, что на фрилансе работают талантливые профессионалы с уникальной экспертизой, которые могут помочь бизнесу решить задачи крайне быстро и недорого.

“Я выполню вашу задачу за 10 тысяч рублей”

Безусловно одно из главных достоинств фриланса — это выгода. Не все понимают, что разработку масштабной автоматизированной программы может выполнить всего 1 человек, а не целая компания, и возьмет за это 10–50 тысяч рублей. Стоимость агентств формируется из бонуса руководителя, зарплаты штатных сотрудников, от программистов до бухгалтеров. На фрилансе вы платите за часы работы одного специалиста.

Я всегда открыто предупреждаю заказчиков о том, что их задачи будут решать фрилансеры. Могу показать для сравнения цены и стоимости подрядчиков-агентств, но я не сталкивался с предубеждением заказчиков в этом плане, ведь им важен результат.

Обратная сторона работы с фрилансерами — риск. Однако я всегда пользуюсь сервисом Безопасная сделка. Мне важна моя репутация, поэтому я не хочу быть причиной срыва срока проекта или потери денег. Мое видение разделяют и клиенты: не проблема — заплатить комиссию, но при этом иметь гарантии, ведь стоимость проекта обычно в десятки раз ниже, чем у компаний-подрядчиков.

Что важно знать бизнесу при поиске фрилансеров?

Первое, что, на мой взгляд, нужно бизнесу, который хочет работать с фрилансерами на постоянке, — найти человека, который будет декомпозировать задачи руководителя на измеримые задачи для фрилансера. Фрилансер не понимает язык бизнеса и не должен его понимать, так как не погружен в бизнес-процессы. Это может быть фриланс-консультант или штатный менеджер, знающий фриланс-бизнес изнутри.

Второе — составление правильного задания. Публикуя проект, вам нужно расписать, что хочется получить в итоге и как это примерно должно работать. При этом техническое задание после ознакомления с заданием и дополнительные вопросы должен сформировать именно сам фрилансер.

Третье — это отсев. Безусловно, не все исполнители одинаково компетентны, а главное, ответственны, поэтому стоит обращать внимание на их поведение:

  • вовлеченность. После публикации заказа и получения первых откликов, я обязательно задаю фрилансерам 1–2 вопроса по заданию и продолжаю работать только с теми, кто дал интересный ответ.
  • готовность работать по Безопасной сделке. Это обязательно. Я не работаю с теми, кто ждет предоплату в размере 50% и предлагает уйти с биржи в Телеграм. При этом даже если фрилансер уже выполнил для меня несколько заказов, я все равно оформляю Безопасную сделку. Это отличный мотиватор для исполнителей выполнить все договоренности в срок.
  • отзывы. Чаще всего я смотрю на отрицательные отзывы: как давно они были опубликованы и в чем причина недовольств предыдущего заказчика. Если выбор стоит между специалистом с хорошим рейтингом и тем, у кого есть негативные отзывы, — я выберу первого.
  • портфолио. Если моя задача связана с дизайном, например обновлением дизайна сайта или логотипа, то я всегда обращаю внимание на портфолио исполнителя — ищу в нем необходимый стиль, который мог бы понравиться мне или руководителю.
  • наименование выполненных работ. Читая отзывы, я смотрю на то, как звучали прошлые задачи, которые выполнял фрилансер. Во-первых, часто они могут быть похожи на ваше (а значит, у исполнителя уже есть опыт), а во-вторых, не всегда специализация фрилансера ограничивается одной сферой. Обычно меня смущает, если на заказ по дизайну, например, отвечает разработчик, но, читая отзывы, можно увидеть, что этот фрилансер регулярно хорошо справляется с обеими категориями услуг.

Однако нагляднее всего показать преимущества работы с фрилансерами можно на кейсах. Я расскажу про две самые мощные разработки фрилансеров с нуля, которые вывели бизнес моих клиентов на новый уровень.

Кейс типографии: как снизить издержки на отказы и увеличить прибыль на 20% с помощью хитрой, но недорогой разработки

Мой клиент — известная в России сеть типографий и копировальных центров. Одна из услуг — это создание сувенирной продукции с изображением клиента, в основном фотографий, сделанных прямо в студии. Чаще всего это крупные корпоративные заказы. Но процесс работ был выстроен неидеально: маркером был высокий уровень отказов.

Цепочка выглядела так: после фотографирования менеджеру требовалось обработать фото, создать дизайн-макет и лично по почте или телефону согласовать его с клиентом (очень длительный процесс, связанный с тем, что фотографии часто содержали персональные данные). Затем получить предоплату, произвести партию, отправить заказчику, который при получении должен внести оставшуюся сумму. Отказы случались на этапе согласования макета, и тогда вся долгая работа менеджера выполнялась зря, и на этапе принятия работ, если у заказчика не было денег или продукция была ему уже не нужна. Все это снижало выручку компании на 30%, а продукцию попросту приходилось утилизировать.

Решением должна была стать программа, позволяющая автоматизировать процесс согласований. Мы начали искать компанию-подрядчика и сразу после рассказа о проблеме получили ответ: “Мы выполним эту задачу за полтора миллиона рублей, но как — пока не знаем”. Звучало это непривлекательно, и я обратился к фрилансерам на FL.ru. Я получил отклик от команды разработчиков, которые составили ТЗ (о чем даже не думали агентства). Они продумали все риски: сказали, что нужно использовать сервера, межсетевые экраны и в целом создавать "безопасный IT-периметр”. В итоге менеджер типографии перестал согласовывать фотографии с каждым клиентом. Теперь ему надо только загрузить фото на сервер и нажать на кнопку «запустить смс-рассылку». Клиенты сами отбирают фото, тип сувенирной продукции и вносят необходимые правки через веб-интерфейс. Менеджеру остается только выгрузить ответы клиентов и отдать заказ в работу.

Автоматизация увеличила уровень customer success.

Как результат:

— на 20% сократились возвраты с почтовых курьерских служб;

— скорость обработки одного заказа снизилась с двух недель до трех дней, где один-два дня занимает сбор данных и лишь один занят уточнением деталей и запуском всего заказа в работу;

— на 20% выросла прибыль компании.

Создание программы обошлось типографии в 150 000 рублей

Кейс интернет магазина: программа для безлимитного автопостинга в группы в соцсетях

Мой клиент искал новые инструменты маркетинга в соцсетях. Мы решили попробовать автопостинг, но столкнулись с тем, что внутренние фичи соцсетей очень неудобны, а расширенный функционал дают платные сервисы по подписке (от 300 рублей в месяц за ведение одной или двух групп). Объемы контента были большие, и следить за сторонней платформой, которая не дает всех аналитический функций, нам не хотелось.

Мы обратились к фрилансерам вышеупомянутой биржи за созданием собственной программы. Исполнитель за 3 тысячи рублей написал свое решение.

«Как фрилансеры написали программы за пару тысяч рублей и сэкономили моим клиентам миллионы». Опыт бизнес-консультанта

Вот так выглядит разработанная программа для заказчика

Теперь клиент ведет неограниченное количество групп и публикует неограниченное количество постов. Решение окупилось максимум за 10 месяцев.

Мой опыт показал, что фрилансеры сегодня сами часто выступают в качестве консультантов, предлагая нетривиальные пути решения задач. У некоторых из них опыта и навыков гораздо больше, чем у штатных сотрудников компаний; многие уходят во фриланс, так как просто переросли рынок. Исполнители мотивированы работать быстро и качественно, берутся за интересные проекты, чтобы добавить их в портфолио. Тем компаниям и специалистам, которые знают, как работать с биржами и искать фрилансеров, открывается безграничный доступ к экспертизе миллионов талантов.

1212
26 комментариев

Программист, способный выполнить нетривиальную задачу, это программист крутого уровня. Он понимает что его рыночная стоимость от 150 т.р. и на мелкие задачи ставит соответсвующий ценник. За 5 т.р. не будет он делать всякую херь. Заколебешься искать такого "самородка". 

По началу-то все хорошо - вроде найдешь, договоришься, он сделает пол задачи и пропадет. В запой уйдет или ему другой проект подвернется. А ты его искал две недели и он работал 2 недели. В итоге месяц прошел и ты с нуля все начинаешь. 

Потом еще один так же и еще один.

Потом следующий только по предоплате работает. Ну ладно - уже сроки поджимают, 5 т.р. не так жалко. Рискнем! Платишь пятеру, человек делает херню и начинаются трехнедельные переписки "а вы вот это просили, а это не просили, я по ТЗ все сделал, доработки за отдельную плату". Обижается и пропадает в конце концов.

В итоге после полугодовой ебли и пятидесяти итераций тебе делают этот твой "скрипт за 5 т.р.". Только он уже стоит 30 т.р. и прошло пол года и твой левый глаз дергается, а жопа седая.

17
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Правдиво, но. Создай дубляж - пусть на тебя работают 2 разработчика с одной и той е задачей. Если один отвалится - выполнит другой. Итого = 10 К, а не 150 за агентство или штатника. Или пользоваться БС (безпасная сделка) на бирже, но это от седых волос не избавит, но лишнего рубля не потратишь. 

1
Ответить

По собственному 12-летнему опыту коммерческой разработки ПО могу сказать, что на фрилансе практически нет интересных задач с нормальной оплатой труда. То есть либо вам как разрабу интересно попробовать новую технологию и вы готовы делать за ниже рынка, либо вы уходите в запой каждые 2 месяца (об этом кейсе кстати упомянуто), либо ещё какие-то проблемы. Нормальный разраб не будет за копейки систематически тратить свое рабочее время, отыгрывая при этом дополнительные ненужные ему роли тестировщика, переговорщика, бизнес аналитика, проджект менеджера, бухгалтера, маркетолога и тп.

12
Ответить

Хорошая попытка прорекламироваться, но нет уж! Я несколько лет работал на фрилансе, пока все было хорошо, но в итоге ушёл в офис (удаленно) так как то что сейчас есть в заказах днище да и только. А работал я там потому что мог неплохо получать при этом быть свободен по большей части дня. Но это не значит что я ебашил задачи по 10к которые стоят 150. Я брал примерно по 80-100 тысяч 
Так что вашу статью видимо писал какой-то маркетолог за 3к с вашей же площадки

9
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Тоже обратил на это внимание и собрался подколоть, но вы меня опередили... 

2
Ответить