Бизнес-аналитик: необходимость для успешной работы компании или новая мода?

Время прочтения: 5 мин. 35 сек.

Невозможно было не заметить, что за последний год бизнес–аналитика (BA) все больше на слуху, а количество курсов и программ по получению навыков аналитика увеличились в разы. За этот месяц в поисковике “Яндекс” было совершено 33641 запросов словосочетания “бизнес-аналитика”. Так почему эта тема стала так востребована? В этой статье мы разберем, почему специалист по бизнес-аналитике необходим в компании, а также повышает ли бизнес-анализ ценность о для сотрудников и клиентов.

Для начала стоит разобраться, что из себя представляет бизнес-аналитика. Сейчас можно найти множество интерпретаций ВА, это связано с тем, что бизнес-аналитика сочетает в себе множество функций. Согласно определению Международного института бизнес-аналитиков (IIBA ® ), ВА - это набор задач и методов, которые используются для работы в качестве связующего звена между заинтересованными сторонами, чтобы понять структуру, политику и операции организации, а также рекомендовать решения, которые позволяют организации достичь своих целей».

Говоря простым языком, бизнес-аналитика помогает организации выявлять проблемы, возможности, потребности и внедрять изменения, которые решают ряд проблем.

Если проблема не критична, можно ли на нее закрыть глаза и обойтись без помощи бизнес-аналитика?

Если проблемы вовремя не будут выявлены, они начнут накапливаться, и вы окажитесь под их влиянием. Зачастую даже маленькие проблемы запускают цепную реакцию и могут сбить рабочие процессы и работу компании в целом, несмотря на то, что вы потратили время и деньги на проект, который только облегчил симптомы. Привлечение специалиста и постоянный анализ может помочь не только в решении уже существующей проблемы, но и вовремя ее выявить, предсказать то, что сейчас не видно на поверхности, что при росте или изменениях в структуре может стать критичным для многих процессов.

Многие специалисты из смежных областей (менеджеры по развитию, проджект-менеджеры) имеют несколько схожих инструментов, которых на первый взгляд достаточно для выявления проблем и бизнес-анализа, но это только на первый взгляд. Именно профессиональный специалист в бизнес-анализе, который имеет богатую теоретическую базу и опыт в своей сфере, он опирается не только на опыт, но и на сложный анализ данных, использовать предиктивные методы оценки качества и рисков, заранее оценить масштабы необходимых для решения ресурсов.

Хороший бизнес-аналитик знает, как планировать и строить эффективные модели для выявления точек роста и предсказать спад или активность рынка.

Стоит отметить, что работа бизнес-аналитика очень тесно связана и с ИТ-сектором. В некоторых компаниях бизнес-аналитики могут входить в ИТ-отдел. Это обосновано тем, что их инструментарий включает в себя работу с разными программами, новыми или улучшенными компьютерными системами.

Кроме того бизнес-аналитик обеспечивает соответствие технической работы потребностям бизнеса и может участвовать в тестировании системы, создании руководств для пользователя.

Специалисты по ВА действуют как проводники информации, переводя потребности заинтересованных сторон бизнеса на язык, понятный разработчикам, что является немаловажным в дни цифровизации, ведь цифровая трансформация – сложный процесс и именно бизнес-аналитик может его упростить.

Что дает компании бизнес-анализ?

Естественно, бизнес-аналитик должен владеть навыками, позволяющими провести высококачественный бизнес-анализ. В свою очередь, организация может использовать бизнес-анализ для достижения стратегических целей путем выявления и внедрения конкретных изменений. По своей природе изменения могут быть стратегическими или структурными, но все они направлены на повышение эффективности рабочих процессов. Так компании могут улучшить свои стратегические и технические возможности, понимая текущий рыночный сценарий с помощью бизнес-анализа, что помогает им определить, где компания или ее продукт находится на рынке сейчас по сравнению с конкурентами, выявить свои сильные и слабые стороны.

Бизнес-анализ многогранен. Вот некоторые примеры:

  • Позволяет полностью понять структуру и динамику компании;
  • Помогает выявить текущие проблемы и лучше понять их, чтобы компания могла найти индивидуальные пути решения;
  • Дает возможность определить и легко сформулировать потребность в определенных изменениях;
  • Является инструментом для создания эффективного плана оценки и снижения рисков;
  • Позволяет выявить и определить новые возможности для бизнеса;
  • и т.д.

Сфера бизнес-анализ растет и будет расширяться из-за проблем при реализации проектов и рабочих процессов, связанных с информационными технологиями, изменением рынка и поведения потребителя. Эти аспекты делают бизнес-аналитиков важным активом для любой компании.

Мы убеждены, что бизнес-аналитики, при правильной интеграции и высоком уровне профессионализма, могут стать ценным ресурсом для компании, сохраняя заботы о рынке, прибыли, способные выявить и преодолеть точки роста как всей компании, так и отдельного продукта.

Также опытный бизнес-аналитик усиливает связь между пользователем и ИТ, что может привести к уменьшению недопонимания, тем самым уменьшая уровень хаоса и повышая KPI.

Короткий вывод из всего этого такой:

Бизнес-аналитик - это базовая норма для компаний уровня МСБ (малый и средний бизнес) и выше (если у вас есть данные, их обязательно нужно анализировать), а популярность этого направления - это запоздалая реакция рынка на то, что уже делают и как влияют на компании эти специалисты.

В режиме неопределённости предиктивный анализ помогает построить опорные точки и гибкую модель для компании, что даст вам возможность пройти кризисы с меньшими рисками, а возможно, найти новый рынок.

Если говорить, про реальные кейсы, то

Наша компания при интеграции СДО всегда подключает к работе специалистов по бизнес-аналитике, чтобы внедрение платформы было бесшовным и конечные пользователи сразу получали пользу от внедрения, без долгого погружения в новые процессы и интерфейсы. Например, рост показателей администраторов одной известной сети супермаркетов при внедрении СДО с привлечением бизнес-аналитика на первых этапах проекта составил 17% в первый же месяц. Что повлекло снижение расходов на 15% за квартал по тем точкам, где проект уже был развернут.

Современный бизнес строится на данных и специалистах, которые умеют собирать и анализировать большое количество информации.

44
6 комментариев

Комментарий недоступен

3

По мне бизнес аналитик это специалист который
- помогает выявлять проблемы связанные с целеполаганием и организацией деятельности в направлении достижения бизнес целей;
- участвует в разработке стратегии и тактики изменений как в процессах так и в организационных (изменение процессов влечет за собой орг. изменения) и помощи в реализации таких изменений;
- помогает привести бизнес процессы и операции к их целевому значению, сделать так чтобы компании работали "по процессам", а не "по функциям";
- помогает разработать требования к информационным системам поддержки исполнения процессов;
- может тестировать системы на из соответствие требованиям и логике процессов.
Да иногда такому БА приходится анализировать данные, но никак не для разработки каких то финансовых или рыночных целей, понимания каких то рыночных перспектив с точки зрения экономики.
Его задача организация процессов деятельности оптимальным образом при которых процессы помогают достигать бизнес-целей с заданными ограничениям (границы, стоимость, риски процесса).

1

Одна из проблем - калькирование терминологии.
Как то давно даже писал статью для hh где разъяснял своё субъективное понимание отличий бизнес аналитика от системного.
Данная статья выдает полное не знание сути таких отличий.
По сути слили в одно понятие несколько смежных позиций.
Печально что кто-то такое начинает воспринимать как истину в последней инстанции.

Я думаю, что сейчас в любой фирме или компании есть свой аналитик, который занимается анализом рынка и конкурентов. Без этого в коммерческом секторе нет перспектив на будущее развитие. 

И это не "бизнес-аналитик".

Комментарий недоступен