В чём причины неуспеха тех, кто учился IT-специальностям, но хорошую работу в итоге не получил
С 1999 года мы обучили IT-специальностям более 165000 студентов. Говорить о том, что каждый из них добился результата, будет неверно. В статье попробуем разобрать разные сценарии развития событий, чтобы понять, почему у студентов с одинаковыми стартовыми знаниями, одним и тем же преподавателем, получаются разные результаты.
Почему выбирают IT
В последние 5-10 лет в сфере IT наблюдается небывалый спрос на специалистов в разных направлениях. Многим компаниям вдруг стали нужны программисты и дизайнеры, разработчики и верстальщики. А где их взять? Спрос, как известно, порождает предложение. Многие образовательные центры добавили в свои программы курсы по IT-специальностям, набрали педагогический состав и распахнули двери в ожидании студентов.
И что же так манит будущих IT-специалистов в эту сферу?
1. Это модно. Сейчас уже никого не удивишь дипломом по бухгалтерии или юриспруденции. А вот программист или сисадмин – другое дело.
2. Уровень доходов. Когда рядовой менеджер видит на сайте вакансий объявление с зарплатой в месяц больше, чем он заработает за год – ноги сами несут в IT-школу. Средняя зарплата программиста 100-150 000 рублей. Собственно, IT-сфера – одно из немногих направлений, способных обеспечить достойный, человеческий уровень жизни не через гипотетических 15 лет, а спустя 3-4 реальных года после начала карьеры. Медианную российскую зарплату в 30-40 тысяч рублей вряд ли можно считать достаточной для достойной жизни, тем более для семейного человека.
3. Новая жизнь. Отработав 10 лет по специальности, которая не приносила ни дохода, ни удовлетворения, многие ищут для себя что-то новое, интересное или прибыльное. Если на предыдущем месте не хватало денег – IT исправит, кому-то было скучно – проектная работа это постоянный драйв, всегда новые люди и интересные задачи.
4. Развитие. В IT-школы нередко приходят действующие специалисты, которые не ищут новых знаний, а хотят дополнить или развить уже имеющиеся.
Как по-честному
Неважно, с какой целью вы пришли в IT. Многие образовательные учреждения в сфере рассказывают о том, что вы достигнете желаемого легко и быстро, а потом чуть ли не с первого дня станете зарабатывать немалые деньги.
В IT-школе, которая по-настоящему эффективна, программа обучения построена так, что независимо от того, насколько вы далеки от цифровых технологий, вам дают необходимое количество теоретических знаний и развивают навыки, которые нужны будут для профессиональной деятельности.
Прежде, чем студент поступает на курс, он проходит собеседование с преподавателями, чтобы выявить начальный уровень знаний, понять желания и предрасположенность и подобрать соответствующую программу. И нередко в ходе этих бесед выясняется, что это не первая попытка освоить IT-специальность, а предыдущие оказались безуспешны.
Ошибки и решение
Мы собрали основные ошибки, проблемы и неудачи студентов IT-школ.
Новички и профи
Во многих ИТ-школах нет адаптации программы для студентов с разным начальным уровнем знаний. Поэтому возникает ситуация, когда профессионалы, которые поступили на обучение, и школьники-старшеклассники сидят в одной группе. При этом подача материала никак не отличается по сложности и темпу. Конечно, жалобы на неуспеваемость звучат часто.
Прежде, чем принимать решение о приобретении курса, поинтересуйтесь, есть ли какая-то разница в темпе, уровне сложности и наполнению групп для студентов с разными знаниями в IT.
Быстро не будет
Вам предложили освоение курса по программированию за 3-6-10 месяцев? Это возможно только в том случае, если вы будете сидеть за компьютером 24/7 и работать. При этом новые знания будут систематизироваться и в нужный момент всплывать из перегруженного сознания. Это, конечно же, нереально.
Практически невозможно получить знания, развить навыки и научиться их применять для реальных проектов за такие короткие сроки. Нужно время для теории, в разы больше времени – для применения знаний на практике, обязательная обратная связь от куратора или преподавателя. Поэтому полагаться на курсы, которые обещают знания за 3 месяца, не стоит.
Легко не будет
Когда потенциальные студенты читают рекламные предложения по IT-образованию, они могут купиться и на то, что образовательное учреждение гарантирует, что их специально разработанная методика, позволяет легко усваивать сложный материал. Что вы, прилагая минимум усилий, станете, к примеру, UX-дизайнером.
Не совсем понятно, как это будет осуществляться. Кто же будет учить и оттачивать на практике массу алгоритмов и техник? Кто будет выполнять сложные проекты, которые необходимы, чтобы можно было назваться профессионалом? Конечно, это должны будете делать вы. Если хотите просто – лучше не начинать. Освоение любой специальности – это труд, ежедневный и упорный. ИТ-сфера не исключение.
Портфолио
При поступлении на обучение многим обещают, что по итогу у них будет достойное портфолио. И вот, вы начали обучение: напрягаться не хотите, долго не планировали, начальных знаний тоже не имеете. К моменту вручения дипломов в вашем портфолио будет только папка, в которую вы планировали его разместить.
Там должны быть проекты, которые вы выполнили самостоятельно, которые покажут ваш профессионализм и продемонстрируют ваши навыки будущему работодателю. Если в программу курса проектная практика не включена, в ходе обучения вы не углубились в профессию настолько, чтобы понять, как они выполняются, зачем вы потратили своё время?
Чтобы не разочароваться, поинтересуйтесь на старте, как будет проходить обучение, насколько глубокие знания вам дадут и как научат применять на практике.
Трудоустройство
По итогу курса, многие IT-школы обещают трудоустройство студентам. На деле, студенты с дипломами разбредаются в неизвестных направлениях, дезориентированные и растерянные. Если в ходе обучения вы старались, работали, выполняли все задачи и проявляли инициативу, а предложение по трудоустройству ушло к отсидевшимся в углу – это ваша ошибка.
На старте стоит понять, откуда возьмутся потенциальные работодатели, и как вам не остаться в стороне, когда будут предлагать хорошие места. При этом не стоит ждать трудоустройства, если вы из тех студентов, которые учатся быстро и легко. Тут придётся самим.
Уровень доходов
Когда вы планировали поступление, вам рассказывали, что программисты зарабатывают 100+ в месяц. Вы поверили и прошли обучение. С уровнем знаний проблем нет, практическая часть сложностей не вызывает, с трудоустройством тоже помогли, однако зарплата далека от желаемого.
Проблема в том, что вам не открыли всех карт. Чтобы считаться профессионалом в любом из ИТ-направлений, нужен опыт. Посмотрите на сайтах вакансий: в предложения по вашей специальности, с зарплатой к которой вы стремитесь, одно из условий – успешный опыт работы от 2-3 лет. Поэтому не стоит сдаваться, лучше продолжайте учиться, набираться опыта, вступайте в профессиональные сообщества и достигайте своей цели.
Универсальный совет всем, кто планирует обучение или завершил его, но знаний не прибавилось: уточняйте всё на старте, оговорите как можно больше условий, разберите сценарии развития событий. Тогда вы не ошибётесь с выбором специальности, не попадётесь на уловки мошенников, которые возьмут деньги, а взамен только потратят ваше время. И по итогу обучения вы на самом деле трудоустроитесь в перспективную компанию и вольётесь в сферу, которая даёт и интересные проекты, и новые знакомства, и достойный доход.
Как всегда пост от шаг - ни о чем.
Шаг пишет шлаг!
Вы проходили курсы по ИТ? Расскажите о своих успехах?
Где самое интересное - цифры?
Сколько человек из 136 тысяч просрали время и деньги, обучаясь в вашей академии?
Что, какой-нибудь университет ведёт слежку за всеми выпускниками и их успехами?
В Яндекс Практикуме 65% выпускников получают работу. Исследование есть на их сайте
Тема не раскрыта, скучная реклама очередной школы.
Явный и неявный посыл статьи в итоге сводятся к одному: «Рряяя, мы не такие, как эти бездарные инфоцыгане Скиллбокс и Гикбрейнс! Вы ни панимаити, у нас другое!"
Мы никогда не оскорбляли, а так правда, у нас другое.
136 тысяч за 20 лет? Что-то мне кажется, что даже ни один ВУЗ столько не осилил за такое время. Вы кто такие вообще? Почему я первый раз о вас слышу? Или выпускники скромно умалчивают о вашей охуительной школе, или что-то здесь не чисто.
Сколько из этих ваших многотысячных выпускников пришло к успеху в, так скажем, IT?
Эта цифра, вероятно, уже гораздо больше, данные будут готовы к концу года. А вы подскажите, какой институт имеет 160+ филиалов в 24 странах?
IT никогда не будет перегрет, все цифровизируется. Айти специальности на данный момент, самые стабильные и высокооплачиваемые. Порог входа тоже относительно несложный. Следствие, в рынок входит много неспособных людей -> не получается найти нормальную работу.
Все те, кому надо, давно нашли)
Ага, только надо знать 20 технологий и преимуществом для вас будет если вы знаете ещё 20 технологий, ну и конечно же свободно разговариваете на техническом английском
все, никто, всегда, никогда.
Полностью с вами согласен. Чем больше людей в ай-ти — тем быстрее шагает прогресс, и тем скорее наступит глобальная автоматизация которую мы же и будем обслуживать.
Забавно, что вот все это можно было и сказать на момент, когда я поступал в ВУЗ в начале 0х - спрос все тот же и причины по которым люди идут в IT все те же 😏
Они становятся все более очевидными для большинства. Вы - молодец, если смогли все это разглядеть еще в нулевых)
дорогой "ШАГ", рада вас видеть... Да, вы берете всех и многим помогаете изменить жизнь. Я преподавала у вас..
По моей статистике (нерепрезентативной, разумеется) из группы
1. Через два месяца обучения первый студент трудоустраивается по специальности
2. 50% студентов не доходит до экзамена - понимают, что ИТ - не их стезя
3. Из всех, кто получил диплом, 80% трудоустраиваются в ИТ через 1-3 месяца после выпуска
Было бы интересно прочитать статью на тему "почему студенты вузов после 4 лет остаются без работы, а менеджер по продажам спустя 7-8 месяцев курсов находит работу".
Хотя на самом деле ответ в целом очевидный, попробую изложить в комментарии. Все достаточно просто: большая часть идут в универы за корочкой и ждут, что все само как-то получится, мол, мы тут посидим, потупим, а работа к нам постучиться. Другие 30+ лет господа вкусили на вкус тяжесть работы в роли менеджера условного, где ради выполнения KPI жертвуешь огромным количеством сил, а получаешь в лучшем случае очень даже средненькую зарплату. Вот люди и идут покупать курсы, читать статьи, что то каждый день пытаться делать очередные пет проекты.
P.S.не благодарите, кто пытался найти в этой статье примерно тоже самое
всё ещё проще - инфоцыгане
Ищу полезные знакомства
Попу мыл?
деньги есть?
Уровень преподавателей очень разный(когда работал со стажерами уровня "после курсов" интересовался, разница может быть на порядок даже в 2 последовательных потоков одного заведения)
Иногда кажется, что причина на скриншоте. Но и это вопрос дискуссионный кто лучше учит: профессиональный преподавать или профессиональный специалист
Все работы хороши и везде можно много зарабатывать. Вон, в Эстонии уборщик получает среднюю зарплату программиста у нас и наголову больше всех остальных! Все индивидуально
сомневаюсь, что в Эстонии со средней зп в 1200 евро уборщик получает ~2000
Эстонский уже выучили? Появился интерес к моделям тряпок и совков?
Надо идти уборщиком
Пост а-ля-реклама. Все плозие мы нк лучше, но мы честные.
Когда я пошел учиться в айти после школы, то просто неыбло выбора и путь был такой, что ну а кем еще в нынешнем мире, ведь вроде и понимание было этой сферы.
Однако, никто не знает, что это все на самом деле, как трудно бороться в этом рынке и только человек стремящийся идти к идее и носящий в себе эту самую "религию" можкт достигать успехов. Сложно описать одним коментарием, что такое пойти в айти, и что такое, как выбривь тот путь чтобы достичь, все в своих рекламах обещают то что многие годами не добиваются.
Как обычно, громкий заголовок, а в статье только вода и реклама самих себя. Если от статьи чувство потраченного в пустую времени, то каково после ваших платных курсов?
На сколько я слышал, большинство работодателей сразу открещиваются от кандидатов, которые хоть как-то заикнулись про эти инфоцыганские курсы либо в резюме, либо на собесе.
Ну лично я на собесе просто отношусь скептически к таким кандидатам, но собес провожу, с надеждой что вдруг он хоть что-то знает и даже одного после курсов нанял, но это скорее исключение, обычно приходят неучи, трясут корочкой и говорят что они все знают, ибо заплатили за курсы и, о чудо, ходили на них!
Кстати в общем, любой преподаватель теоретик, в реальном мире на крупных предприятиях, к сожалению все очень иначе. Ту туфту, что получают студенты, они не могут применять, исключения бывают, но редко. От туда и работники, отсиделись и домой, точная копия кто их учил.
Нет, мы берём работу на дом! К черту личную жизнь!
Жаль некоторых комментаторов....
Они жаждали себя причислить к кодерам, к энтелегенции, к элите.... Но, похоже, ожидания не были оправданы.... Писать программы, профессионально писать программы, это адский труд. К сожалению не многие это понимают, а золото и брилианты хотят. Вот от сюда и отсутствие успеха.
Вот такие статьи аналогичны обучение, вода, вода, вода и чуток песочка. И кстати выпускник технических специальностей в направлении ИТ, через 1-2 года, может зарабатывать 100к+ ну на край 80к+-, и это "белыми" на руки, не говоря уже про варианты с ИП, ГПХ, Самозанятыми и тд. 😜
А можно и не зарабатывать..
Вы так уверенно пишете о том, что трехмесячные курсы-это ерунда. Лично знаю десятки людей, успешно работающих в сфере it после двухмесячных курсов (правда с полным погружением и проживанием в месте обучения, кодили по 20 часов в день). А причин ровно две:
1. Не все умеют учиться. Большинство считают, что учитель-волшебник, который махнет палочкой и положит знания к ним в голову. Они не понимают, что учится ученик, и пахать в это время он должен много и тяжело
2. Не всем подходит IT
Полное погружение, кодинг по 20 ч в день 7 дней в неделю и так месяца 2-3 - это отличный способ погрузиться и узнать IT изнутри. Мне очень нравится такой формат преподавания.
Скорее всего в статье была речь про краткосрочные курсы, где нет такого погружения. А занятия состоят из просмотра уже заснятого материала часа на 2.
Я так погружался и мне потребовалось тысячи часов практики, чтобы понять не только основы. Но и ещё изучить разные приёмы и библиотеки. Прочитать не одну книгу. В так же понять, почему надо применять тот или иной инструмент. Как делать можно, а как лучше не делать. Я не представляю как все это можно уместить в 3-х месячный курс. Теорию может быть еще можно влить, но без практики это все бестолку.
Комментарий удален модератором
Хуйня это все,
Из меня не выйдет балерины, как из тебя не выйдет ИТ специалиста. Если тебе уже одобрили кредит на обучение, хорошенько подумай, а надо ли оно тебе?
Планка входа на самом деле высока. А если ты не нашел даже бесплатной информации, которой в инете навалом, справишься ли со специальностью? Тем более, это не год страданий ради вечного рая. Это вся будущая жизнь в обучении новому. Мозг расслабить в силу выслуги лет не выйдет. Кто то пизданет, что он не напрягается, но это он просто уже не чувствует напряжения. А ты будешь чувствовать все. Не иди в ИТ, подумой
Зависит от стека, конкретно в моей сфере в основном минорные обновления инструментов, иногда новый фреймворк появляется, который учить сразу смысла нет, ты смотришь с большего в чем отличие, а потом ждешь - загнется он или его начнут использовать. Раз в пару лет обновление языка, по факту часа 2 времени удели и новую версию знаешь, еще часик можно примерчики для себя пописать. Не так сложно обучаться как вы выставляете. Естественно на фронте с их react, angular и вечными изменениями, этот процесс чуть интенсивней, но все равно ничего особенного
Инфоцигане, как и любые it курсы. Выпустят своих бездарей, а нам мучайся. 20 резюме на место, в итоге нанять некого.. Завязывайте заниматься мошенничеством!
Не тратьте деньги на курсы. Найдите знакомого из IT пусть направляет, здесь нужно только терпение и время. Если знакомого нет я могу выступить в роли ментора, пишите в личку, пару человек готов взять на "обучение" абсолютно бесплатно, мне это интересно в качестве эксперимента.
Вот читаю все эти комментарии и думаю: зачем люди, которым уже не нужно учиться, читают статьи о том, в чем причина неуспеха после курсов IT. Многие уже работают, а некоторые хвастают своим вузовским IT-образованием. Вы не являете целевой аудиторией академии. Ладно бы это были хотя бы недовольные бывшие студенты. А так просто очередной холивар.
Статья решает запрос, но не тех, кто писал в комментариях. А тех, к примеру, кто уже два раза за последнюю неделю писали, как их развели на курсах. Это стать, по ходу ловит тренд по созданию информационного шума :)
Раз есть такие, кто думал, что курсы автоматом равняется высокооплачиваемая работа, то значит статья, где такая чушь опровергается тоже очень и очень нужна.
Продолжая тему эффективности кстати будет вспомить такую фразу: "Ничему нельзя научить, можно только научиться самому"
В школе тоже учат всех одинаково, почему некоторые в 11 классе читают по слогам? Кто им виноват? Конечно, в IT такие люди не идут (хотя, кто знает), но суть остаётся такой же: если человек без мотивации и нежеланием проходить путь ученика и подмастерья, идёт на курсы IT, то кто ему виноват?
Зачем? Похоливарить охота.
Затем, что львиная доля выпускников этих курсов только и умеют что по памяти высирать примеры кода с занятий, не понимая ни основ, ни элементарных принципов написания кода, которые у любого выпускника it специальности будут заложены на подкорке, даже если он ложил болт на учебу - тупо за 5 лет в этом всем основы ложатся в голову хочешь ты того или нет, а к нам как выше писали - 20 резюме на место, а по факту нанять некого
Что в рекламе вешают лапшу, что тут :)
Есть ещё такая штука, как расположенность к тем или иным сферам работы.
И если у человека отсутствует, скажем, логика на "генетическом уровне", то программистом или сеошником ему не быть, как только его не обучай. Это одна из функций средней школы - разобраться в какой области знаний у человека есть перспективы.
Вы же можете обучить всех и вся на вся и все. Главное заманить учеников большими цифрами будущих з/п.
Да ладно, на добротном средненьком уровне любой может научиться делать практически что угодно. Вопрос только в мотивации, времени и потраченных на обучение ресурсах.
В тупости. Надо было учиться IT-специальности, а они получали дипломы и сертификаты
Комментарий недоступен
Хорошая схема
На мой взгляд, если человек хотя бы умеет запрограмировать алгоритм сложения двух чисел, или нахождения элемента в списке, то это уже не плохо. Да не все задачи кандидат может решать на джуниор позицию но если человек хочет учиться, то работодатели должны взять на роботу, хотя бы на испытательный срок с дополнительным обучением.
Не должны. Работодатель берет человека подзадачи
Я отучился в Шаге. Первый на курсе и на потоке. Сейчас работаю в IT. Не жалею. Но! , диплом мне не дали, работу не предлагали, более того, не взяли на вакансию джуна в том же Шаге (без опыта я видете ли), знания у меня, как оказалось, довольно посредственные. И из групы в IT пока никто не устроился. Почему не жалею - сам бы я не освоил столько материала за пол года, плюс очень хорошо поддерживает осознание того, что у тебя получается. Ведь где как не в школе или на курсе ты можешь себя сравнить с другими? Читать книжки? Все ее (книжку) в какой-то степени не будут понимать, кто-то поймет 90%, кто то 10%, самому не оценить. Решать задачки? Очень деморализует тот факт, что у тебя не получается задачка, которую решили 10000 человек. Смотреть видосы? И че, все смотрят. А когда есть комьюнити, есть дух соревнования, есть у кого спросить, есть вопросы твоего уровня, на которые ты ищешь ответы, все это драйвит, заставляет опять и опять возвращаться к учебе. Делать домашки. Да, далеко не всех это драйвит, большенству пофиг. Как студентам так и школе. Школе вообще все пофиг, лишь бы ты платил и не возмущался. Так что, главное, понимать, что ты делаешь и для чего. Не ждите, что после отсидения жопочасов у вас появится какая-то вероятность. Школа ничему не учит, учитесь Вы сами, школа лишь дает возможность учиться.
Вероятность того, что человек без академической культуры в области математики и информатики будет хорошим разработчиком, стремится к нулю. Бывают редкие исключения, но даже в этих случаях "неблагородное" образование проявляется тут и там, сдерживая человека.
Академической культуры! Ржунимагу. Сборище ленивых деградантов учившихся при срср, где фраза "доработать напильником" была не приколом а реальным советом в инструкции по эксплуатации автомобиля могут привить какую-то академическую культуру? Да у нас все прирывы и достижения случаются не благодаря а вопреки нашей академической культуре!
Скажите, а тому кто уже попался (и знал что попадётся) из-за дешевизны курсов, что делать ? Как найти способ чтобы устроиться на работу ?
Практика, практика, практика. Ютуб имеет кучу материалов практически по любому языку + всегда есть документация. Выучить язык не трудно, трудно его правильно использовать. При должной уситчевости, за месяцев 6(ну может год), можно добраться до джуниор уровня. И за это же время, сделать несколько проектов на гитхабе, чтобы было что показать.
И в перспективе, вас могут взять на какую нибудь галеру, это не плохо.
Я ничего не поняла, так в чем же причина неуспеха тех, кто не успешен? Они же закончили прекрасную школу или академию..
Причина в том что они не успешны
Комментарий удален модератором
Необходимо знать ПРЕДМЕТ. Никому не нужен выпускник, который знает модный фреймворк, но ему абсолютно все равно, где его применять. В первую очередь ценны "инженеры", очень хорошо знающие связку IT с реальностью.
Да да. С применением своих навыком на родном заводе.
Нет, как рад знание фреймворка (и CS в целом) открывает вам все пути,все дороги.
Есть какие-то другие темы ?
Каждый шаг - это шаг
Неуспех писать это самовраньё. Пишите проигрыш.
Можно не читать после того, как дизайнеров и верстальщиков автор определил в it специалисты.
Н
После получения диплома надо дальше развивать свои навыки, можно повысить квалификацию например. У меня вот муж регулярно проходит какие то курсы. Вот из последних https://rostbk.com/ Оказались реально полезными кстати. Так что советую.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором