{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как посчитать стоимость проекта? Руководство самозанятого. Глава 1

Как посчитать стоимость проекта и налоги правильно? Почему предоплата не спасёт от мудаков? Зачем разбивать работу на этапы и как составить проектный договор самозанятого так, чтобы все интересы были учтены.

Меня зовут Сеня Шабанов, я арт-директор, самозанятый, и у меня есть ответы на эти вопросы. Я решил опубликовать в помощь самозанятым представителям креативных профессий цикл практических заметок «Как самозанятому фрилансеру заработать и не облажаться». Эти заметки — результат десятилетнего опыта работы с разными заказчиками и общего наблюдения над начинающими фрилансерами, которые каждый раз рискуют своим заработком и репутацией, составляя неверные договоры и собирая с заказчиков бессмысленную предоплату.

Если вам есть, чем дополнить меня, с чем поспорить и что опровергнуть — я буду рад вашим комментариям. Ведь в дискуссии и рождается истина.

В первой главе нашего альманаха поговорим о цене вашего труда. В прямом смысле.

Вопрос о том, как монетизировать свой труд грамотно, приходит в голову каждому начинающему специалисту, работающему на себя. Есть много мнений про иллюзорность цены на дизайн или продукт и советов про отращивание наглости. Но такая модель годится для лютых профессионалов, а вопросы подобного толка чаще приходят именно от новичков, у которых в зачатке нет ни опыта, ни наглости. Поэтому рассмотрим проблему на простом соотношении.

Любая задача — это время, а время — это деньги. По стандартной восьмичасовой пятидневке мы работаем 20 дней или 160 часов в месяц. Это с учётом всех выходных, праздников и отпусков. За эти дни и часы мы получаем наши кровные.

Нужно определить, какую зарплату готовы получать. Естественно, речь не идёт про инфантильные мечты о купюрном жоповытирании. Оценивать нужно свой настоящий скилл, среднюю ЗП по палате и расходы в месяц: поесть купить, квартирку оплатить, подписки продлить, кредит погасить и т. д. Про амортизацию тоже не забываем. Всё это легко погуглить и внести в Эксель.

Представим джуна. Он соотнёс все параметры и готов получать 40 000 ₽ в месяц.

Его рабочий день стоит 2000 ₽, час — 250 ₽.

Простая арифметика. Отталкиваясь от этих несложных вычислений, можно назначать на каждый тип работ мягкий и жёсткий дедлайн. Раз это минимум джун, значит, примерно понимает сколько времени потребуется на конкретный тип задачи.

Дизайн макета простой веб-страницы с адаптивом займёт 16 часов. Умножаем сразу на полтора и на два, закладывая правки и тупняки как заказчика, так и свои собственные. Так мы получили мягкий дедлайн в 24 часа и жёсткий в 32. В итоге дизайн простой страницы сайта 32 часа, ровно 8000 ₽.

Клиент может развернуться по трём причинам. Его не устроила цена, не устроили сроки, не устроил скилл или всё сразу. В этой ситуации обычно не стоит паниковать. Но если ситуации повторяется несколько раз — стоит пересмотреть свои расчёты и оценку.

Вообще ценник — отличный фильтр от сволочей. Но просто большая цена без обоснования отпугнёт и нормальных заказчиков тоже. Важно уметь отвечать за стоимость своей работы. Нужна прозрачная ценовая политика:

  • Фиксу подкрепите временными затратами. «Создание Айдентики — 25 000 ₽ на 10 рабочих дней или 80 часов». Клиент сразу понимает, сколько стоит ваше время.
  • Определите минимальную стоимость заказа. «Я не беру заказы ниже 1500₽, срок — 4 часа». Даже задачу на 5 минут рассчитать по минималке. Это не жадность, а уважение к своему рабочему распорядку.
  • Учитывайте горящие сроки. Это может быть процент сжатия сроков или дополнительные рабочие часы: «Требуемые сроки меньше в два раза — ценник увеличивается на 50%».

Всё это должно быть наглядно заказчику. Хорошо взбитый ценник помогает отделить бессмысленных нищебродов от зрелых клиентов.

Повторюсь, это те выводы, которые я сделал за время работы на себя. Если вам есть, чем дополнить меня, с чем поспорить и что опровергнуть — напишите в комментариях, с удовольствием обсудим!

***

Я на связи:

0
12 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Д.

Благодарю, очень качественно описали.

Когда только начинал фриланс-проекты, тоже пришёл к такой модели. Годы опыта внесли коррективы, усложнили формулы, прокачка хард и софт-скиллов где-то добавила новых переменных, где-то чуть прикрутила «фитилёк» жадности (-:

А самыми главными навыками (ну хорошо, одними из самых!) считаю: ответственность, здравомыслие, профессионализм. Всё, на этих трёх «китах» можно бороздить всё, что угодно.

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Аминь!..

Ответить
Развернуть ветку
thevicktoryast

привет!
поспорила бы)
понимание, сколько ствоит твой час базово важная штука, когда понимаешь свой уровень, но, на мой взгляд, рабочая или когда ты в компании, или если ты в заказе много задач и у вас работы на месяц-больше
На фрилансе важно, какая именно задача
сделать логотип и айдентику должно быть дороже, чем сверстать презентацию по гайду, а времени может занять примерно одинаково.
+ если заказчик новый, уйдет время дизайнера на прогружение в его проблемы задачи, это +$

Сердечко за коэфицент на вредность
прежде чем выставлять сумму супер важно поговорить с заказчиком и вообще оценить, за сколько деняк вы готовы проводить с ним время дальше. Вам вместе предстоит еще ряд созвонов, согласований и правок;)

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Спасибо за дополнение.

С айдентикой и логотипом история следующая: Разработка логотипа включает в себя и ресёрч: подбор мудборда референсов, изучение аудитории и конкурентов. Разработка коммуникации с потребителем, скетчевание вариантов, мокапирование и т.д. и т.п. В общем любое погружение в работу это время. И да, разговоры, созвоны, переписка и чтение писем от заказчика это тоже работа.

Все это конечно стоит учитывать и считать.

Ответить
Развернуть ветку
Anton K

Абсолютно некорректный расчет стоимости часа. Фрилансер болеет, ходит в отпуск, пользуется железом и софтом и несет еще кучу расходов, не говоря о налогах.

Фрилансер может работать 30 честных часов в неделю, если не ленится. Больше - нереально на долгосроке. Вероятно, что работать будет меньше, т.к. 100% загрузка не очень реалистична. Можем допустить 90% загрузку, т.е. 27 эффективных часов в неделю.

За год получится максимум 48 недель работы или 1080 эффективных часов. За это время нужно заработать 480к зарплаты + 60к на комп, стул и софт и, допустим, еще 10% сверху на налоги и админ расходы.

Итого, себестоимость часа - 550 рублей. Ее умножаем на 1.5-2, чтоб покрыть риски, ошибки эстимейта, затраты на привлечение клиента.

В результате, чтобы получать зарплату 40к рублей в месяц, работая фрилансером, рейт не может быть менее 800-1000 рублей в час.

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Болезнь и поломка железа стула, стола это — амортизация а значит расходы, как и подписки и покупка на софт, их мы тоже учитываем как расходы. Да я в тексте амортизацию подробно не раскрыл, каюсь. Отпуск также включен в стоимость (перечитайте выше). с их учетом получается 19-20 рабочих дней.

Есть стандарт пятидневки, по нему и проще всего считать условный рабочий день в 8 часов. Если ваш рабочий день 6 часов, ваше право, но цена это тоже должна учитывать. Как и наоборот: если вы готовы сделать макет за сутки 24 часа и на следующий день отправите заказчику, это считается как 3 рабочих 24 ч ÷ 8 ч = 3 д.

Ну про налоги тут простите, если вы считаете их себе в убыток, у меня для вас плохие новости))).

Ответить
Развернуть ветку
Anton K

По второму абзацу:

если вы выставляете клиенту 40 billable часов в неделю - вы либо считать не умеете, либо обманываете клиента, либо помрете скоро.

Ну и 100% проданного времени в течении года - это тоже фантастика.

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Я правильно понимаю, что по вашему мы клиенту продаём время личного простоя?

Ответить
Развернуть ветку
Anton K

Конечно, а как иначе? У фрилансера (бизнеса) нет никих других денег, кроме клиентских. И этими деньгами нужно покрыть все расходы, в т.ч. простой.

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Ну то есть если специалист не выдерживает конкуренции, не может продать свою работу и услуги, то все эти затраты будут ложиться на клиента.

При том что вы пишите что расчёт налогов должен быть из расчёта своих, а не клиентских. Тут как то странно. Такой специалист рискует оказаться за бортом.

Ответить
Развернуть ветку
Anton K

Таки да, если специалист работает плохо и не умеет себя продавать, то он остается за бортом.

Ответить
Развернуть ветку
Сеня Шабанов
Автор

Спасибо за ответ. Мнение действительно интересное, хоть я и не до конца с ним согласен.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Раскрывать всегда