Как делать больше и не сойти с ума: 5 советов

Дел всегда больше, чем времени — простой закон жизни. К тому же, время заканчивается, а вот дела — никогда. Как же решить это уравнение и научиться делать больше, чем выходит сейчас? Ответы на этот вопрос не всегда лежат на самой поверхности, а для нашего мозга и вовсе часто кажутся контринтуитивными.

Делимся советами, которые позволят если не переделать абсолютно всё в короткие сроки, то хотя бы поменять свой подход к решению этих бесконечных задач.

1. Делать меньше

Первый и сразу самый контринтуитивный совет. Обычная логика современного человека подсказывает, что для максимальной продуктивности надо обязательно записать в планировщик побольше задач. Лучше 10 или 15 на день.

Однако мозг с этим не согласен — количество интеллектуальных объектов, которые он может обрабатывать в течение дня, ограничено тремя, максимум – пятью группами задач. Сюда входят не только твои рабочие обязательства, но вообще все дела — от поздравительных открыток маме до покупки фруктов в магазине.

Соцсети и мессенджеры сформировали у нас привычку постоянно отвлекаться и воспринимать информацию в «клиповом» формате. Это сильно снижает способность концентрировать внимание. Поэтому обычный человек уже с трудом оперирует тремя группами дел в день, эффективность оказывается лучше при 1-2 крупных задачах.

Что происходит с мозгом, когда перед ним возникает картина твоего безразмерного to-do листа? Он просто зависает и отказывается работать. В итоге ты бегаешь от задачи к задаче, выполняя какие-то поверхностные действия и временами уходя в прокрастинацию.

В течение такого дня чувствуешь себя очень занятым человеком, у которого нет свободной минутки, а в конце понимаешь, что ни по одной серьезной задаче так и не случилось прогресса. То есть твое желание делать больше в единицу времени приводит к противоположному результату.

Если повторять такую модель изо дня в день, то после месяца, трех, полугода ты замечаешь, что сдвинуться с места толком не удалось, а время уже потеряно.

Что делать: планировать, опираясь на размеры твоей «оперативки» — от 1 до 5 групп задач на день, точное значение ты можешь понять только опытным путем. Продвигаясь каждый день по 2-3 проектам в долгой перспективе ты закроешь больше задач, чем ставя на день 10-15 и не выполняя ни одной.

2. Провести инвентаризацию дня и отказаться от пожирателей времени

Ресурс времени ограничен и невосполним, поэтому чтобы «купить» на него больше дел, нужно проверить, куда ты тратишь свои «сбережения» сейчас и как их лучше перераспределить. В идеале стоит понаблюдать за своим обычным днем и записать, на какие группы дел тратится время. Часто мы просто не отдаем себе отчета, как много времени утекает на второстепенные и не особо приятные вещи.

Отдельно обрати внимание на пожирателей времени — соцсети и мессенджеры. В среднем пользователь смартфона проводит 3-5 часа за потреблением контента с экрана. А это столько же, сколько в среднем может длиться продуктивная работа, пока мозг не начинает терять концентрацию. Проверь свою статистику через специальные счетчики экранного времени, которые можно найти в настройках твоего устройства.

Что делать: если ты «сливаешь» много времени впустую каждый день, то вряд ли получится за сутки научиться расходовать его умно и продуктивно. Это почти как с финансовой грамотностью, действовать придется постепенно. Отними у праздного листания соцсетей сначала хотя бы лишний час и вложи его в одно из полезных дел, которые ты долго откладываешь.

Отдача в виде прогресса и удовольствия от сделанного смотивирует тебя повторить этот результат. Таким образом постепенно переинвестируй время на действительно важные и приятные дела.

3. Понять, что перфекционизм — это не круто

Если ты все еще считаешь, что быть перфекционистом — это сильная сторона, то у нас плохие новости. Романтизированный образ из сериалов и книг, в которых лучший в своем деле профессионал оттачивает каждую деталь часами, создавая совершенство, далек от реальности.

Результативные специалисты делают много черновиков, не боятся показывать неудачные драфты и дорабатывать их по мере необходимости. Одержимость идеей «сделать все и сразу идеально» только парализует и заставляет топтаться на месте.

Перфекционисты часто фокусируют свое внимание на незначительных деталях, направляя туда время и нервы. В результате они не делают работу лучше, чем их «обычные» коллеги. Так что если ты хочешь быть результативным в профессии, пора понять, что перфекционизм — это не преимущество, а тормозящий якорь.

Что делать: если тебе свойственен перфекционизм, попробуй постепенно сдвигать свое восприятие задач с «я должен сделать это идеально» до простого «я должен это закончить». Да, твоя задача в том, чтобы выполнить свою работу и дать другим людям решать, насколько она хорошо сделана. В подавляющем количестве ситуаций деталь, о несовершенстве которой ты переживаешь, даже не будет замечена посторонним взглядом. Кстати, собственный свежий взгляд тоже отрезвляет — научить смотреть на свои результаты через день-два, оценивая работу как бы со стороны.

4. Планировать заранее и с учетом форс-мажоров

Чем яснее ты видишь картину действий по будущим задачам, тем выше вероятность, что ты с ними справишься и не начнешь прокрастинировать. Велик соблазн составить себе подробный идеальный план, в котором ты доблестно и без заминок расправляешься с одной задачей за другой, почти как персонаж компьютерной игры. Во-первых, мы уже выяснили, что идеальные картинки и перфекционизм — это враг продуктивности, а во-вторых, реальность обязательно вмешается в твои планы, поэтому надо готовиться к этому заранее.

Что делать:

  • Составляй план на день накануне вечером — ты заранее настроишься на продуктивную работу, имея наутро готовый алгоритм действий. Планировать заранее также полезно, чтобы сократить растрату волевых ресурсов на принятие решений в течение дня.
  • Сделай чек-лист или список подзадач по каждому делу — чем подробнее, тем лучше.
Как делать больше и не сойти с ума: 5 советов
  • Ликвидируй любую неясность сразу — если для решения задачи тебе нужна обратная связь от коллеги или чья-то помощь, укажи это в своем плане, чтобы задача не казалась «подвешенной в воздухе».

  • Не планируй впритык — оставляй после каждого блока задач по свободному часу. Именно в эти отрезки времени ты сможешь разобраться с тем, что успело пойти не по плану.

Как делать больше и не сойти с ума: 5 советов

Много дней заканчиваются с нулевым результатом, просто потому что одна задача наложилась на другую, что-то пошло не так и автор плана решил «попробовать завтра снова». Твоя задача не в том, чтобы отыграть идеальный сценарий своего продуктивного дня, а в том, чтобы добиться результатов. Пользуйся «запасным» временем, чтобы перестроиться и продолжить свою работу, даже если случился форс-мажор или ты выпадаешь из расписания.

5. Практиковать гиперфокус или состояние потока

Если ты отследишь количество сделанного за отрезок времени, то удивишься, как сильно ты можешь продвинуться по задаче даже за 30-60 минут сфокусированной работы. Представь, какого прогресса можно достичь в отрезке от двух до четырех часов! Но исключительно, если тебя никто не отвлекает, ты не перескакиваешь с задачи на задачу, не проверяешь свой телефон и не зависаешь время от времени на Ютубе.

Мозгу в среднем требуется 30 минут, чтобы полноценно включиться в работу, дальше он действует по инерции, которую еще называют «состоянием потока». Если не останавливать себя и не отвлекаться, то на этой инерции можно разобраться с серьезным куском проекта, а иногда и закрыть дело полностью.

Что делать:

  • Используй таймер Помодоро правильно. Если просто отвлекаться и переключаться каждые 15-25 минут, работая над одной задачей, то ты так и не сможешь войти в режим фокусировки. Помодоро помогает на начальном этапе, когда еще сильно сопротивление, не хочется начинать работать, а хочется закрыть всё и отложить до лучших времен. Маленький стартовый отрезок времени поможет тебе безболезненно втянуться в работу.

  • Спрячь телефон. Убедись, что твой смартфон не в зоне видимости, так у тебя будет меньше соблазнов проверять уведомления и выпадать из состояния фокуса. После быстрого ответа на сообщение в мессенджере или реакции на лайк в соцсетях, тебе снова придется проходить через те самые 30 минут, чтобы сконцентрироваться.

  • Постепенно увеличивай периоды фокусировки. Если сразу сложно проработать подряд два часа, начни с часа. Но не останавливайся специально, делай, пока задача вызывает у тебя интерес и затягивает.

Когда мысли начнут разбегаться и выбрасывать тебя из состояния потока, сделай небольшой перерыв, но не переключайся на другие источники информации, и ни в коем случае не открывай соцсети и мессенджеры. Вместо этого пройдись по комнате, разомнись, выпей воды или кофе, просто посмотри в окно. Таких простых действий вполне достаточно, чтобы освежить свое внимание.

5555
46 комментариев

Комментарий недоступен

6
Ответить

Такую штуку не планировали. Но думаем про публичный бэклог и голосование за новые фичи :)

Ответить

дельные советы, все рабочие и на себе проверенные
единственное по чек листам - важно не скатиться в дичь из серии чек лист на создание чек листов, многие грешат

4
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

там же на 06.06.2022 запланировано . только в понедельник повезет.
Если я правильно понял интерфейс.

1
Ответить

Как же любят у нас всякие-такие темы про собственную производительность и эффективность. «Работать больше и не сойти с ума». При этом 99% работать толком и не начинала, но уже устала, уже прокрастинирует, уже перегорает, уже ищет другие новомодные словечки, скрывающие собственную лень.

В условные 18-00 как правило 99% офисных сотрудников уже не на работе, при этом во время работы думают о подработке, а не развитии на данной позиции или просто серфят инет. Работяги на перекурах. Линейный персонал бегает туда-сюда в поисках новой работы с большей зп. Менеджеры постоянно ищут новые офферы для своего резюме и хорошим парашютом. Мало кто приходит домой только для того чтобы упасть на кровать и уснуть, забывая поужинать. Мало кто работает действительно 24/7. Мало кто не рассуждает так, что труд это благо, это таое будущее и будущее твоих детей. Подавляющее число людей рассуждает так, что я сейчас жить хочу а не потом, четко разделяя понятия труд и жизнь. А те кто вкалывает, не просто высиживает на работе жопочасы, кто работает без палки и очень эффективно, кто не размазывает время на беседы и кофе и прочее, тот в дамках.

Наша культура (Емеля сидел 30 лет на печи, а потом щука раз и все желания исполнила), наш инет («успешные»люди не за работой а в путешествиях или в праздности), наша ментальность (работа не волк, в лес не убежит), наша религия (если богатый значит вор, а бедному нищему и юродивому после смерти уготован рай), наше общество (сверхурочно работать не хочу, живем один раз), наша история (при коммунизме все общее, казённое, зачем вкалывать если не твоё)- все это создаёт иллюзию у людей, что работать не надо, впахивать это лишнее. Повсюду лодыри, которые прокрастинируют и перегорают, реально ещё даже и не начав интенсивно работать и своим мнением заражают других. Так что трудяг-единицы, на них бывает держится вся компания или бизнес. И они успешны. Таких очень мало, так что жду кучу минусов и возражающих комментариев

1
Ответить