Вместо сотен резюме: как мы создали Telegram-бота, который ускорил прескрининг кандидатов

Рассказываю, как мы собрали команду для стартапа и ускорили прескрининг до 10 тысяч человек в неделю

Вместо сотен резюме: как мы создали  Telegram-бота, который ускорил прескрининг кандидатов

Все началось в мае 2021 года. Вот уже 4 года я успешно веду проект, связанный с обслуживанием автомобилей каршеринга. Моя команда полностью состоит из студентов, которых я лично оценивал и отбирал по вузам Москвы. Они еще не испорчены рынком труда, и мне легко “вложить” в них свой стиль работы и настроить на выполнение нужной функции. Как следствие, в проекте сложилась идеальная команда: каждый находится на своем месте, у нас налажено отличное взаимодействие и происходит постоянный обмен знаниями и идеями.

К сожалению, точно как и обещает теория кризиса третьего года, к 4 году существования проекта первоначальная команда начала распадаться. Это естественный ход событий, вызванный внешними и внутренними факторами. Я отношусь к этому с пониманием. Но если в этом бизнесе, где большинство процессов автоматизированно, потеря пары управленцев легко замещается постановкой линейных менеджеров на места, то для новых проектов нужна свежесобранная, неиспорченная невзгодами команда.

Здесь стоит дать комментарий относительно моего взгляда на построение проектных команд. Во-первых, крутой бизнес может работать только в команде; остальные работают в группах. Во-вторых, идеальная команда - это та, где каждый человек выполняет подходящую именно ему роль. То есть он становится тем самым недостающим винтиком для большого механизма. В-третьих, для работы проекта (в которых мне удалось принимать участие и в грядущих) в команде нужны только 4 ключевые роли: стратег, он же координатор проекта; создатель, он же исполнитель текущих задач; исследователь, он же аналитик; и коммуникатор для построения взаимодействия внутри команды и за ее пределами. В-четвертых, гораздо важней, какой командной роли человек соответствует больше всего, а не его конкретные скиллы. Скиллам можно научиться, а вот любить копаться в базах данных, как это делают аналитики, или уметь разговорить даже стену, будучи талантливым коммуникатором - вряд ли. Именно поэтому я никогда не боялся брать в команду студентов или людей без высшего. Даже наоборот, я предпочитаю работать именно с ними, потому что они еще не испорчены плохим руководством и обстоятельствами. Главное - это найти сильных идейных исполнителей, которые возглавят ключевые функции и найдут профессионалов рынка по своим направлениям на выполнение текущих задач.

Тест

Проблема заключалась в том, что на этот раз у меня не было столько личного ресурса и времени, чтобы снова погрузиться в очень дотошный поиск, оценку и отбор кандидатов в команду. Тогда я понял, что мне необходим инструмент, который ускорит и сильно упростит мою главную задачу - подобрать оптимальных людей, которые лучше других подходят под конкретную роль в проекте. Так возникла идея теста на психотип человека и его роль в команде.

Я погрузился в тему и стал анализировать уже существующие тесты. Например, Майерс-Бриггс. Этот тест более 50 лет назад создали мать и дочь Кэтрин Бриггс и Изабель Майерс-Бриггс. Сегодня для прескрининга кандидатов им пользуются многие компании, включая таких серьезных ребят как EY. На сайте 16personalities.com, где он есть в свободном доступе, его проходят около 20 млн раз в месяц. Тест существует в разных версиях и включает от 45 до 200 вопросов. На его прохождение требуется от 30 минут до 2 часов. Ознакомившись с тестом поближе, я обнаружил, что со временем к нему накопилось немало критики. Кроме того, даже 45 вопросов и 30 минут в современных реалиях - это ту мач.

Посмотрев другие варианты, я понял, что лучше всего - создать собственный тест, который будет точно подходить под мои требования и упрощать поиск тех самых людей на конкретные роли в команду.

Сначала я попытался сделать тест сам. Но к счастью, быстро понял, что это не будет эффективно. Для создания такого теста нужен профессиональный опытный психолог. Подняв все свои контакты, через какое-то время я нашел ее - доктора психологических наук, бывшего профессора МГУ. Так вышло, что по началу она отказалась участвовать в разработке теста. Мне потребовалось несколько встреч, чтобы, наконец, убедить ее. И мы приступили к работе.

Перед психологом была поставлена задача: превратить 45 вопросов теста Майерса-Бриггса в меньшее количество, при этом не потеряв эффективность оценки. В первой итерации получилось 30 вопросов. Слишком много. Во второй мы сократили количество вопросов до 20. Уже неплохо, но не идеально. В итоге мы дожали тест до итерации, которая меня устроила: 12 вопросов, 7 минут на прохождение, 4 психотипа. Чуть позже мы добавили в него 4 дополнительных вопроса из соционики (профессиональное сообщество сильно критиковало нас за малое количество вопросов, которое не позволяло получить оптимальный результат). Чтобы сделать прохождение теста максимально быстрым и простым, я реализовал его в виде телеграм-бота. Запускаешь бота, проходишь тест, получаешь результаты. Без регистрации и смс)

Из чего состоит тест

Тест включает 16 коротких вопросов. В каждом вопросе - 4 односложных ответа. Так человеку требуется минимальное количество времени и усилий на прочтение вопроса и выбор ответа.

Вместо сотен резюме: как мы создали  Telegram-бота, который ускорил прескрининг кандидатов

Тест определяет человека по одному из 4 психотипов: Стратег, Создатель, Коммуникатор и Исследователь. Кроме описания психотипа и командной роли, бот также дает рекомендации о том, какие качества и навыки человеку стоит развивать для профессионального роста. Теперь подробней о психотипах.

Стратег намечает ключевые цели, распределяет задачи, обозначает и контролирует сроки, консолидирует результаты работы команды. Он всегда найдет необходимые ресурсы для проекта и объединит людей в настоящую команду. Стратег - это тимлид, проект-менеджер, руководитель отдела.

Создатель превратит обозначенные Стратегом цели в реальность: распишет четкий алгоритм действий и незамедлительно приступит к их исполнению, опираясь на свой опыт. А там, где не хватает опыта, помогает его креативность. Создатель это менеджер-исполнитель, разработчик или консультант.

Коммуникатор выстраивает гармоничные отношения внутри команды и/или налаживает взаимодействие команды со внешним миром: ведет переговоры с клиентами, выстраивает внешние коммуникации, продвигает продукт на рынке. Коммуникатор - ваш идеальный эйчар или маркетолог.

Исследователь находит необходимую информацию для реализации нового проекта, а после запуска - на постоянной основе собирает и анализирует данные для оптимизации процессов. Исследователь - это аналитик, операционный директор.

Почему всего 4 психотипа, вместо привычных 8 или 16? Потому что тест исходит из гипотезы, что в команде нужны только 4 ключевые роли. Каждый из психотипов в тесте представляет одну из этих ролей и объединяет 3-4 существующих психотипа по ключевой характеристике. Тест оценивает личностные качества человека, но в первую очередь в привязке к профессиональной деятельности.

Например, чтобы быть эффективным Стратегом, не так важно, интроверт ты или экстраверт - отличные лидеры получаются и из тех, и из других. Важней то, что человек-стратег умеет объединить людей, определить стратегические цели, координировать несколько процессов и людей одновременно.

Для кого полезен этот тест

Во-первых, для всех, кто сталкивается с наймом и созданием команд: стартаперы, эйчары, руководители проектов и владельцы бизнеса. Тест помогает оценить кандидата и его соответствие командной роли. Например, вы нанимаете менеджера выполнять однотипные задачи. Но через месяц он уходит. Ему стало скучно, ведь его психотип - Стратег, ему нужны нестандартные задачи и новые вызовы, а не рутина.

Если вы создаете стартап, тест поможет вам собрать гармоничную команду - такую, где каждый точно находится на своем месте и выполняет оптимальную для него роль.

Во-вторых, тест будет полезен тем, кто находится в поиске карьерного пути. Зная психотип и наиболее подходящую командную роль, будет проще понять, какой род деятельности и профессии подойдут именно вам. Скажем, если вы Коммуникатор, вряд ли вам стоит работать аналитиком баз данных.

В третьих, тест на психотипы - это классный инструмент для всех, кого интересует саморазвитие и самокопание в том или ином виде.

Можно ли доверять тесту?

Да. За время тестирования тест на психотипы (сорри за тавтологию) показал себя как рабочий инструмент. Сначала я прогнал его среди своих сотрудников и убедился, что тест работает. Почти у каждого члена команды выполняемая им роль совпала с его психотипом. Например, директор по маркетингу оказался Коммуникатором, как и HR-директор. Руководители проектных команд оказались Стратегами с разными “добавками”: 70% Стратег и 30% Исследователь, 75% Стратег и 25% Коммуникатор. Большая часть линейных менеджеров оказались Создателями и некоторые - Исследователями.

Затем я сравнил результаты моего теста с результатами тестирования, которое проводил наш отдел кадров для всех новых сотрудников. И снова - перфект мэтч. Также я получил много положительной обратной связи от людей, которые нашли бота через рекламу в телеграмме.

На данный момент я с уверенностью могу сказать, что этот тест-бот действительно рабочий инструмент. Он не претендует на глубокую научность, но он точно эффективен, т.к. выполняет поставленную перед ним задачу. На сегодня я нашел уже 4 сотрудников, которые теперь заняты в моем проекте.

Более того, это отличный инструмент для прескрининга - одной из самых муторных и времязатратных задач в найме. С его помощью можно отскринить 10 тыс. кандидатов за неделю и составить хорошую выборку. Представьте, сколько времени вам бы понадобилось, чтобы сделать то же самое вручную?

Первая аналитика

С момента запуска бота я начал собирать аналитику. Мне было интересно посмотреть, есть ли какие-либо взаимосвязи между психотипом и другими показателями: уровнем дохода, возрастом, предпочитаемой соцсетью и др. Конечно, выборка все еще не очень большая, но уже можно выделить некоторые закономерности.

Доходы по психотипам 
Доходы по психотипам 

Наиболее высокий доход наблюдается у Стратегов: почти 7% респондентов с данным психотипом указали доход от 100 до 200 тыс.руб. и также 7% - выше 200 тыс.руб. На втором месте Создатели - 9% из них заявляют, что зарабатывают в диапазоне 100-200 тыс.руб. При этом у Создателей обнаружилась интересная особенность: они чаще, чем другие психотипы, отказывались сообщить доход и предпочитаемую соцсеть. Также они чаще других отказывались дать оценку тесту, а если и давали, то ниже, чем другие три психотипа. Вырисовывается эдакий критически мыслящий менеджер, ответственно охраняющий ценные данные.

Интересные взаимосвязи обнаружились в плоскости соцсеть-психотип. Как и ожидалось, наиболее предпочитаемой соцсетью среди респондентов оказалась инста*. При этом Коммуникаторы пользуется ей больше остальных психотипов. На втором месте по популярности - ВК, который чаще других выбирают Создатели. На третьем - фейсбук*; из четырех психотипов его чаще всего выбирают Стратеги. Как мне кажется, результаты логичные и где-то ожидаемые. Фейсбук* - площадка для качественного нетворкинга и поиска ресурсов, идеально для Стратега. В свою очередь, инста*, любимый инструмент Коммуникатора - это гораздо больше общения, хоть и не такого профессионально-ориентированного, как фб*.

Наиболее популярным психотипом среди респондентов оказался Коммуникатор - 33%. Я объясняю это тем, что Коммуникаторам интересны любые точки взаимодействия с внешним миром, в том числе, через новые цифровые инструменты вроде телеграмм-бота.

Я продолжаю анализировать результаты теста и совершенствовать его, чтобы добиться большей точности. Если вы зайдете в бот, вы обнаружите, что он попросит ссылку на ваш аккаунт в предпочитаемой соцсети. Сделано это не для слива личных данных) Задумка в том, чтобы сравнить результаты теста и то, как человек ведет себя в соцсетях: будет ли Коммуникатор вести соцсети активней, чем Исследователь? У Стратега будут сплошные селфи (ведь он лидер) или все-таки и фотка кота?

Немножко факапов

А как без них)) Как только мы собрали тест, мы занялись его рекламой в телеграмме. В качестве целевой аудитории мы выбрали каналы 3 тематик: бизнес и стартапы, карьера и поиск работы, саморазвитие и психология. На первом этапе мы отобрали 12 каналов. Суммарная стоимость рекламы в этих каналах составила 50 тыс. рублей. Общее количество подписчиков - 920 тыс., охват около 250 тыс. (т.е. среднее количество просмотров поста). Сколько прохождений мы получили с этого количества? - 2000.

Кажется, мы неверно выбрали каналы для рекламы. Часть из них заполнена ботами и цифры охватов не отражают реальную картину. Другая часть - каналы с достаточно пассивной аудиторией, например, те, где одно за другим публикуют объявления о работе. Как правило, люди машинально пролистывают такой контент, читая только заголовок поста с названием вакансии и не сильно погружаются в содержание.

Баннер для рекламы теста в ТГ 
Баннер для рекламы теста в ТГ 

Мы учли эти ошибки и для следующего этапа рекламы подобрали каналы более тщательно. В начале июня мы опубликовали рекламу в 2 каналах - 130 тыс. подписчиков, охват около 14 тыс., стоимость рекламы составила 3000 рублей. В итоге мы получили 980 прохождений. С бюджетом в 16 раз меньше мы получили почти половину от того количества, что было на первом этапе рекламы.

Что дальше

Убедившись, что подобный метод может эффективно решать поставленную задачу, я задумался - а почему бы не сделать похожие тесты для отдельных профессий? В мире уже есть весьма серьезные реализаторы подобной идеи: американский TestGorilla или тот же LinkedIn. Но кажется, что они недостаточно локализованы, а проработка самих вопросов вызывает внутреннюю критику.

Мы с командой уже начали разрабатывать тест для поиска SMM-специалиста. Цель - создать такой же эффективный и быстрый инструмент, который сразу подскажет, подходит ли кандидат на предложенную роль или нет. Задумка в том, чтобы за ограниченное число вопросов объективно оценить, насколько человек ориентируется в выбранной профессии. В зависимости от полученной оценки работодатель сможет принять эффективное решение о найме и размере заработной платы для кандидата.

Вместо саммари

Для чего была эта статья? Во-первых, рассказать о тесте на психотипы. Если вы уже здесь, то можете пройти тест. В комментах буду рад услышать ваши результаты и мнение - совпало / не совпало?

Во-вторых, и это ключевая цель - найти людей, которым интересна эта тема, чтобы взаимно обмениваться идеями, фидбеком и сотрудничать в любом другом виде. Если вас, как и меня, увлекает (около)научная деятельность с непредсказуемым результатом, велкам ту зе клаб ;)

*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией

99
14 комментариев

Запрос на синергию IT и HR зреет давно. Жаль, что реально эффективных продуктов все ещё не существует.

Интересный материал. Успехов!

2
Ответить

Потому что нет спроса.
Куда же тогда девать жен-племянниц-сестер-дочерей, как не в эйчары?

1
Ответить

Но статья тяжеловато читается. И еле нашел ссылку на бота в тексте.
Имеет смысл ее в конце дублировать, чтобы легче было. (как я в своих статьях делаю)

1
Ответить

В конце продублировал 😎

2
Ответить

Теперь понимаю, почему тест критикуют. Он крайне однобокий. Так уж вышло, что в каждом вопросе нельзя однозначно сказать, какой вариант подходит, минимум 3 варианта я могу отнести к себе. В конце, конечно же, выпал тип не совпадающий с реальной профессией и который не может быть полной правдой в силу других особенностей.

1
Ответить

тест отсекать тех кожаных ублюдков которые не могут однозначно сказать

1
Ответить

Ну все, я создатель. (потыкал бота)
Вроде сходится 😀

1
Ответить