Старший брат команды. Кто такой тимлид и как пройти собеседование на эту позицию

Рассказываем, какими навыками должен обладать тимлид, какие вопросы ждут кандидатов на собеседовании и о летней стажировке для разработчиков.

Старший брат команды. Кто такой тимлид и как пройти собеседование на эту позицию

По мере развития IT внутри сферы возникает много разных новых специализаций — тимлид, техлид, devrel, engineer менеджер. У технических специалистов увеличивается число вариантов профессионального роста внутри профессии. Но чтобы правильно сделать выбор, нужно понимать, в чем содержательное отличие этих направлений и развитие каких компетенций они предполагают. Какими навыками должен обладать тимлид и как успешно пройти собеседование на эту позицию, рассказали три руководителя из разработки контента, разработки продукта и фронт-разработки Учи.ру.

Какими твердыми и мягкими навыками должен обладать тимлид

Тимлид — это не специальность, а роль. Ее могут занимать бэкенд-разработчик, фронтенд-разработчик, QA-инженер. Гибкие навыки для этой роли важнее, чем твердые. Главный навык, который должен быть у такого специалиста, это именно умение работать с командой. При этом не контролировать каждый шаг и выдавать подробные инструкции, а именно направлять, правильно распределять задачи, в соответствии с навыками, лидировать. Он организует процессы, делает так, чтобы все вместе двигались к общей цели.

Тимлид должен уметь выстраивать отношения с каждым членом команды, видеть и понимать сильные и слабые стороны, разрешать конфликты. В тоже время он должен уметь отстаивать интересы своей команды перед другими. Тимлид — это не начальник, а старший брат, который готов помочь.

Технический директор направления «Ученик» в Учи.ру.
Марат Багаутдинов
технический директор направления «Ученик» в Учи.ру.

Если разбирать детальнее, то в работе тимлида с командой есть три важных аспекта.

Первый — собеседование и найм сотрудников. Умение определять уровень кандидатов, совместимость с командой по твердым и мягким навыкам, умение “продавать” вакансию. Очень важна объективность в оценке и четкое понимание, почему нужен именно такой человек на конкретную позицию.

Второй — проведение индивидуальных встреч «руководитель — сотрудник». Это важно для повышения мотивации сотрудников, поиска и устранения их рабочих проблем, выстраивания планов развития, обратной связи.

Третий — формирование и ведение команды. Мало просто собрать хороших специалистов и задать общую цель — их нужно правильно распределить, сплотить, помочь пройти через конфликты и привести к светлому будущему, в котором они действуют как единое целое.

Я ни разу не встречал человека, который был бы полностью доволен работой, всегда есть какая-то мелочь, которую можно улучшить, а часто и не мелочь. Тимлид должен уметь доставать эту информацию из сотрудников и помогать находить решение. Чтобы команда была уверена, что если им что-то не нравится, они могут к нему подойти и с проблемой будут работать.

Руководитель разработки контента в Учи.ру.
Леонид Тощев
Руководит разработкой контента в Учи.ру.

Кроме этого тимлид должен уметь искать “узкие места” в деятельности команды, проводить стендапы, планерки, координировать работу людей, выстраивать коммуникацию с заказчиками и другими командами. Плюс, конечно, тимлид должен обладать hard-skills в основной сфере деятельности, но при этом он может и не быть самым лучшим разработчиком в команде.

Какие задачи решает тимлид в Учи.ру

Старший брат команды. Кто такой тимлид и как пройти собеседование на эту позицию

В направлении контента Учи.ру один тимлид ведёт по несколько небольших команд. Поэтому главная задача — одинаково эффективно работать со всеми. А в остальном задачи и в контенте, и в продукте примерно одни и те же. Тимлид фасилитирует большую часть встреч: митинги, планирования, ретроспективный анализ, архитектурные встречи, ивент-шторминги, взаимодействует с другими командами, участвует в найме, работает с обратной связью, отвечает за мотивацию сотрудников.

Основные задачи тимлида в Учи.ру:

  • поднимает вопрос об открытии вакансий backend/frontend/QA;
  • проводит интервью совместно с менеджером команды при найме backend/frontend/QA (если тимлид — frontend-разработчик, то для хард интервью backend разработчика он привлекает технического руководителя backend);

  • отвечает за адаптацию новых сотрудников backend/frontend/QA;
  • проводит регулярную оценку уровня компетенций и результативности сотрудников, а а также участвует в пересмотрах условий оплаты;
  • проводит регулярные один-на-один встречи;
  • обменивается обратной связью с сотрудникам и помогает в решении сложных задач;
  • помогает разрешать любые проблемы и координирует работу команды;
  • отвечает за развитие компетенций в команде;
  • аккумулирует накопленный опыт команды, обновляет базы знаний, передает знания новым сотрудникам;
  • отвечает за внедрение общепринятых практик направления, а также информирует команду обо всех изменениях, происходящих в продукте и в целом в компании;

Для продукта тимлид выступает единым окном на все вопросы. Например, менеджеры могут прийти к нему с вопросами: «Можем ли мы сделать вот такую фичу?», «А сколько это займёт времени?», «Кого из ребят лучше на это отправить?», «С какой командой про это нужно поговорить?», «А ты поговоришь?».

В идеальном мире тимлид не говорит людям, как им делать их работу и что делать. Он создаёт команду, которая может сама принять все важные решения. А он лишь устранит препятствия с их пути.

Руководитель разработки контента в Учи.ру.
Леонид Тощев
Руководитель разработки контента в Учи.ру. 

Как проходят собеседования на позицию тимлида в Учи.ру

На первом этапе собеседование проводит техлид соответствующей компетенции: по фронтенд-разработке, бэкенд-разработке или QA. У каждого свой набор общих вопросов разного уровня сложности: сначала задаются простые, затем посложнее. Плюс, в зависимости от кандидата, интервьюер может что-то спрашивать дополнительно.

В анкете для собеседования около 40 вопросов. Но она не линейная — это дерево. Кандидат отвечает на один вопрос, «отваливается» какая-то ветка, мы идем в другом направлении. При этом анкета на самом деле не только про hard-skills, но и немного про soft. Собеседование построено таким образом, чтобы попытаться понять, насколько человек энтузиаст в своей области, насколько ему интересно разбираться в каких-то вещах.

Руководитель front-end разработкой в Учи.ру.
Андрей Терешко
Отвечает за управление front-end разработкой в Учи.ру.

Могут быть и задачи на проверку навыков. Например, дописать функционал в программку на 60 строк. То есть нужно изучить ТЗ, посмотреть готовый код и дописать его. После этого интервьюер задает несколько вопросов про архитектуру и дизайн в контексте этой же задачи.

В оценке уровня hard-skills очень важно увидеть, что кандидат не просто знает, что это такое и как с этим работать, но и понимает, почему именно так, зачем нужен тот или иной инструмент. То есть необходимы не знания из учебника, а умение их применять — в других областях, нестандартным образом.

Второй этап — интервью для оценки soft-skills: с менеджером и техническим руководителем направления. Он включает вопросы про ожидания кандидата, саморазвитие, рефлексию, планы на будущее, способы разрешение конфликтов. Но главное про предыдущий опыт на других местах работы. Здесь мы выясняем, чем человек занимался, нанимал ли сотрудников, как это делал, как выстраивал собеседование и почему именно так, увольнял ли, как справлялся с проблемными кадрами, чем в своей деятельности и решениях гордится, а где видит ошибки.

Самое полезное — не в ответах, а в их деталях. Предположим кандидат говорит, что, да, увольнял людей. Сразу спрашиваем «за что?». А давал ли он им обратную связь? Как? Был ли прогресс? Если нет, то почему? Какие ещё варианты помимо увольнения рассматривал? Если люди уходили сами, то почему? Пробовал ли удержать? Делал ли работу над ошибками после?

Руководитель разработки контента в Учи.ру.
Леонид Тощев
Руководит разработкой контента в Учи.ру.

По возможности мы также стараемся собирать рекомендации с прошлых мест работы. Просим у соискателя контакты его прежних руководителей или других людей, с которыми можно связаться. Здесь важна даже реакция самого соискателя — даст или нет контакты, под каким предлогом попытается отказать. Если, например, скажет, что людей, с которыми можно связаться, нет, но при этом в резюме у него пятилетний стаж, это странно.

Поскольку оценка одного человека — это далеко не всегда объективно, на собеседовании кроме техлидера присутствуют продакт-менеджеры, которые потом будут работать с тимлидом. И решение принимается после совместного обсуждения.

В нашей практике собеседований есть истории о том, какие люди точно не могут стать тимлидами, а у каких это точно получится. Например, такой кейс: сильный разработчик стал тимлидом в другой компании, во время своей работы сменил команду. Когда стали выяснять, были ли проблемы в команде, он рассказал, что да, конфликты были, один сотрудник из-за этого ушел, а сам тимлид пообщался с ним один на один только перед уходом. И вообще такие встречи с командой не проводил, считая, что если люди захотят пообщаться, они ведь сами придут. То есть, команда тимлида не сильно волновала. Другой пример: после найма разработчика без функции управления командой человек стал проявлять себя как настоящий тимлид — у него отлично получалось фасилитировать встречи, возвращать всех участников к теме обсуждения. После ему удалось провести несколько обучающих митапов для команды. В скором времени этот человек вырос до тимлида.

Что полезного почитать о тимлидерстве в IT

Старший брат команды. Кто такой тимлид и как пройти собеседование на эту позицию

Азбукой тимлида можно назвать книгу «От разработчика до руководителя» Камиля Фурнье, бывшего вице-президента Goldman Sachs. С ней обязательно познакомиться каждому.

Еще полезные материалы:

  • «Мама, я тимлид», Марины Перескоковой, бывшей сотрудницы Яндекса;
  • «Сложные подчиненные» Максима Батырева — набор практик российских руководителей;

И на эту же тему есть классическая старая книжка про программистов «Как пасти котов», которая до сих пор актуальна. Про название: программисты — это котики, потому что очень независимые и любят ходить сами по себе. Аналогия вошла в профессиональный фольклор.

Перечисленных четырех книг достаточно для понимания роли тимлида и того, какими компетенциями он должен обладать. Бонусом стоит почитать что-нибудь про ненасильственное общение — например, одноименную книгу Маршалла Розенберга и «Джедайские техники конструктивного общения» Александра Орлова. Они помогают понять, как сделать эффективной любую коммуникацию.

Резюмируя: тимлид — это лидер, который заботится о команде, организует процессы внутри нее, выстраивает коммуникации с другими отделами и стимулирует всех двигаться к общей цели. Он может не быть крутым техническим специалистом, но должен уметь работать с людьми, быть лидером и находить общий язык со всеми: от продакта до дизайнера.

Свободные вакансии тимлида, техлида, разработчика и других специалистов можно найти на карьерном сайте Учи.ру.

Для начинающих разработчиков в Учи.ру открыт летний набор на оплачиваемые стажировки по направлениям:

Если вы чувствуете, что можете быть полезны команде, но не видите нужной вакансии, напишите об этом в свободной форме на карьерном сайте — возможно, мы просто не знали, что ищем вас.

1616
17 комментариев

В начале статьи вроде хотели разобраться в разнице между тимлидом, техлидом и тд, а в итоге перешли в рекламу курса тимлидерства, забыв о введении. Классика

5
Ответить

За ссылки в конце статьи - спасибо)

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Не все, что хорошо рифмуется, обладает смыслом)

3
Ответить

Александр, в начале статьи говорится о том, что в сфере IT возникает много новых специализаций и ролей — одна из них роль тимлида. О ней и рассказывается подробно.

В статье нет упоминания курсов на эту тему.

2
Ответить

Как сказал один мой товарищ, был у нас один тимлид, да сплыл.

1
Ответить

Описание очень похоже на скрам-мастера, только с дополнительной ролью

Ответить