Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Каждый, кто когда-то был в роли заказчика и искал исполнителя для написания текста на сайт, сталкивался с трудностями. Первая – где искать копирайтера. Вторая – как определить компетентность автора и его способность создать подходящий контент.

Итак, если вы заказчик-новичок, вот несколько советов по определению адекватности исполнителей с первых слов. И наш список классических типажей копирайтеров, с которыми вы можете столкнуться.

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

В процессе поиска иногда подключаются третьи лица…. Например, руководитель, который посоветовал в исполнители свою двоюродную племянницу по младшему брату бывшей жены. А что, она прошла курсы копирайтинга и 100% напишет продающий текст на сайт!

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Какими бывают копирайтеры и чего от них ожидать

Обращаем внимание: это наше вольное обобщение исполнителей, с которыми мы сталкиваемся. А называем мы разделы вымышленными персонажами с присущими им характеристиками – так веселее и понятнее.

Машина, Спидраннер, Альфа-особь

  • Ему всегда понятно техническое задание. Он пишет текст точно так, как нам нужно, при проверке захочешь – не докопаешься.
  • Всегда укладывается в срок, он не знает слов «продлите, не успел». Возможно, продал душу Сатане за вторую пару рук и 25-й час в сутках.
  • Если у него произошёл форс-мажор, то он сам предлагает новый дедлайн и реально в него укладывается.
  • Молниеносно реагирует на доработки и конструктивно решает проблемы.
  • Умеет находить информацию, поэтому редкая тема вызывает у него трудности. Тексты информативные и без воды.
  • Его недостаток – может напугать неопытного заказчика.

Работать с такими одно удовольствие, вы всегда можете быть уверены в результате. Все настолько хорошо и гладко, что иногда он заставляет нас усомниться в себе: «Может, это я как-то не так проверяю текст или ставлю слишком большие дедлайны?». Но, нет. Это просто очень классный исполнитель.

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Однажды наш автор просто без объяснения причин пропал с радаров на несколько дней. Наша команда не стала поднимать панику, а спокойно ждала его. Мы были уверены – он всё напишет, просто чуть позже. Оказалось, гражданин немного буйно выражал свою гражданскую позицию и его арестовали на сутки. Немного позже он предупредил, что нужно продлить дедлайны. В результате мы получили свои тексты, а он свои деньги, просто с небольшим опозданием.

Страдалец, Королева драмы, «Ты серьёзно?»

  • Задаёт много однотипных и нудных вопросов по ТЗ, даже если работает с нами регулярно и видит требования к текстам не в первый раз (именно поэтому постоянно задаешься вопросом: «Он опять об этом спрашивает? Он серьёзно?» ).
  • Обычно сдает работу вовремя, но если надо продлить дедлайн, то каждый раз просит так, как будто сам такой запары не ожидал и это дичайшая редкость.
  • Если необходима доработка (поправить что-то в готовом тексте, исправить ошибки или несоответствия ТЗ), то вынесет все мозги по поводу каждого замечания и переспросит о каждой запятой. Или не будет пререкаться, но обязательно прокомментирует: «Как же так не доглядел, вот это да, простите, пожалуйста, я случайно».
  • Каждый текст сдаёт с комментариями вроде: «Я старался как мог, надеюсь, все получилось», – как будто заказчик при проверке сделает скидку за старания.
  • Постоянно просит помощи и отказывается пользоваться поисковой строкой в своём браузере.

Это не всегда непутевые ребята, иногда просто общительные. Они стараются обратить на себя внимание, получить помощь и снисхождение. Просто запаситесь терпением и будьте достаточно строги, не сдавайтесь под гнетом дружелюбия.

Мутный, «ну ХЗ»

  • ТЗ соблюдает, но с вольностями. О косяках знает и сразу исправляет, когда просят. Мотивирует свои импровизации тем, что: «Мне показалось так будет лучше».
  • Соблюдает дедлайны, но не стабильно. Может начать затягивать и ничего ты с этим не сделаешь. Но потом снова начинает сдавать работы вовремя. А потом опять просрочивает. А потом снова сдает вовремя.
  • Если нужно доработать текст, может сделать только хуже. А может и лучше. А может и никак.
  • У него есть несколько приоритетных тематик, в которых он разбирается, и по ним сдает информативные тексты. Остальные темы будут рерайтом и водой-водицей (так не годится).

В качестве одного из исполнителей в общей ватаге такие авторы вполне подойдут, но рассчитывать на них и ставить большие объёмы работ с жесткими дедлайнами может быть чревато. Мы обычно ставим на таких простые небольшие тексты, просто для разгрузки других копирайтеров.

Адреналиновый наркоман

  • Требования ТЗ выполнены, но выглядит так, будто нет. Вроде всё сделано, но как-то по-своему.
Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами
  • Сроки всегда на грани. Если спрашиваешь, почему просрочил и когда сдашь, то игнорирует несколько дней, а потом внезапно сдаёт шикарный текст.
  • Аргументы и факты в текстах звучат как правда, но проверить достоверность сложно. Начинаешь спрашивать – скидывает статьи британских ученых, которые выяснили.

Схема работы с ними такая же, как с Мутными – один из авторов, работать с которым страшновато, но возможно.

Голодный или Святая простота (это неофиты)

  • Загребает максимум заказов с любыми дедлайнами и клянется, что всё успеет и сделает в лучшем виде.
  • Сначала сдает самые простые тексты, у заказчика создается впечатление успеха, но потом копирайтер устаёт и, земля, прощай.
  • Но по мере готовности сдаёт работы и исправляет ошибки. Постоянно извиняется.
  • Качество работ непредсказуемо.

Вполне подойдут как исполнители, просто не верьте на слово и не нагружайте сложными и срочными заказами. Ставить на них, например, небольшие однотипные тексты для разделов интернет-магазина – самое то.

Жадный / Ушлый, может переродиться в Крысу

  • Тоже загребает максимум заказов, как Неофиты, но считает, что мы должны быть ему благодарны. А что, он же взял всё на себя и снял с нас груз поиска исполнителя!
  • Выполняет работу нехотя, вразвалочку. Просрочивает дедлайны, оправдываясь тем, что: «Смотрите, сколько работы вы мне навалили, конечно я ничего не успеваю». 😐
  • Качество работ непредсказуемо, но неплохо будут получаться простые тематики и лёгкие ТЗ.
  • Доработки вызывают возгорание в области седалищного нерва, ведь мы «взвалили на него столько работы, конечно, нельзя всё сделать идеально».
  • Становится Крысой в тот момент, когда делегирует часть работ другим исполнителям за меньшую цену. Если его ловят на этом, начинает песню про много работы, и что это в первый и последний раз (нет).
Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Наша команда сталкивалась с такими пациентами. Одна красавица обратилась напрямую к компании-заказчику, для которого мы заказывали у неё тексты, с предложением написать им в обход нас и дешевле. Единственное, что таким помогает – вечный бан аккаунта, если это биржа, или полный разрыв рабочих отношений, если сотрудничаете напрямую.

Кандидат всех наук, Самое сильное звено, Деловой

  • В портфолио пишет, что он в копирайтинге с тех пор, как появился интернет. Он знает, как должно выглядеть наше ТЗ и задает много уточняющих вопросов (которые чаще всего ни на что не влияют).
  • Если не успевает в дедлайн, то пишет со всей строгостью: «Я понимаю, что это влияет на мою деловую репутацию в ваших глазах, но, ручаюсь, такого не повторится».
  • Принимая доработки, он всегда рад пояснить за своё мнение. Но как только говоришь ему сделать, как в ТЗ (ведь что мы платим и заказываем музыку), молча выполняет требования и в конфликт не вступает.
  • Считает, что может написать продвигающий текст на любую тематику, потому что знает воронку продаж. На самом деле пишет по скрипту, в результате все работы получаются одинаковыми.

Отличные исполнители, если вы нашли их сильные тематики (для каждого своя). Иногда это бывают даже сложные темы вроде финансов, медицины, юриспруденции.

Чек-лист для знакомства с автором

По большому счёту всё знакомство сводится к двум действиям – поздороваться и почитать портфолио. Хотя, иногда хватает и первого «Здравствуйте», чтобы понять, с кем имеешь дело. Но это клинические случаи. Итак, дальше небольшой гайд.

Приветствие

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Даже если исполнителя нам посоветовал начальник/друг/брат/сват, прежде, чем давать ТЗ, надо понять, с кем планируем работать. Это возможно ещё на этапе приветствия (по крайней мере, реально отсеять самую жесть).

Задайте автору пару наводящих вопросов – как часто работаете на фрилансе, это подработка или планируете долгосрочное сотрудничество, можем ли мы рассчитывать на адекватное восприятие критики и быструю доработку. По ответам уже будет понятно, что это за покемон. Ещё варианты:

  • «На какую цену вы претендуете?» Если у вас нет своей фиксированной ставки за 1000 символов, промониторьте среднюю цену за аналогичные заказы на любой бирже и сравните с тем, сколько просит ваш кандидат. Если цена занижена, то это не всегда дешево и гнило. Может быть, наш товарищ только начинает свой путь в копирайтинге или возвращается в профессию, мониторит рынок, смотрит, как сейчас обстоят дела и пока готов взяться за работу недорого. Если цена завышена, то, может, это действительно хороший автор, который знает себе цену и стоит ему её заплатить (а, может, и правда ЧСВ на максимум).
  • «Вы готовы следовать техзаданию?» Понимает ли автор, кем он работает. Его тексты будут проверяться по строгим критериям и ему платится денежка за их четкое выполнение. Копирайтер должен осознавать, что мы с ним контрагенты взаимовыгодной сделки, не подружки (даже если его привели к нам за ручку и настоятельно порекомендовали).
  • «Можете ли вы дать портфолио, хоть какое-то?» Если да – это уже успех.

Оцениваем его портфолио

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

В идеальном мире предложенные тексты – это не избранные изумруды, а случайная выборка, которая реально поможет понять скиллы человека. Но, напомним, мы не в идеальном мире. Поэтому вот небольшой чек-лист.

Структура текста

Если у автора вместо абзацев, заголовков и списков сплошная простыня, скорее всего, он не понимает, что делает. Внимание читателя ни за что не цепляется и рассеивается, а информация усваивается с большим трудом.

Первый абзац

Даже SEO-текст с жёсткими требованиями и вхождением ключевых слов в первом же абзаце должен быть написан человеческим языком, читаться легко и непринуждённо. Если автор не смог сформулировать самое начало, страшно представить, что будет в конце.

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Длина предложений

Очень грустно читать длинные, сложноподчиненные предложения, которые состоят из нескольких, пусть и связанных друг с другом, тезисов – в них мысль перетекает из одной в другую, и, даже если логика в целом соблюдена, то в итоге может получиться такая не самая приятная ситуация… когда мы уже забыли, что было в начале этого предложения. Наоборот это тоже работает. Парцелляция – это прекрасно. Но не всегда. Это должно быть уместно. Иначе получается ерунда. Вот такая. Например. М-да. Не класс.

Повторы и вводные слова

Ни для кого не секрет, что, наверное, не стоит выбирать копирайтера, если он, как правило, тут и там использует вводные слова, однако.(с)

Автор просто льёт воду, такого нам не надо. И потому нам это нам не надо, потому что копирайтер использует бесполезные слова, а не даёт полезную информацию 🙂 Можно ещё раз повторить это другими словами, но читатель, как правило, не такой рассеянный, чтобы повторять ему одно и то же трижды.

Превосходные степени

Шикарнейший текст может быть мощнейшим инструментом для достижения скорейшего результата, но читать это – печальнейшее занятие. Меньше эмоциональности, если это не к месту. Читатель не всегда в потрясающем настроении и готов впитывать восторг автора.

Восклицательные знаки и вопросительные предложения

Удивительно! Неужели текст, в котором автор сам себе задает вопросы, может достигнуть коммерческих целей? Давайте разбираться! Самая распространенная ситуация: читатель зашел в блог по запросу: «как штукатурить стену шпателем» и видит в первом же абзаце вопрос: «А вы знаете, как штукатурить стену шпателем?»

Автор, родной, а ты попробуй угадать ответ. Конечно, читатель не знает, если он попал на статью по этому запросу! Для какой цели так писать – не понятно.

О чём надо договориться на берегу

О механизме оплаты:

  • Предоплата, постоплата или частями.
  • Будем или не будем доплачивать, если он напишет больше символов.
  • За что мы готовы доплачивать (поиск картинок, сложные темы, срочность и тд).
Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

О санкциях:

  • За регулярную просрочку дедлайнов.
  • За отказ от заказа по неведомой причине в день сдачи.
  • Придумать можно сколько угодно, главное оставаться в рамках здравого смысла.

О техзадании:

  • Автор должен соблюдать все пункты ТЗ без исключений.
  • Работа должна присылаться в том виде, в котором вам удобно (гугл.доки, вордовским файлом, в блокноте, на скрижали, голубями).

Об обратной связи:

  • Хотя бы спросите, какой у автора часовой пояс.
  • Договоритесь о рабочих часах и не дергайте автора в нерабочее время. Он фрилансер, а не крепостной. Это работает в обе стороны.
  • Попросите автора предупреждать, если хочет на время перестать брать заказы в работу. Тоже работает в обе стороны.

О чём угодно можно договориться, если вы ведете себя по-человечески.

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Копирайтер в штате или фрилансер

Когда их много, а ты один: как эффективно управлять копирайтерами-фрилансерами

Биржа

👍

  • Защищают обе стороны сделки от потери средств.
  • Предоставляют профили исполнителей и заказчиков с информацией о них и отзывами.
  • Огромный выбор авторов и заказов на любые темы с разным бюджетом и условиями.

👎

  • Сложно найти постоянного партнера, потому что очень много предложений с обеих сторон.
  • Биржа берет неплохой такой процент с каждого заказа (тоже с обеих сторон), который надо закладывать в бюджет.
  • Если попался неадекватный человек и рейтинг профиля испорчен, не всегда возможно восстановить справедливость.

Заключение

Копирайтер – ваш партнер, он исполнитель работы, за которую вы платите ему денежку, и заинтересован в результате не меньше вас. Если вы начали сотрудничество с автором, а он думает иначе, можно найти другого. Если человек уже несколько раз подводил, не поддавайтесь на уговоры коллег, начальников, друзей и родственников продолжить давать ему заказы – ожидания не оправдаются. И при общении со своим автором будьте в меру строгими и лояльными. Они такие же люди, практически к каждому можно найти подход и получить качественные тексты.

Августа Ванина
Специалист ОТК (SEO-отдел)
66
2 комментария

Если компания периодически работает с копирайтерами-фрилансерами, то проще нанять такого сотрудника по договору с самозанятым и подключить к CRM-системе. Тогда вы будете видеть постановку задач на канбан-доске, время их выполнения и трудозатраты. Как один из хороших вариантов для контроля удаленного сотрудника.

Тоже хороший вариант работы. И удаленщику будет удобно - видны дедлайны и приоритетность задач