Мой опыт написания писем разработчикам, от полного провала до хвалебных отзывов

Реальность ит-рекрутера такова, что холодные звонки разработчикам – это уже моветон, и коммуникация идет большей частью в переписке. Идет много споров, можно ли и стоит ли писать в мессенджеры. Мнения расходятся, и у каждого свои защитники.

Я придерживаюсь позиции, что разработчики имеют право на приватную жизнь, и писать в мессенджеры стоит лишь с их согласия.

Однажды я долго не могла получить ответ от кандидата на счет времени встречи, написала ему в скайп. А он мне потом рассказал, что он был на встрече и шарил свой экран, и мое сообщение увидели все участники встречи.

Это, конечно, частный случай. Но показательный.

Поэтому в холодную я захожу в большинстве случаев через почту. Тут тоже есть свои сложности. ИТ-рекрутинг – он весь такой, с подвыпервертом 🤪 Разработчики получают десятки писем в день. Даже в условиях текущей ситуации, когда кажется, что ИТ-рынок подсдулся. Но нет, российские разработчики все также востребованы, как внутри страны, так и за ее пределами.

Как видит ваше письмо разработчик:

Какое из них ваше?<br />
Какое из них ваше?

И совсем не все письма бывают открыты, а скорее совсем единицы. А если и открыты, то до конца не прочитаны.

Что же нужно, чтобы письмо с предложением вакансии было как минимум прочитано, как максимум дан позитивный ответ. Давайте попробуем сейчас стать разработчиком и посмотреть на письмо его глазами. Что мы хотим там прочитать?

Например, я разработчик, у которого все хорошо на текущем месте, я доволен условиями, мне нравится проект, у меня классная команда… Скорее всего я письмо даже не открою...

А возможно, я уже давно на проекте, многое уже сделано, и я только начинаю подумывать о новых возможностях…

Какие слова и фразы меня привлекут и зацепят?

Трансформируемся в рекрутера и попробуем тезисно прописать те моменты, которые стоит учесть при написании писем ит-специалистам.

Первое, что видит адресат – тема письма.

Она должна быть информативной и кратко передавать суть письма. Не стоит вуалировать информацию, в данном случае открытость будет более важна. Даже если мы заманим какими-то загадками, и по факту это будет не так, наш лид все равно не сработает. Уже тема письма, в идеале, должна сподвигнуть на ответ. И тут стоит оговориться, что самое первое и важное – стоит писать релевантным кандидатам. Письма с предложением java разработчика питонисту будут только раздражать и портить репутацию ит-рекрутера.

На мой взгляд, удачные темы могут быть такими:

Иван, для вас вакансия Senior java разработчик в Сбер

middle Python backend developer (Flask), удаленка

Чуть более креативно:

Релокейт в Калифорнию за кодинг на java

Можно еще добавить вилку зарплат, это повысит конверсию открытия писем.

Приветствие.

Много идет споров, как обращаться к кандидатам, на «ты» или на «вы». Выявила такой тренд – в компаниях с западным менеджментом, работающим на западный рынок, где язык коммуникации английский – там спокойно можно на «ты», это с бОльшей степенью вероятности будет воспринято адекватно. Если же компания с российским менеджментом, в особенности проекты около гос.сектора – там лучше на «вы», и уже следующим шагом предложить перейти на «ты».

Но «привет», по моему мнению, будет уместно в любом случае. Даже если после будет «вы».

Не стоит писать «доброго времени суток», лучше использовать «добрый день». В данном случае подразумевается просто приветствие, а не конкретный временной промежуток.

Стоит обратиться к человеку по имени. И очень важно не перепутать с фамилией, если мы используем ATS для автоматических рассылок. У меня был случай, когда система заглючила, и рассылка 50 кандидатам ушла без имен. То есть письмо начиналось с

«Здравствуйте, соискатель!»

Было очень стыдно и неудобно перед всеми 50 кандидатами. Один из них мне ответил:

"Здравствуйте, рекрутер!"

Я, конечно, извинилась следующим письмом и перед ним, и перед другими 49 кандидатами. Но ощущения были ужасно неприятные.

Как и в обычной встрече, хорошим тоном будет представиться. Сильно тут не покреативишь. Я Дина, рекрутер. Этого вполне достаточно. Не стоит бессмысленно растягивать «я являюсь…» или «представляю компанию…». Лучше сразу зашить в эту фразу важную информацию:

«…помогаю своему любимому СуперМегаApps (любимому не только мной, но и 10млн пользователей в AppStore) собрать действительно крутую команду. Хотим быть еще лучше) …»

Так мы сразу даем вводные по масштабу и деятельности компании, плюс показываем своим отношением, что внутри классно)

Дальше идет один из самых важных блоков - Суть письма.

Сначала мы должны рассказать, почему мы пишем этому человеку. Хорошим тоном будет указать, где мы нашли этого человека (так кандидат будет понимать, какая информация о нем у нас есть). Дальше в ход идет персонализация. Это когда мы находим в резюме или профиле кандидата уникальную информацию и добавляем ее в письмо.

Например, нам нужен синьор java разработчик с опытом наставничества, а наш Иван активный участник java-коммьюнити и постоянно менторит новичков.

Или Иван работал на масштабном и значимом проекте с высокими нагрузками (а нам как раз нужен именно такой опыт).

Возможно, кто-то дал Ивану классную рекомендацию (в некоторых профессиональных соц.сетях, например в linkedin) и можно сослаться на нее. Каждый профиль или резюме уникально, нет двух одинаковых. И нам нужно найти и выделить те моменты, которые присущи только этому кандидату.

А что делать, если профиль совсем пустой?

Даже если в резюме совсем не за что зацепиться – можно так и сказать:

"Хочу предложить вам вакансию …, но в вашем профиле совсем мало информации (но java разработчик там фигурирует ;)), и я не могу быть уверена, подойдет ли она вам, но все же…"

и это тоже будет уникальной информацией. Но если так написать кандидату с развернутым профилем – будет совсем не очень хорошо.

В идеале, текст должен быть емким и информативным, давать максимум важной информации в паре-тройке абзацев, с возможностью получить подробности по ссылке (переходы по ссылке можно отслеживать, получая таким образом данные для аналитики). Здесь нам надо понять, что компания может предложить реально классного, найти изюмнку нашей вакансии. Она есть всегда, так как вакансии тоже уникальны) Нужно постараться уйти от «позиция может быть интересной для вас», а рассказать, чем именно она может быть интересной. В процессе составления вакансии нужно найти те главные поинты, которые будут собственно сутью вакансии. В большинстве своем разработчикам важен стек, продукт, собственно, какую проблему этот продукт решает, команда, бренд работодателя и тп. Бывает, что проект довольно заурядный, не решает каких-то глобальных пользовательских задач, но команда – просто огонь! Тогда стоит подчеркнуть именно этот пункт в письме. Или это может быть старт-ап с не выстроенными процессами, но технологии – на острие.

Например, у нас вакансия того же джависта в крупный банк (не буду уж называть их, все итак знают), как правило, это массовая позиция. И кажется, ну какое тут EVP. Но если проанализировать, то увидим, что стек современный, есть высокие нагрузки, есть проекты, которые пишутся с нуля, команда высокопрофессиональная, если мы говорим про внешние продукты – то они и с технической и с бизнесовой стороны интересны, а внутренние – часто связаны с большими данными. И вот такие моменты нужно находить и подсвечивать.

Или другой пример. «Госуха», как называют такие проекты. Но сайт Госуслуги имеет такие нагрузки, какие еще поискать. Помимо этого, улучшение этого сервиса – реальная возможность сделать жизнь обычных людей проще. Мы сейчас опустим все сопутствующие негативные стороны подобных проектов – это тема для отдельного обсуждения. Мне хочется показать, что важно искать и находить то, что делает вакансию уникальной и продаваемой.

В завершении письма нам нужно дать какой-то посыл к действию, не навязчиво, но уверенно)

По сути, это информация, по которой кандидат понимает, какие дальнейшие шаги надо предпринять, если он заинтересовался вакансией. В идеале кандидат должен согласиться на встречу. Это сложно, но точно достижимо!

Будет здорово и сюда запихнуть важной информации) Например, вот так:

Если новые профессиональные горизонты - это то, что вам сейчас нужно, и вакансия вас заинтересовала, пишите или звоните мне в телеграм, с радостью расскажу детали и организую встречу с лидом (вот он на linkedin).

Или вот так:

Иван, у вас такие именитые компании в опыте, давайте добавим еще и один из лучших в стране банков в ваше резюме) Пишите мне, а если позвоните, я конечно сильно удивлюсь, но обязательно вам отвечу)

Некоторые примеры из моего опыта, которые получили неплохой отклик.

Я Дина, ИТ рекрутер. Нам, рекрутерам не всегда везет с настроением адресатов) Я искренне надеюсь, у вас сегодня замечательный день, как минимум обычный, но если вдруг что-то пошло не так и все идет наперекосяк, не переживайте, в итоге все точно будет хорошо!

А я пишу вам с предложением вакансии. Насколько мне хватило опыта оценить ваш профиль linkedin, предположу, что позиция может быть вам интересна...

Я Дина, ИТ рекрутер. Знаю, нам всем сейчас не просто. Кто-то спешит менять работу, кто-то боится, кто-то не знает, как поступить. Мы хотим помочь, если вам нужна консультация по состоянию рынка, тенденций и любых других карьерных вопросов, обращайтесь, пожалуйста.

И ещё я пишу вам с предложением вакансии...

Второй пример начинается с предложения реальной помощи, что уже сразу располагает.

Писать письма сложно. Но в этом точно нет никакой магии) Если с креативом пока не складывается, старайтесь избегать канцеляризмов и сложных конструкций. Разработчики люди прямые, им нужна конкретика) Пробуйте разные варианты, отслеживайте конверсию, ищите лучший вариант.

33
2 комментария

Благодарю!

1
Ответить

с подвыпервертом

Ответить