Как составить продающее резюме. 12 важных правил визуала и контента от IT-рекрутера

Как составить продающее резюме. 12 важных правил визуала и контента от IT-рекрутера

Мы занимаемся подбором в IT уже 15 лет. Обычно много полезного пишем для IT-компаний и рекрутеров, а сейчас запускаем цикл постов для кандидатов в IT.

  • Как указать правильную вилку и найти работу по карману?
  • Как составлять резюме, чтобы оно зацепило?
  • Как обсуждать вопросы релокации?
  • Как быть готовым к собеседованиям с разными участниками подбора?
  • Какие есть актуальные ресурсы для поиска работы на международном рынке?

Обо всем этом в нашем новом цикле статей #HiRockForIT

Как составить продающее резюме

Одним из важных шагов к успешному поиску работы является правильное составление резюме. Что такое "правильно" - разберем с точки зрения рекрутеров и HR. Они чаще всего являются фильтром между кандидатом и работодателем, и ежедневно отбирают сотни резюме. Опытом делится Марина Павлова - IT-рекрутер Hi, Rockits!

Мы настолько кайфуем от лаконичных, структурных, логичных и понятных резюме, что иногда делаем искренние комплименты его составителю. Потому что подобным резюме он помогает нам чуть быстрее выполнить нашу работу. Самое главное - благодаря грамотно составленному резюме кандидат быстрее и эффективнее продает себя на рынке труда.

Не существует каких-либо жестких правил и рамок составления резюме: все зависит от того, в какой сфере вы ищете работу, должность какого уровня вы занимаете и как именно хотите себя позиционировать перед будущим работодателем. В зависимости от этих факторов, резюме может быть формальным, нейтральным или максимально непринужденным по стилю. Однако, есть некоторые универсальные пункты, которые вы можете учесть при составлении резюме.

Глобально можно выделить две ключевые составляющие резюме: визуальное оформление и наполнение. Давайте разберем каждый пункт отдельно.

Оформление

Представьте, что вам за 10-30 секунд нужно обработать 1-3 страницы письменного документа и "выудить" ключевую информацию, а там просто сплошной текст строчка за строчкой. Кто-то удивится этому, но примерно такое количество времени мы тратим на ознакомление с резюме, и именно так в наших глазах выглядит пример резюме, неэффективного с визуальной точки зрения. Для CV очень важны четкая структура и оформление. Что же можно сделать базово, чтобы резюме стало более читабельным и приятным глазу?

1. Не скупитесь на абзацы. Группируйте по абзацам ключевые составляющие текста: информацию о проекте, ваши обязанности и задачи, стек технологий, достижения и т.д. Иногда лучше даже сделать два отступа там, где это визуально и логически уместно во избежание лепнины. Текст должен "дышать".

2. Жирный шрифт, курсив, подчеркивания - тривиальная база. Выделяйте жирным шрифтом название компании, должность; курсив можно использовать для выделения фраз, на которые вы хотите обратить особое внимание или для придания контраста.

3. Символы и знаки. Для четкости передачи информации можно (но необязательно нужно) использовать различные знаки и символы - от простых, вроде пунктирных линий и цифр, до стрелочек и звездочек.

Для перечисления задач идеально подойдут буллет поинты "•"/ "○" или пунктирные линии "-". Перед достижениями, как вариант, можно использовать галочки "✓" - это создает некую ассоциацию с успешно выполненной задачей.

Главное здесь - не перегрузить текст обилием завитушек. Соблюдайте баланс.

4. Фотография. Постарайтесь выбрать четкую, нейтральную или при желании более формальную по стилю фотографию в хорошем разрешении. В крайнем случае, лучше обойтись без фото, чем поставить фото с дачи на фоне шашлыков (реальный кейс).

Контент

Конечно содержание вашего резюме решает. Но не все соискатели обладают навыком правильной самопрезентации даже на этом этапе. Часто встречаются резюме, перегруженные информацией, и при этом сложно выделить суть: чем же именно занимался кандидат и какой профит принес?

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Количество текста

Лонгриды - плохо, но и двух слов “Я хороший разработчик” тоже недостаточно. Придерживайтесь золотой середины. В идеале, на каждое место работы должна приходиться примерно треть листа А4. Это оптимальный размер, в рамках которого можно донести мысль и не превратить резюме в автобиографическую книгу. Оставьте простор для собеседования и устной беседы.

Ключевые слова

Один из важнейших пунктов. Рекрутеры ищут кандидатов по ключевым словам в резюме, поэтому если вы хотите попасть в более широкую выборку, выпишите несколько синонимов вашей должности и укажите их в названии резюме, например, через слеш. Пример: Product Manager/ Менеджер продукта; “Frontend Developer/ React/ JS”. В описании опыта ключевыми словами также будут являться сферы, технологии или метрики, с которыми вы работали. Укажите конкретные инструменты, например, что работали с 1С, если вы бухгалтер, или CR, CJM - если вы продуктовый менеджер. Обозначьте сферы и рынок, с которыми имели дело - B2B, B2C или B2G, и т.д. Чем больше и лучше вы конкретизируете, тем выше шансы, что вы попадете в первый круг поиска.

Конкретика и персонализация

Не стоит перечислять столбиком все типичные задачи для вашей должности. Выделите те, которые считаете основными и ключевыми в вашей работе и подкрепите небольшими примерами или конкретикой, основанной именно на ваших кейсах. Например, указывайте не просто "разработка платформы", а "разработка серверной части highload платформы по аналитике рекламы в соцсетях".

Результаты

Как ни странно, на просторах работных сайтов очень часто можно встретить резюме, в которых совершенно не отражены результаты работы. Компания хочет понимать уже на этапе ознакомления с резюме к чему вы пришли за время работы на той или иной должности и какой профит принесли предыдущему работодателю. Итоги работы лучше сформулировать максимально понятно, без "воды" и с указанием конкретики. Здесь лучше говорить языком цифр. Сколько бы крутых эпитетов вы не написали о себе, они все равно не произведут такого эффекта, как цифра, пусть и одна. Указывайте сколько проектов было сделано, сколько привлечено клиентов, во сколько раз удалось повысить те или иные показатели. В каждом бизнесе свои цифры, поэтому отвечайте на вопрос “Сколько?”, а не “Что я делал?” Пример: За 4 месяца увеличил активную клиентскую базу на 40%".

Группировка

Если вы хотите перечислить технологии или инструменты, которыми вы владеете, здесь будет кстати группировка по типам или видам. Этот пункт будет особенно актуальным для программистов. При описании проекта вполне ожидаемо, что кандидат укажет конкретный стек, который он использовал в процессе работы и перечислит технологии через запятую. Но будет совсем здорово, если в графе "О себе" вы укажете весь спектр важных технологий, с которыми вы работали и разобьете их по пунктам. Например, отдельно языки программирования, фреймворки, библиотеки, базы данных, архитектурные паттерны и т.д. Не забывайте, что это также поможет вам попасть в первый круг поиска благодаря ключевым словам.

Живое, человеческое изложение

Лучше стремиться к простому, понятному изложению текста. Вместо сухого перечисления достижений через существительные (оптимизация процессов, фикс багов, увеличение базы клиентов), можно использовать глаголы (оптимизировал процессы, исправлял ошибки, увеличил клиентскую базу). Глаголы придают завершенность и чаще всего просят конкретики, и это отличный способ убить двух зайцев - рассказать чем именно вы занимались и к чему в итоге пришли, приведя примеры.

Графа “О себе”

Вроде и резюме составили, расписали подробно чем занимались, и цифры привели. Что же еще нужно? Здесь несколько вариантов. Посмотрим, что обычно пишут кандидаты и как с пользой заполнить графу “О себе”, максимально гармонично дополнив основную информацию в резюме.

Что же чаще всего сюда вписывают?

Хобби и увлечения. Стоит ли о них писать в резюме? Мнения на этот счет расходятся. Иногда хобби так или иначе связаны с профессиональной деятельностью соискателя и отражают его широкий кругозор, дополняют его род деятельности или свидетельствуют о его возможной смене. Однако, если вы напишете в резюме как сильно любите вышивать крестиком или разводить кроликов, вряд ли это будет нести какую-либо ценность для работодателя, так что в этом смысле все зависит от контекста. Подумайте зачем вы включаете тот или иной пункт и какую реакцию хотите вызвать написанным?

Что определенно стоит включить?

Перечислите ваши софт скиллы, но не в формате “Я добрый, ответственный, серьезный” и еще с десяток эпитетов, а в разрезе ваших достижений. Например, “Я умею отлично договариваться с людьми/ у меня прокачанный уровень межличностных договоренностей/ я могу делать Х и Y/ я привлек X и Y в нашу компанию, и именно поэтому я продвинул проект внутри”. Конечно, вы можете просто написать “Я Java разработчик”, но не забывайте, что вас будут смотреть из десяти таких же Java разработчиков и в первую очередь позовут того, чье резюме вызовет реакцию: “Хм, вот этот человек про нас, он классный! Берем”.

Как можно дополнить информацию о вашем опыте в графе “О себе?”

Есть один пункт, на который многие работодатели и рекрутеры, обращают пристальное внимание - сколько месяцев/лет вы проработали на одном месте работы. Современные реалии могут сильно влиять на этот фактор: жизнь ускоряется и теряет прежнюю стабильность. Никто не ждет, что вы будете работать 5-10 лет на одном месте. Более того, это скорее вызовет вопросы: а почему вам не захотелось “выйти из зоны комфорта” и попробовать другие проекты, расширить свою экспертизу или пойти дальше? Однако, если кандидат несколько раз менял места работы за последние 2-3 года, не задерживаясь на одном месте дольше 6-10 месяцев, а в резюме про это ничего не написано, можно предположить, что он “бегун” и имеет проблемы с коммуникацией или в профессиональной сфере. Конечно, так называемое “бегунство” и короткие сроки работы - это не приговор - если вы это объясните. Можно сделать пометку прямо под описанием места работы или же в графе “О себе”. Причины могут быть разные: нашел другие пути развития/ более интересный проект/ работу ближе к дому. Все эти причины нормальны, и все мы люди. Главное - учиться быть открытым и уметь объяснять.

Самооценка. Лайфхак, который зацепит за душу любого, кто будет смотреть резюме - это самоанализ. В графе "О себе" также можно провести анализ в рамках профессии. Возьмем, например, СТО - технический лидер. Можно разложить эту должность на составляющие:

Программист | Лидер | Стратег | Траблшутер

Оценить себя по этим направлениям по 10-бальной шкале. Написать, где сильные стороны, а чего не хватает. Например, как лидер, я вообще крутой - на десяточку, как разработчик я уже на троечку, давно ничего руками не писал, я подбираю сильную команду. Как стратег-управленец, я на семерку, есть пойнты, в которых мне нужно еще набраться опыта.

Супер уровень - написать чего не хватает до 10-ки.

Красивое, информативное и продающее резюме - это почти искусство, и целой статьи не хватит, чтобы охватить все стили и возможные варианты составления. Мы постарались собрать для вас самые базовые, но очень важные принципы, следуя которым вы сможете значительно повлиять на свой успех в поисках идеальной работы.

Удачи в составлении резюме и поиске работы! :)

Еще больше полезного рассказываем в канале Hi, Rockits!

Классные вакансии от проверенных компаний в канале с IT-вакансиями.

Если нужна качественная помощь с закрытием вакансий - обращайтесь. Работаем на "вау" эффект.

55
Начать дискуссию