Как сотрудничать с людьми, которые вам не нравятся

Несколько месяцев назад бывший клиент - назовем ее Катя - позвонила мне, чтобы поделиться новостями. Недавно она устроилась в престижную финансовую корпорацию, я поддерживал ее на протяжении перехода из одной компании в другую, поэтому был в курсе дел. Учитывая, как она осознанно и ответственно к этому подошла, я ожидал, что наш разговор будет о ее первых победах.

Вместо этого Катя призналась, что у нее появилась вроде простая, но серьезная проблема: она не очень хорошо ладила с одним из руководителей её уровня - назовем ее Мартой. Отношения как-то не заладились с самого начала и со временем всё становилось только хуже. Катя переживала, что неспособность ладить с Мартой может помешать успешной работе на новом месте и подорвать карьеру в компании, о которой она мечтала.

Когда мы с Катей обсуждали ситуацию, она подчеркнула, что Марта талантливый, опытный и уважаемый всеми руководитель, ее нельзя назвать токсичной и сложной. Но у них были разные стили управления и взгляды на решение проблем.

Мы проработали ситуацию. Катя осознала, что сотрудничество с Мартой важно для получения результатов. Оценивая отношения более честно, Катя признала, что ей не удалось наладить контакт с Мартой, потому что она сама старалась её избегать из-за разности взглядов и подходов к работе.

Катя разработала несколько стратегий для улучшения взаимоотношений. Ни одна из них не уникальна, их трудно придерживаться, но эти идеи, вы можете использовать, когда приходится работать с кем-то, кто вам не нравится.

Подумайте о причине напряженности и о том, как вы на нее реагируете

Первый шаг - это осознание проблемы. Подумайте, что именно вас напрягает в общении, почему вы так реагируете. Не забывайте, что невозможно ладить со всеми, но есть потенциальная ценность в каждом взаимодействии с другими. Вы можете и должны учиться почти у всех, с кем встречаетесь, и ответственность за это лежит на вас, даже если отношения не из легких.

Признайтесь честно, не провоцируете ли напряжение вы. Возможно, именно ваша реакция на ситуацию лежит в основе проблемы. Кате пришлось признать, что «неприязнь» Марты, возможно, была спровоцирована ей же.

Приложите усилия, чтобы понять точку зрения другого человека

Мало кто встает с постели по утрам с целью сделать вашу жизнь ужасной. Найдите время, чтобы обдумать точку зрения другого человека, особенно если он важен для успешной работы. Спросите себя: почему этот человек ведет себя так? Что его мотивирует? Как меня воспринимают коллеги? Чем я могу им помочь?

Катя начала по-другому думать о Марте, когда поняла её цели и мотивы. Не так уж и сильно они противоречили друг другу.

Решайте проблемы, а не критикуйте и конкурируйте

Чтобы лучше работать вместе, важно перейти от конкурентной позиции к совместному решению проблем. Вместо того, чтобы пытаться “победить” другого человека или избегать его, скажите напрямую. Катя пригласила Марту на обед и призналась ей: «Я чувствую, что мы не работаем вместе настолько эффективно, насколько могли бы. Как ты думаешь? У тебя есть идеи, как нам работать вместе?».

Покажите свою заинтересованность в сотрудничестве. Обычно люди идут навстречу, а если у вас не получится, вы хотя бы попытались и сможете без зазрений совести продолжать ненавидеть этого человека :)

Задавайте больше вопросов

В напряженных ситуациях многие пытаются навязать свою точку зрения. Мы можем быть чрезмерно напористыми, что только ухудшает ситуацию. Вместо этого попробуйте задать вопросы - в идеале открытые, предназначенные для завязывания разговора. Задавайте адекватные вопросы и наберитесь терпения, чтобы по-настоящему выслушать другого человека. Ведь вам, наверняка, захочется поспорить.

Узнайте больше о вашем стиле межличностного общения

Легко оправдать конфликты фразой “не сошлись характерами”, но у всех разные стили общения и взаимодействия с людьми, и зачастую знание этих различий может помочь.

За обедом Марта и Катя обнаружили, что обе закончили один и тот же университет. Катя - интроверт, предпочитает самостоятельно и спокойно решать проблемы. Марта, наоборот, экстраверт, легко переключается с задачи на задачу, сосредотачивается на общей картине и решает проблемы, обсуждая их с другими. Учитывая эти различия в стиле и предпочтениях, Катя и Марта считали взаимодействие друг с другом неудобным. Но как только они осознали свои различия, поняли, что их стили могут быть взаимодополняющими.

Не стесняйтесь просить помощи

Обращение за помощью показывает, что вы цените знания и опыт другого человека. За обедом Катя набралась смелости и сказала Марте: «Ты работаешь здесь дольше меня. Я понемногу начинаю разбираться, но мне нужна твоя помощь ». Затем она задала несколько вопросов: ”Чему уделить внимание? Чего не хватало тебе, когда ты только начинала работать? К кому я могу обращаться за помощью, если что-то будет непонятно?”

Отношения Кати и Марты стали лучше. Во время нашего последнего разговора Катя сказала мне, что они с Мартой стали больше контактировать: лично, через мессенджеры, корпоративный канал в Slack. Теперь каждый квартал они собирают команды для оценки прогресса и поиска возможностей улучшения процессов. Хотя Марта и Катя не стали лучшими подругами и не проводят время вместе вне офиса, совместная работа стала приносить отличные результаты.

Успех Кати в том, что она решила первой пойти на контакт. Катя осознала проблему и смогла адаптировать свое поведение.

Если в вашем коллективе есть человек, который вам не нравится, возьмите инициативу в свои руки и поговорите с ним. Так выиграют все: вы, ваши коллеги и компания в целом. Ведь если нас отвлекают какие-либо раздражающие факторы, эффективность работы снижается, а вместе с ней и удовлетворенность жизнью.

66
4 комментария

Надо надо надо надо : надоели !!! Надо пометить территорию как собаки чтобы на чужую не вступали

2
Ответить

Ничем хорошим это не закончится - кто-то уйдет. Если оба проявят упорство - карьера превратится в ад и каждый из людей будет вспоминать потом этот период как страшный сон.

2
Ответить

Не сотрудничать. В мире достаточно людей и компаний с которыми нравится. В долгосрочной перспективе это всегда окупается.

2
Ответить

В своей работе фрилансера-предпринимателя я выработал для себя правило: если кажется, что клиент мудак/сложный/истеричный/неадекватный/самодовльный то нахуй его сразу, себе дороже. Моё время – мой единственный продукт и самый дорогой для меня. Если не бьётся ROI по времени / нервам / заработком то это всегда убыток (можно что угодно себе обещать, но это не сбывается). Нада выстраивать правила + границы и всякая дичь отсеивается сама по себе. Впоследствии это всегда работает.

PS - именно по этой причине я ушёл с офисной работы и пошёл во фриланс / предпринимательство.

Ответить