Как создать корпоративную культуру в IT-компании на 30 человек и хантить лучших у корпораций

Небольшим компаниям сложно конкурировать с бизнес-гигантами в привлечении толковых специалистов. Собрать хорошую команду — мечта любого CEO и рекрутера. Приглашая на работу ценного специалиста, стартап может обещать конкурентный доход и причастность к проекту, способному в перспективе стать чем-то большим и значимым, но зачастую этого окажется мало и идеальный кандидат, выбирая между вашей компанией и другой, с офисом в Москва-Сити или на Даниловской мануфактуре, примет оффер корпорации.

Как создать корпоративную культуру в IT-компании на 30 человек и хантить лучших у корпораций
Анна Дизер
HR BP компании Novo BI

Меня зовут Анна Дизер, я HR BP компании Novo BI, резидента Сколково. Мы разрабатываем цифровые enterprise решения для прогнозирования потребительского спроса в цепях поставок. Расскажу, как нам удалось создать действительно работающую модель корпоративной культуры, которая помогает собрать команду увлеченных людей.

Сейчас в нашей команде 30 человек. Основатели и финансовый блок работают в офисе в Сколково, основная часть команды разработки и сейлзов в гибридном формате — в уютном питерском офисе на Невском проспекте или из дома, остальная команда на полной удаленке в разных городах России.

Если вы подумали, что корпоративная культура в небольшой компании создается методом проб и ошибок, то вы все верно подумали. Мы пробовали разные форматы работы, проводили вечеринки в офлайне и онлайне, продумывали системы мотивации, писали вдохновляющие письма и, наоборот — неделями не трогали сотрудников, давая им полную свободу действия. В общем, экспериментировали с формами.

Можно много рассуждать, о том, что такое корпоративная культура в небольшой компании, и как она создаётся, нужно ли писать для этого вдохновляющие цитаты на постерах в офисе, прописывать правила корпоративного общения и заявить всем о том, что любая проблема сотрудника будет замечена руководителем, потому что мы — команда. Все это непременно нужно, но, на мой взгляд, некоторые вполне материальные и осязаемые инструменты скажут о вашей корпоративной культуре куда больше.

Баланс онлайна и офлайна

В распределенной команде сложно создать единую атмосферу. Сотрудники могут работать вместе долгое время и коммуницировать друг с другом только по рабочим вопросам в переписке в рабочих чатах. Удалённая работа принесла в нашу жизнь мобильность и гибкость, но также и отсутствие границ между работой и домом, слишком много экранного времени и бесконечные видеоконференции. Важным фокусом нашей корпоративной культуры стало сохранение удовольствия живого общения даже в условиях тотального онлайна.

Стратегические сессии

Дважды в год вся команда собирается на стратегические сессии. На самом деле мы встречаемся гораздо чаще, но тут фокус на слове “вся”. Даты сессии определяются заранее, на это время всем членам команды настоятельно не рекомендуется брать отпуск или планировать другие рабочие встречи, поэтому на пару-тройку дней ноутбуки в руки берут только дежурные сотрудники, отвечающие за бесперебойную работу нашего продукта. Обычно один день занимает выступление тимлидов с фактом работы за предыдущие полгода и планами на будущие, а второй день полностью посвящен командообразованию и совместному отдыху. Местом встречи чаще всего назначается Москва — сюда удобнее добираться сотрудникам из других городов. Ежеквартально собираемся с разработчиками в питерском офисе. Личные встречи для обсуждения развития продукта нужны объективно чаще.

Всегда включенные камеры

Сохранение контакта глаз помогает создать эффект личного присутствия. Первое время на удаленке приходилось просить включить камеру, объяснять, как это важно. Сейчас такие разъяснения уже не требуются — сотрудники сами устали от черных экранов и хотят видеть собеседника, отметить его новую прическу или самим поделиться смешной историей, дополняя рассказ жестами.

Есть мнение, что включенные камеры плохо влияют на производительность труда. Опыт нашей команды показывает обратное. Хотя, сравнивая офлайновые и онлайновые встречи, нельзя не отметить, что после “живой” встречи все, как правило, стремятся быстрее вернуться за компьютеры и продолжить работу, а после виртуальной наоборот — отдохнуть и выпить чашку чая.

Корпоративный чат

В нашем корпоративном чате практически нет кастомных шуток, которые поймут только посвященные, зато тут тепло приветствуют новых сотрудников, пишут важные новости в формате коротких заметок и ведут текстовую и фото трансляцию корпоративных и рабочих мероприятий. Конечно, у каждого отдела есть чаты для своих, зато общекомандный очень информативный и там легкая навигация.

Регулярные информационные дайджесты

Популярный инструмент в компаниях, и тут снова нужно сделать акцент. В этот раз на слове “регулярные”. И, желательно, интересные. Когда мы заметили, что открываемость таких писем снизилась, то решили бороться за внимание каждого сотрудника. Стали писать в теме письма самые цепляющие словосочетания из всего текста. Получилось что-то вроде “Поиски драйвера производительности труда, бас-гитариста и котлетки каждому бургеру: почему стоит читать инфодайджест NOVO BI”. Этот ход серьезно поправил статистику переходов и читаемости корпоративных новостей.

Поздравления с днем рождения

Поздравления мы в компании очень любим. Созваниваемся всей командой в то время, когда удобно имениннику, с камерами само собой. И говорим кучу теплых слов. Это важно любому человеку.

И вот еще деталь — деньги на подарок выделяет компания. У всех в карьере были компании, где на день рождения каждого сотрудника собирали деньги на подарок со всех остальных. Тем самым, ты как бы сам покупал себе подарок, но в рассрочку. Вроде деньги небольшие, но в какой-то момент это серьёзно надоедало и тому, что эти деньги регулярно отдаёт, и тому, кто их с команды собирает. Поэтому в нашей компании есть отдельная статья расходов на подарки сотрудникам на дни рождения, свадьбу и рождение детей. Просто так комфортно всем.

А на гендерные праздники — День защитника Отечества и Международный женский день — сотрудники сами организуют поздравления. Не то, чтобы эти праздники у нас не почитаются, просто такая традиция сложилась — организовывать необычные поздравления, развивающие творческое мышление сотрудников. Подобные поздравления тоже часто требуют денег, но это решают девушки и парни самостоятельно. Делаем акцент на творческих способностях сотрудников.

Командные спортивные мероприятия

Если бы меня попросили в одном предложении вербализовать и транслировать главную внутрикорпоративную ценность, то я бы назвала серьёзное отношение к моральному и физическому здоровью сотрудников. За время пандемии многие ребята почувствовали дефицит энергии, сетовали на отсутствие движения и прямо заявляли о потребности чаще встречаться с коллегами, без обсуждения спринтов и воронок продаж. Обычно даже небольшие передвижения в офисе к кулеру и обратно, походы на обед с коллегами и прогулки к метро, добавляли необходимого заряда бодрости.

Решение было на поверхности.

Наш CEO увлекается триатлоном и приобщает команду к различным беговым мероприятиям. Даты забегов стали отмечаться в корпоративном календаре, а подготовка к ним — отдельным творческим процессом и KPI по внутренним коммуникациям ответственных сотрудников. Вместе с командой мы выходили на старты в Москве и Питере. По дистанции нет обязаловки — кто-то бежит полумарафон, а кто-то 5 км. Это правильно, ведь каждый сам ставит для себя планку. Намного показательнее стало, когда эту планку начали двигать сами сотрудники. Наш бухгалтер, например, начинала с 10 км, а сейчас активно тренируется на 21,1 км.

Как создать корпоративную культуру в IT-компании на 30 человек и хантить лучших у корпораций

Рост интереса к спорту в нашей команде не случился после первого старта. Регулярные тренировки помогли некоторым сотрудникам серьёзно втянуться, и мы решили поддерживать тягу к занятиям — организовали беговой челлендж. Пробовали разные механики: кто пробежит больше километров за месяц или первым преодолеет в общей сложности 500 км. Через приложение для бега отслеживали результаты, заносили в турнирную таблицу. Победитель получал сертификат на беговые кроссовки, часы Garmin или другие спортивные аксессуары. Победитель, да и все участники, бонусом получали удовлетворение от того, что джинсы, которые стали малы пару лет назад, наконец застегнулись.

В этом году мы приняли участие в первом корпоративном старте по триатлону в Сочи. И этим стартом сразу стал IronStar, аналог IronMan в России. Эстафета в “полужелезной” дистанции предполагает преодоление 113 км на трёх этапах: 1,9 км плавание, 90 км велоэтап и 21,1 км бег. Шесть сотрудников в составе двух корпоративных команд несколько месяцев готовились к соревнованиям, каждый в своей дисциплине. Этот был очень серьёзный старт, поэтому степень вовлечения и концентрации на командном успехе была запредельная.

Как создать корпоративную культуру в IT-компании на 30 человек и хантить лучших у корпораций

Корпоративные трисьюты от производителей кастомной спортивной одежды для триатлонистов получились очень яркими, но не такими как впечатления команды от того, что они преодолели в подготовке и на самих соревнованиях. Даже решили снять корпоративный фильм на основе этого старта, тоже важный инструмент корпоративной культуры.

Шесть с половиной минут хорошего корпоративного видео, которое можно забрать в референсы

По традиции вели трансляцию в общекомандный чат. Уже собираем списки на следующий год. В планах привлекать тренера для составления полноценного плана тренировок команд.

Не скупитесь на хорошего фотографа и видеографа даже для небольших корпоративных собраний. Удачный кадр обязательно перекочует из корпоративного облака в социальные сети сотрудника, а корпоративный фильм снимет десятки вопросов кандидата о том, будет ли ему интересно в вашей команде.

Гибкая система нематериальной мотивации

Во многих компаниях в мотивационный пакет входит ДМС. Или фитнес. Или компенсация занятий английским языком. У нас входит всё, но на выбор. Одному сотруднику важнее позаботиться о здоровье и пройти нужных врачей, другому — снизить затраты на фитнес, а третьему — погасить затраты на изучения языка. В зависимости от суммы затрат это может быть полное или частичное погашение, но выбор всё равно остается за сотрудником.

Важное условие! Мы согласовываем вид мотивации один раз в год, и поменять его можно только по окончанию периода.

Мерч

Мы любим мерч. Без него не может обойтись ни одна ИТ-команда и сформироваться ни одна корпоративная культура. Вэлкам-боксы сейчас только внедряются в нашей команде, но брендированные худи, беговые футболки и smart-календари есть у всех сотрудников.

Крутой корпоративный мерч, на наш вкус, должен пройти испытание мусорной корзиной. Если у гугла спросить стандартный набор приветственного бокса для сотрудников и подарков для клиентов, то, скорее всего, там окажется кружка, ручка и ежедневник. Вполне полезные вещи, но они вряд ли будут бережно храниться и с удовольствием использоваться долгие годы. В нашем вэлкам-боксе только самые важные штуки для работы в ИТ-компании: брендированный худи, корпоративный стикерпак и значок, а также мощный power bank.

Кстати, наш спортивный мерч носят не только сотрудники. Некоторые клиенты очень вдохновились нашими корпоративными увлечениями, ведь бег — это доступная и мотивирующая физическая нагрузка, поэтому решили приобщиться. Как-то посчитали, что в наших футболках бегают в 11 городах России.

Корпоративная культура есть у всех компаний. Обязательно, есть. Даже если для ее развития ничего не делается. Она видна сотрудникам, она видна клиентам. И, в конечном счёте, если команда и бизнес получаются, она видна и вам самим.

1717
21 комментарий

Госпади, куда катится этот мир... В стартап из 30 человек, вместо обычных работяг, которые могут просто за бабки делать много работы без лишних формальностей, нанимают эйчаров, бегунов и прочих ценных специалистов, чтобы создать корпоративную культуру с корпоративным идиотизмом.

10
Ответить

Ну для работы без эйчаров, бегунов и прочих ценных специалистов остались такие как вы, поэтому можно не переживать — много работы без лишних формальностей (и без минимальной ценности) будет сделано

1
Ответить

Красивые фотки получились, по любому отличная корпоративная культура))). По поводу бегунов вспомнилась реклама щас по тв крутится - вкусно и точка вроде, манагер кричит - мы одна команда, а он там бедный прыгает))) А так культура, то культурой - а как всё это на результатах труда отражается? Она как то влияет, или не в этом главная цель?

4
Ответить

Хороший вопрос, Евгений. Сложно точно скоррелировать корпоративную культуру с метриками типа быстрее, дороже и т.д, но чётко прослеживается один KPI — низкая текучка кадров. В самом начале статьи я писала о том, что мы предлагаем конкурентную зп, на уровне с большими компаниями, поэтому, считаю, взаимосвязь между культурой в команде и комфортом сотрудников очевидной. Плюс я на этапе собеседования вижу, как кандидаты положительно реагируют на мой рассказ компании. При прочих равных, люди выбирают ту команду, где им будет интересно.

4
Ответить

Непонятно только, как это все кроме видео помогает поднять конверсию найма. Если все прочее только ради видео, которое демонстрируется кандидатом, то ОК, тогда ясно. Но как-то кажется не совсем эффективно с точки зрения выхлоп/затраты.

3
Ответить

Поздравления мы в компании очень любим. Созваниваемся всей командой в то время, когда удобно имениннику, с камерами само собой. И говорим кучу теплых слов. Это важно любому человеку.

I’m sold! (Интроверт уровня 100)

3
Ответить

Я бы начинал изнутри, а не греб всех под одно. Разбирал бы команду индивидуально: кто интроверт, кто меньший интроверт. И уже исходя из такого набора, я бы смотрел, как команду "развлекать". У меня одни интроверты и рандомные посиделки "а давайте пойдем в бар" (да еще завтра. А ответ надо дать в течение получаса) не катят. Подходит что-то более вдумчивое и с пользой при временных затратах

2
Ответить