Управление репутацией работодателя в интернете

Почему важен HR-бренд? Как его выстроить? Какое значение имеют отзывы в интернете? - на эти и другие вопросы ответили специалисты по работе с репутацией из Аксиома Веб.

Управление репутацией работодателя в интернете

По статистике, 8 из 10 соискателей ищут отзывы о компании от бывших сотрудников перед походом на собеседование. Из них - 67% людей могут изменить свое мнение, в зависимости от содержания этих отзывов. Не ищут отзывов только о лидерах. Например, все мы знаем, как выглядят офисы Google и хоть раз слышали о привилегиях, которые предоставляют сотрудникам, потому вряд ли кому-то придет в голову искать негатив о работе там.

Негатив? А что насчет положительных отзывов?

Хорошо, если их будет больше, но нравиться абсолютно всем невозможно, и соискатели это понимают. Рассказать хорошее о компании и HR-специалист может, а в интернете люди ищут “подводные камни” и часто целенаправленно ищут негатив. Наличие резко положительных и столь же резко отрицательных отзывов о компании позволяют соискателю (как, впрочем, и потребителю) посмотреть под широким углом, оценить возможные риски и самостоятельно сформировать среднюю объективную оценку. Отсутствие же негативных отзывов вызовет скорее подозрения, поэтому не спешите их удалять или скрывать, если вдруг обнаружили.

Что же делать с плохими отзывами?

В первую очередь стараться их предотвратить: невозможно иметь хорошую репутацию как работодателя, не заботясь о своих сотрудниках. Если отзыв все же был написан, часто компании предпочитаю его игнорировать, чтобы не привлекать внимание: если об этом молчать, значит - этого нет. Но так не работает. Чаще всего, негатив без ответа создает впечатление, что либо это правда, за которую компании стыдно, либо организации безразлично мнение сотрудников. И то и другое играет в минус в глазах соискателя, поэтому с плохими отзывами нужно работать. Мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

  • Разобраться, что стало причиной отзыва. Перед тем, как что-то предпринимать нужно установить автора, поговорить с его коллегами, выяснить, какая ситуация побудила к написанию отзыва и что стоит за его словами: реальное желание указать на проблему в компании или обида и жажда мести.
  • Принять меры внутри компании. Да, читать критику о себе всегда неприятно, особенно, если она правдива, однако нужно понимать, что это дает хорошую почву для того, чтобы стать лучше. Здесь главное не закрывать глаза. Если 10 сотрудников, уволившись, написали про плохую систему мотивации или неадекватного начальника отдела, стоит задуматься: скорее всего, здесь действительно есть над чем поработать. Возможно, приняв меры в отношении к тому самому начальнику или улучшив какие-то внутренние регламенты, можно будет предотвратить распространение негатива.
  • Ответить на отрицательный отзыв. Здесь на помощь приходит ORM-специалист, ведь важно сделать все аккуратно и вежливо. Нужно поблагодарить за мнение и сообщить, какие меры были приняты для решения описанной ситуации. Так вы публично продемонстрируете, что цените мнение даже бывших сотрудников и стараетесь исправлять недочеты, на которые вам указывают. В случае, если автором отзыва движет обида, и отзыв объективно ложный или сильно утрированный, можно отшутиться и указать на его абсурдность. Главное - не увлекаться. Помните, что ответ должен быть корректным, без лишних эмоций и перехода на личность автора. Статистика показывает, что 51% людей может изменить свое мнение после прочтения ответа компании на негативный комментарий. Соискатели любят гибкие компании, которые умеют признавать свои ошибки.

Что делать, если негативных отзывов больше, чем позитивных?

Разумеется, это не значит, что ваша компания плохая и все делает неправильно. Старо как мир: довольный человек поблагодарит и пойдет дальше, а недовольный - пожалуется всем, чтобы выплеснуть свою злость. Именно поэтому позитивные отзывы собрать сложнее, чем негативные. Для увеличения общего рейтинга компании можно попросить сотрудников оставить отзывы и рассказать в них, за что они любят свою работу. В случае, если сотрудникам некогда, выпускайте на арену ORM-специалиста. Он займется написанием и размещением положительных отзывов от их лица, а также будет отслеживать появление новых комментариев и изменения рейтинга компании.

Достаточно ли работы с отзывами для построения бренда работодателя?

Разумеется, нет. Это лишь один из инструментов. Большинство компаний сейчас ведет поиск сотрудников с помощью социальных сетей и таргетированной рекламы, поэтому выгодное построение бренда работодателя там едва ли не важнее отзывов на сторонних ресурсах. Зачастую целевая аудитория продуктов компании полностью или частично пересекается с аудиторией потенциальных сотрудников, поэтому можно даже не создавать отдельную “карьерную” страницу. В SMM-стратегиях для таких клиентов мы прописываем работу с брендом работодателя как отдельное направление ведения основного аккаунта, наряду с развитием продуктового бренда и продажами.

Какие инструменты для построения бренда работодателя сейчас наиболее актуальны?

  • Фото- и видео- контент

Да, стандартные посты. Что может быть проще и информативнее? В них можно рассказывать о новостях и достижениях компании, транслировать атмосферу в коллективе, знакомить с сотрудниками, показывать корпоративные мероприятия и многое другое. Выберите tone of voice, подходящий для вашей аудитории и общайтесь с ней не одном уровне, как со старым другом - это всегда привлекает и сближает. Если через экран своего смартфона человек уже будет чувствовать себя частью вашей команды, он при первой же возможности откликнется на открытую вакансию.

  • Общение с аудиторией

Недостаточно просто писать и публиковать посты, нужно строить полноценный диалог с подписчиками: в комментариях, в личной переписке, в сторис. Честно отвечать на вопросы и участвовать в стихийных дискуссиях. Кроме того, если ваш бренд как работодателя уже хоть немного сформирован, можно инициировать и поощрять пользовательский контент - именно ему сейчас доверяют больше всего. На помощь придут различные челленджи и конкурсы, например, “расскажите в сторис, почему вы хотели бы работать в нашей компании и авторов лучших историй мы пригласим на собеседование”. Это не только прорекламирует ваш аккаунт, но и покажет компанию как ориентированную на свою аудиторию, а также даст много дополнительного контента, который можно репостить на страницу.

  • Репост контента сотрудников

Репостить можно не только инициируемый контент, но и то, что выставляют ваши сотрудники из офиса или с корпоративных мероприятий. Довольно часто люди транслируют в социальных сетях свои трудовые будни, а если к этому проявляет внимание официальный аккаунт работодателя - ему отдельный плюс. Там можно показать, что вы следите за жизнью своих работников и не стесняетесь показать всем, как на самом деле обстоят дела в вашем коллективе (даже если они выставляют мемы про конец рабочей недели). А если сотрудники постят что-то с неформальных корпоративных мероприятий или просто похода в бар с коллегами после работы - еще лучше! Это продемонстрирует вашей аудитории дружественную атмосферу в коллективе и покажет, что вы, как работодатель, поощряете не только работу, но и хороший отдых.

  • Прямые трансляции

Формат может быть любой: ответы на вопросы, виртуальная экскурсия по офису/производству, беседа с представителями тех или иных отделов и пр. Трансляция позволяет наблюдать за работой компании в прямом эфире, здесь и сейчас - увидеть реальную жизнь, а не постановочную картинку. Именно такая искренность сейчас наиболее активно вовлекает пользователей и повышает лояльность. Кроме того, во время трансляции люди могут задавать вопросы и тут же получать на них ответ - это отличный инструмент, чтобы выстроить общение и создать у потенциальных соискателей ощущение причастности к жизни организации.

  • Подкасты

Инструмент технически наиболее затратный, но стоит того, чтобы его использовать. На подкасты можно приглашать сотрудников различных отделов и разговаривать с ними о работе, жизни, новостях и каких-то животрепещущих темах. Это поможет не только лучше передать корпоративную культуру, но и познакомить аудиторию с сотрудниками, показать их разносторонность, рассказать о тонкостях их работы и взаимодействия между собой. Об этом уже упоминали, но важно повторить: если человек через экран “подружится” с вашими сотрудниками, он будет мечтать оказаться в их окружении.

  • Использование маскота

Маскот - это персонаж-талисман бренда, который преимущественно ведет коммуникацию с потребителями от лица компании, а также используется в рекламе, на упаковке и т.д. Но маскот можно использовать иначе - для отстройки бренда работодателя. Например, как делают Лаборатория Касперского, Пятерочка, Перекресток... Согласитесь, запоминающе, когда на собеседование приглашает мишка Мидори или очаровательный малыш Перек!

Управление репутацией работодателя в интернете

Чем чаще использовать маскота, тем лучше: его можно размещать на баннерах, на сайте, в интернет-рекламе, e-mail-рассылках, оформлении вакансий и в социальных сетях. Кроме того, можно распространять молву о вашем персонаже, выпустив забавные стикеры с его изображением для Telegram и VK (например, с типичными фразами на собеседовании) и мерч: футболки, чехлы на телефоны, носки, худи - да что угодно! Если мерч будет качественный и прикольный, ваши сотрудники с удовольствием будут его носить и привлекать к себе внимание окружающих: будет создаваться впечатление, что сотрудники компании повсюду, а правило “если все там работают, то и я хочу” работает безотказно.

Кроме того, использовать маскота можно на карьерных мероприятиях (в виде ростовой куклы или мягкой игрушки), а в социальных сетях с его помощью можно разделять рубрики “для клиентов” и “для соискателей” в социальных сетях бренда. Появился на фото персонаж - значит, сообщение про команду или информация для потенциальных сотрудников.

  • Таргетированная реклама

Это самый быстрый способ привлечения подписчиков на страницы социальных сетей. Публикуете привлекающий пост, настраиваете целевую аудиторию и запускаете. Ну, или обращаетесь к профессионалам, которые сделают все за вас.

Конец?

Почти. В заключение хотим сказать: нельзя думать, что какой-то один инструмент построения бренда - это панацея. Все должно работать в комплексе. Без таргетированной рекламы будет сложнее продвинуть крутой контент, а без качественного контента реклама не будет работать: пользователь один раз зайдет, его не зацепит, и он навсегда покинет страницу. Будете выставлять только фото- и видео- контент - подписчикам быстро наскучит, только репосты сотрудников - отпишутся из-за нехватки полезностей и непонимания, зачем им смотреть на каких-то неизвестных людей. Все должно быть в меру и сбалансированно - вот секрет успеха.

И помните, чем больше человек знает о “внутренней кухне” вашей компании, о сотрудниках и жизни коллектива, тем сложнее будет изменить его мнение случайным негативным отзывом.

44
10 комментариев

Комментарий недоступен

Ответить

ой, фу, вы говорите работа, у меня даже выворачивает(

1
Ответить

не соглашусь, есть разная работа и разные люди с отношением к ней

Ответить

нуу с таким подходом любая работа покажется унылой и мерзкой

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Разумеется, нужно и работать над собой - об этом тоже есть в статье. Специалист поможет тогда, когда работодатель уже нормальный, но хочет, чтобы об этом узнали не только действующие сотрудники, но и потенциальные :) Поэтому важен комплекс: просто красивая картинка быстро распадется, если за ней пусто.

Ответить