Но метод Беркуса не останавливается на количественном анализе ценностных факторов, вы должны присвоить денежную ценность каждому из них. Как правило, сам Беркус рассчитывал, что в каждую из категорий он может вложить до 500к долларов, такая сумма обусловлена рынком, на котором он работал и не является чем-то постоянным.
Всегда интересовало почему именно 500к, а не 200к или 1 000к? И как вообще определить это значение таким образом чтобы в рамках переговорного процесса не напороться на контраргументы?
Когда ко мне приходили такие инвесторы с подобными "научными" подходами, убедившись в отсутствии компетенций, смело слал их в сторону лесополосы
На самом деле сумма такая, во сколько сам себя оцениваешь. Кто то использует для этого свой подход, считает издержки и прочие вещи говорит.. но смысл одни. чтобы уверенно называть цифру и считать что она оправдана. Основатель WeWork называл из головы, во сколько себя оценивал. Основатели Spotify в последний момент изменили валюту инвесторов, за счет чего сумма выросла потому что были уверены. Но при этому у них был другой подход поиска инвесторов. Рон из Magic Leap чтобы поднять стоимость стартапа устраивал шоу (в прямом смысле в одежде космонавта) и скупал мусорные патенты.
Некоторые основатели ставят такую оценку, в которую они прежде всего оценивают лично себя и то во сколько они считают их компания будет оценена в будущем. Кто то мороженное продает за 100 руб. а кто-то упаковав его и преподнеся продаст за 1000 руб.
Для примера, давно одна моя знакомая придя на городской праздник с подругой имела с собой всего 100 руб. Они купили на них условно 10 шариков, надули и быстро продали каждый по 100 руб. и на эту 1000 руб погуляли. Шарик не изменился, но изменилась потребность в нем и следовательно его стоимость была оценена в x10 раз.
Я прям вижу как первый инвестор Apple, когда пришел к ним .. интересовался, сколько они продают уже, темпы роста и прочую херню. Оставьте эту модель для классического бизнеса, а не для стартапов. Пока один из таких инвесторов считал риски и сколько получит и т.д. от того что даст свое здание в Google в качестве инвестиций (когда это была лишь ранняя стадия), поезд уехал и он всю оставшуюся жизнь жалел об этом.
Просто нужно искать нормальных инвесторов, которые имеют деньги и такое же видение тренда и продукта.
Так что оценка компании - это ваша собственная оценка себя, своих сил, своей идеи. Если считаете что это стоит 10 тыс $ ок, если считаете что стоит 1 млн$ тоже ок.. и на вопрос как собираетесь заработать, нужно донести
1) как все будет, как будут люди взаимодействовать, использовать
2) страх того, что на фоне конкуренции, те компании которые не начали эти заниматься останутся на обочине как луддиты
Если компания/инвестор упрямиться - то ок. нах их, время дороже. Тут либо продукт ваш херня, либо идея/видение хрень , либо инвестор/компания тормоз.
А чтобы убедить инвесторов в правильности своей оценки стоимости можно продемонстрировать сколько зарабатывают уже окупающиеся стартапы (Х рублей), узнать на какое увеличение капитала они рассчитывают (в Y раз), и разделить Х на Y, так получим общую сумму вложений. После уже просто по методу раскидываем эту сумму на критичные категории (их тоже надо определять индивидуально, а не брать в слепую)
Разрабатывая метод, Беркус понял, что расчет потенциальной прибыли стартапов слишком сложен, поэтому использовал усредненное значение в 20 млн прибыли на пятый год компании -> хороший стартап за это время приносит инвестору 10-кратное увеличение вложенного капитала -> следовательно, вложить инвестор должен 2млн. -> делим 2 млн (2.5, если считать с выпуском продукта) на критические категории и получаем 500к на одну
Афтор видать какую-то книжку из 90х прочитал